Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. Литературная деятельность




 

Вся литературная деятельность св. Киприана стоит в тесной связи с его епископским служением. Все недоумения, возникающие в церковной среде, все вопросы и сомнения, нарушающие мир и церковный покой запечатлены в трудах Святителя. Читая их можно не только коснуться некоторых исторических моментов, но и глубже познакомиться с нравами и обычаями того далекого времени, почувствовать дух пастырства, который несут в себе сочинения св. Киприана, поучиться смирению и кротости христианской веры. Читая его письма и книги, удивляешься спокойствию и рассудительностью в мыслях, любвеобильности, с которой он обращается к слушателям. Даже в апологетических трудах, при защите христианской веры от нападок со стороны язычников, встречаешь достойное, выдержанное в духе православия, опровержение всех наветов и сплетен, отеческое вразумление заблуждающихся. Без гнева, как само собой разумеющееся, с кротостью и простотой он отстаивает веру, привлекает всех отступивших от Церкви, а злословящим Ее, советует бросить свое неразумие и придти в мире к Богу.

Сами творения св. Киприана начали издаваться очень рано. «Первые издания их относятся к 1471 году. Потом они выходили по нескольку раз в XVI, XVII и XVIII столетиях, так что от последней четверти XV и до половины XVI века насчитывают до 86 изданий этих творений»[90]. К сожалению, католики и протестанты, занимаясь переводом, искали больше подтверждение своим взглядам о Церкви, и папстве другим богословским изысканиям. Поэтому ни одним изданием нельзя пользоваться без осмотрительности. «Лучшими изданиями считаются: 1) Ригольтово, вышедшее в Париже в 1648 году и повторившееся, с некоторыми прибавлениями, под редакцией Приория, в 1666 году, также в Париже; 2) Оксфордское, 1682 года, в котором участвовали два протестантских епископа, Иоанн Фелль и Иоанн Псарсоний; оно перепечатано было потом в Бремене (1690 г.) и в Амстердаме (1699 г.); 3) Балюзиево, под редакцией Пруденция Марана, в Париже, в 1726 году»[91]. В русском переводе все сочинения св. Киприана впервые были изданы Киевской Духовной Академией и печатались в Христианских чтениях с сер. XIX в.

 

 

3.1 Трактаты:

Как уже говорилось выше, сочинения св. Киприана являются своевременным ответом на все особо важные события, волновавшие Карфагенскую церковь. Самая большая часть из них состоит из писем, остальная из трактатов. Ввиду того, что все труды Святого написаны по разному поводу, то определить их по видовым группам несколько сложно. Есть среди них и апологетические и антиеретические труды. Существуют сочинения нравственного и практического характера. Письма, по своему множеству (66), требуют особого разделения, что будет сделано в следующих параграфах.

Основным источником для краткого рассмотрения трактатов Святого была использована книга: Святой Киприан епископ Карфагенский. Творения. – М.: Паломник, 1999. – 719 с. (Библиотека отцов и учителей Церкви, VI). Всего трактатов приписываемых св. Киприану насчитывается 13 (в их число входят два письма Святителя):

1. «О суете идолов» (De vanitate idolorum), написано около 247 г. На эту книгу указывают бл. Августин (Advers. Petilinum., cap. 4; De baptismo advers. Donatistas, cap. 44) и бл. Иероним (in epist. ad Magnum). «Это небольшое произведение, первые главы которого представляют компиляцию из «Октавия» Минуция Феликса, а последние выписаны из «Апологетика» Тертуллиана (Apologet. 21 – 23)»[92].

2. «Три книги свидетельств против Иудеев» (Testimoniorum libri tres ad versus ludaeos), написано также около 247 или 248 года. О подлинности этого творения свидетельствует Августин (Contra duas epistolas Pelagianorum, lib. 4, cap. 8 et 9). Только в разных списках оно имеет несколько разные виды, именно: в одних больше, в других меньше свидетельств из Священного Писания. Восстановить его подлинный вид критики не имели способов. По замечанию Сагарды: это «произведение имеет важное значение для истории перевода Библии на латинский язык»[93].

3. «Об одежде девственниц» (De habitu virginum), написано в 249 г. См. Августин. De doctrina Christiana, lib. 4, cap. 21; Иероним. Epistol. ad Evstochium et ad Demetriadem. Книга эта имеет в некоторых изданиях другое заглавие, несколько полнее, именно: О благочинии (De disciplina) и одежде девственниц. «По своему содержанию это произведение часто напоминает De cultu feminarum Тертуллиана»[94]. Оно является пастырским увещанием каждому христианину держаться целомудрия.

4. «О падших» (De lapsis), написано в 251 году. Об этой книге, равно как и о последующей свидетельствует сам Киприан в письме к римским исповедникам (38). Она была написана по поводу многих отпавших от веры во время гонение имп. Декия.

5. «О единстве Церкви» (De imitate ecclesiae), написано также в 251 г. Это бессмертное произведение было написано против расколов пресв. Новата и пресв. Новатиана.

6. «О молитве Господней» (De oratione Dominica), написано в 252 г. См. Августин. Epistol. ad Valerianum и Илария Пиктавийского Commentar. in Math, cap. V. Содержание трактата составляет толкование на молитву Господню.

7. «К Деметриану» (Liber ad Demetrianum), написано в 253 г. См. Лактанций. Lib. V, cap. 4; Иероним. Epistol. ad Magnum. Это книга по своей сути является апологией христианства направленной против мнения язычников, считавших христиан повинными в стихийных бедствиях.

8. «О смертности» (De mortalitate), написано в 253 г. Бл. Августин неоднократно упоминает об этой книге: см. Liber de praedestinatione, cap. 14; Epist, ad Vitalem, et cet. Книга написана по поводу свирепствующей моровой язвы, с целью убедить верующих не бояться от нее смерти.

9. «О благотворении и милостынях» (De opere et eleemosyna), написано в том же году. О ней — Иероним. in Epistol. ad Pammachum. Книга написана для побуждения христиан оказывать посильную помощь пострадавшим от мора.

10. «О благе терпения» (De bono patientiae), напис. в 255 году. См. письмо Киприана к Юбаяну (60). Несмотря на то, что это произведение написано во время проходившего спора о крещении еретиков, в книге о нем, специально, не упоминается.

11. «О рвении и зависти» (De zelo et livore), написано в одно с предыдущим время. См. Августин. De baptismocontra Donatistas, cap. 8.

12. «К Фортунату об увещании к мученичеству» (Ad Fortunatum de exhortatione martyrii), написано в 257 году. В отеческих писаниях нет указаний на творение Киприана, но во всех древних списках изданиях оно согласно приписывается св. Киприану.[95] Написано во время гонения имп. Валериана.

13. «Письмо к Донату» (ad Donatum), позднее названное – «О благодати Божией» (De gratia Dei). «Произведение написано, вероятно, вскоре после перехода Киприана в христианство. Поэтически-художественный стиль еще напоминает прежнего ритора»[96].

Далее, мы будем более подробно рассматривать сочинения свт. Киприана.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных