Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общее положение Церкви в первые три века




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

ТОБОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

 

 

Кафедра богословия

 

Дипломная работа

студента 5 курса

Шишкова Евгения

 

ЖИЗНЬ И ТРУДЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

КИПРИАНА КАРФАГЕНСКОГО

 

Научный руководитель

преподаватель протоиерей

Алексей (Сидоренко)

кандидат богословия,

кандидат философских наук

 

 

Тобольск

 

 

Оглавление

Введение.......................................................................................................... 4

Глава 1. Эпоха............................................................................................... 6

1.1 Общее положение Церкви в первые три века................................. 6

1.2 Африканская Церковь. Карфаген................................................... 9

Глава 2. Жизнеописание свщмч. Киприана Карфагенского................. 11

2.1 Личность Святителя....................................................................... 11

2.2 Первые годы жизни святого Киприана......................................... 12

2.3 Пастырское служение святого Киприана...................................... 15

2.4 Последние годы жизни Святителя................................................. 24

Глава 3. Литературная деятельность........................................................ 32

3.1 Трактаты........................................................................................ 33

3.1.1 Книга о суете идолов............................................................... 36

3.1.2 Три книги свидетельств против Иудеев.................................. 37

3.1.3 Книга об одежде девственниц.................................................. 38

3.1.4 Книга о падших........................................................................ 41

3.1.5 Книга о единстве Церкви......................................................... 43

3.1.6 Книга о молитве Господней..................................................... 45

3.1.7 Книга к Деметриану................................................................. 47

3.1.8 Книга о смертности.................................................................. 49

3.1.9 Книга о благотворении и милостынях.................................... 50

3.1.10 Книга о благе терпения.......................................................... 52

3.1.11 Книга о ревности и зависти.................................................... 53

3.1.12 Письмо к Донату о благодати Божией.................................. 54

3.1.13 Письмо к Фотунату об увещании к мученичеству................ 55

3.2 Письма............................................................................................ 56

3.3 Сомнительные и неподлинные произведения............................... 57

Глава 4. Богословское учение святителя Киприана............................... 58

4.1 Учение о Единстве......................................................................... 59

4.2 О единстве Церкви......................................................................... 60

4.3 Единство Вселенской Церкви........................................................ 61

4.4 Единство епископата...................................................................... 62

4.5 О принятии падших....................................................................... 63

4.6 О крещении еретиков..................................................................... 65

4.7 О раскольниках.............................................................................. 67

Заключение................................................................................................... 70

Библиографический список....................................................................... 73


Введение

Проходит время: день сменяет ночь, за годом идет год, за веком – век, но не должно быть оставлено и предано забвению богатое наследие древнехристианского мира, жизнь и деятельность тех великих мужей, что сохранены в священном предании Матери нашей Церкви. Если кто-то не считает нужным участвовать в Ее спасительных таинствах, приобщатся сокровищу святоотеческой письменности, научатся и напитываться Духом Христовым, тот не вправе называть своим Богом Отца Небесного. «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь»[1], – такими ясными словами выразил эту мысль святой священномученик Киприан Карфагенский, жизнь и труды которого мы собираемся осветить в этой работе.

В те древние времена, когда восточная и западная Церковь являлись одним Телом Христовым, жило много великих мужей, которые достойно называются Светилами и Столпами Вселенской Церкви, которые прославились крепостью в вере, святостью в жизни, ревностью о благах Церкви. Они славились богатством знания, силою слова и мудростью в руководстве.

В частности, писания Святых Отцов и Учителей древней западной Церкви, оставили нам богатое духовное наследие, которое бесспорно должно быть дорого для всякого. Оно, безусловно, должно служить для нас предметом не только внимательного чтения, но и прилежного изучения[2]. Протоиерей Иоанн Мейендорф замечает, что «африканская Церковь подарила молодому христианству несколько крупных богословов (среди них святого Киприана Карфагенского и блаженного Августина) и после недолгого процветания полностью исчезла с лица земли с вторжением мусульман»[3]. Но в сокровищнице христианской мысли остались их поучительная жизнь и ценное богословие. Чтобы глубже познакомить читателя с западно-христианским наследием, в частности с африканским, предпринята попытка ознакомления с жизнью и деятельностью знаменитого Светила Западной церкви, святого священномученика Киприана Карфагенского.

Для лучшего восприятия и понимания читателем той эпохи, тех вопросов и проблем, которые стояли перед людьми того времени, этот труд начинается с рассказа об общем положении Церкви в мире в первые три века Ее становления и укрепления. Далее кратко будет сказано о городе Карфагене и его роли в западном мире. После этого, в соответствующих главах, будут рассмотрены основные моменты жизненного пути святителя, его творения, а также важнейшее направление его богословской мысли.

Основным источником для данной работы послужила книга: Святой Киприан епископ Карфагенский. Творения. – М.: Паломник, 1999. – 719 с. – (Библиотека отцов и учителей Церкви, VI). По этому изданию будет проведено цитирование трудов святого Киприан. При цитировании писем, в сноске будет указан номер письма и его адресат. (Ссылки на письма святого Киприана приведены согласно системе нумерации данного издания). При цитировании трактатов, в сноске будут приведены их названия и номер страницы.

Богословское наследие святого Киприана будет рассматриваться в следующем порядке: сначала трактаты, затем письма, далее сомнительные и не подлинные сочинения. Богословское учение Святого будет освещено в следующей главе.

В данной работе используются следующие сокращения слов: святой – св.; святитель – свт.; император – имп.; епископ – еп.; пресвитер – пресв.; священник – свящ.; священномученик – свщмч.; профессор – проф.; протоиерей – прот; архимандрит– архим; блаженный – бл.


Глава 1. Эпоха

Общее положение Церкви в первые три века

Что представлял собой языческий мир того времени в нравственном отношении? В письме к Донату святитель Киприан подробно описал развращенность нравов среди язычников. В общественной жизни царствовали обман, насилие, вражда и прочее. «Нарушали законы среди самих законов, попирали права при самих правах… Взаимные раздоры неистовствуют до бешенства, нет мира и среди мирных тог, и скромное торжище оглушается неистовыми криками. Там все готово: копье, и меч, и палач; когти для терзания, деревянный конь для пытки, огонь для жжения; для одного тела человеческого гораздо больше готово казней, нежели, сколько в нем находится членов... обвиняемый погибает только потому, что судья виновен… Быть между виновными невиновным есть уже преступление… Права согласились с пороками, и то, что делается открыто, перестало быть непозволенным»[4]. Любые зрелищные представления содержали в себе распутство и разврат, насилие и кровожадность. В театрах боготворили сами страсти. Святитель писал: «присутствуя на комических представлениях, одни повторяют пороки, которые им известны по домашней жизни; другие учатся, как можно быть порочным»[5]. Святой Киприан восклицает от горя и сожаления: «Сколько соблазнов в комедиантских телодвижениях! Сколько заразы для нравов! Сколько примеров бесстыдства! Сколько пищи для разврата! Какое противоестественное и непотребное искусство вырабатывается там?»[6]. Все народные забавы способствовали притуплению человеческих чувств сострадания и милосердия, и развивали зверские инстинкты жестокости и кровожадности. «Убивают человека в удовольствие человеку; убийство вошло в обыкновение, в искусство, в науку; люди не только злодействуют, но и обучают злодействам… Учат, как убивать; и убийцы славны тем, что убивают!.. Отцы смотрят на погибель своих детей; брат с сестрою сидят в партере; сама мать – что может быть достойней сожаления? – сама мать покупает для себя место на зрелище, платит за будущие свои вопли и отчаяние!»[7]. Куда бы человек ни посмотрел, везде открывается отвратительный образ языческого мира. «Вселенная обагрена кровью человеческой, – вздыхает св. Киприан, – злодейства освобождаются от казней не по закону невинности, но по величию бесчеловечности»[8].

Поэтому не удивительно, что наука и искусство, вся языческая образованность презиралась христианами. Проф. А. П. Лебедев пишет: «Разность между христианством и языческим обществом была слишком сильна, чтобы не выражаться во взаимных столкновениях, которые могли переходить в ожесточенную борьбу»[9]. Зная о том, что народ видел в них врагов своих богов, своего государства, цивилизации, врагов всех римлян, считая их людьми без всякой религии, становится понятно, почему христиане не могли ожидать себе мира и покоя. Все, начиная с императора до последнего подданного, чем-нибудь были недовольны христианами. Отсюда ненависть, страх, разные толки и сплетни. Всем своим поведением христиане протестовали против вековых прав языческого государства, против их идеалов и убеждений. Поэтому римское правительство, если оно хорошо осознавало стремления христианства, должно было их преследовать. А.П. Лебедев замечает один факт, говоря, что «систематическими гонителями христианства были именно те государи, которые отличались наибольшей рассудительностью, наибольшим пониманием положения дел государственных, которые лучше других императоров понимали нужды времени, каковы: Траян, Марк, Аврелий, Декий, Диоклетиан»[10]. Против Церкви издавались строгие законы, члены Ее подвергались кровавым преследованиям и тому подобное, но Церковь с необыкновенной быстротой в самом центре греко-римской империи, устроило свой внутренний быт, и, выдержав трехвековую борьбу, утвердилась в мире[11].

Во время императора Декия, задумавшего истребить всех христиан совершенно, гонение было особенно жестоко. Казни, ссылки, мучения, преследования – выпадали на долю каждого верующего, и испытание веры, каждый проходил по-разному. «Одни, – говорит Е. И. Смирнов, – при начале гонения, спасались бегством; у таких конфисковывалось имущество, и они теряли все гражданские права. Некоторые изменяли вере и приносили жертвы идолам; другие, хотя не приносили их, но получали от суда свидетельства в их принесении; некоторые, исповедав себя христианами, после жестоких гонений отрекались от веры»[12]. Но было бы несправедливо, указав на множество падших, не сказать о том, что никогда прежде не являлось столько твердых исповедников веры и мучеников, как в гонение императора Декия.

Вся тяжесть гонения первоначально обрушилась на предстоятелей церквей, которые были опорою, столпами, удерживающих христианскую общину от расшатывания и разделения. Ведь немало выпало на долю архипастырей заботиться о чистоте христианской веры, защищать откровенность учения от неправильного понимания истины или недопонимания вообще: защищать от заблуждений слабого человеческого ума. История свидетельствует нам, что христианское вероучение входило в сознание людей различно: одни во всей полноте принимали учение, другие только по форме, внешним образом, потому постоянно отпадали от веры или уходили в ереси или расколы[13]. Тертуллиан, в свое время, выразил эту мысль следующими словами: «Христианская религия имеет в рядах своих множество служителей простых и малопросвещенных, других – худо утвержденных в вере, а большую часть христиан легкомысленных, расположенных обратиться в ту сторону, какую угодно»[14].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных