Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга об одежде девственниц




Этот труд, как сам замечает св. Киприан был написан по причине того, что «Церковь часто оплакивает дев своих и воздыхает, слыша о них бесславные и постыдные толки… (когда – Ш. Е.) вся слава и честь их предаются поруганию»[104]. Поэтому не мог Епископ оставить эту рану без пастырского врачевания; слишком больно и горько было св. Киприану видеть это и переживать.

Саму книгу Святитель начинает с рассуждения о благочинии: сколько спасительно следовать ему и сколько пагубно им пренебрегать. Приводит в пример слова из Священного Писания, где заповедуется принимать наказания Господни для наставления в правилах благочиния. Призывает христианина хранить чистоту своей храмины в страхе, иначе, согрешая, он понесет наказания тем большие, чем более он узнал Бога. Дисциплинарные наказания, по заключению Святого, являются краеугольным камнем благочиния, а христиане являются теми храминами, которые утверждены на этом основании. Отсюда видно, что кто, как не христианам должно блюсти в чистоте и порядке свои тела.

Далее Святой обращается преимущественно к девам, «которые тем большую имеют нужду в попечении, чем выше предоставлена им слава». [105] Он воспевает их следующими словами: «Девы – это цвет церковного отростка, высокое украшение благодати духовной, природа веселая, чистое и неповрежденное создание хвалы и чести, образ Божий, соответствующий святости Божественной, – это светозарнейшая часть стада Христова»[106]. Поэтому они, как ни кто другой, должны посветить себя телом и душой всецело Богу, совершать свое дело достойное великому предназначению, украшаясь для одного Господа и угождая Ему одному.

Затем Св. Киприан доказывает, что не должно девам бегать за украшениями. Целомудрие, как он говорит, заключается не только в непорочности тела, но и в благоприличии самого одеяния. «Непорочность должна являть себя во всем, и одежда тела не должна порочить добродетели души»[107]. Земные украшения являются человекоугодием, поэтому девы, не имеющие мужей, должна опасаться нравиться другим своей одеждой, прической, крашеным лицом. Все же свт. Киприан допускает девам гордиться своими телами, но лишь тогда, когда она претерпевает мучения за веру и, держась достойнее мужчин, переносит пытки для получения венца. Святой восклицает: «Все это – драгоценные ожерелья плоти, вот это наилучшие украшения тела»[108].

После Святой обращается к богатым и обеспеченным женам. Он замечает им, что истинное богатство это блага небесные, они ведут к Богу и составляют наше вечное стяжание. Те же, кто любят богатства – любят мир а не Христа. Они, наряжаясь пышно, питают похоть любострастия у мужчин, выходят за пределы чести и целомудрия и не могут оправдать своей духовной чистоты. Они лишь кажутся богатыми благодатью Христовой но, на самом деле, бедны. Если дева и имеет богатство, данное ей Богом, то для Бога оно и должно быть использовано. Пусть ощутят его и бедные и нищие. «Иначе богатство большим будет служить искушением, если ему не будет дано надлежащего употребления»[109]. Поэтому, чем кто богаче, тем тот больше должен употреблять свое богатство на искупление своих грехов.

Потом св. Киприан говорит о присущем бесстыдстве и дешевом стыде у тех, кто отличается изысканностью одежд, украшений и прикрасами лица. «Да избегают чистые и целомудренные девы убранства блудниц, одежды бесстыдниц, уборов прелестниц, украшений любодеек!»[110]. Святитель говорит, что не Бог научает украшениям, а духи, которые сначала пошли против Бога, теперь против человеческих тел, оскорбляя Творца. Потому любое изменение во внешности это пересуд дел Божьих. Св. Киприан предупреждает, что ослушавшиеся, когда предстанут перед судилищем Божьим, могут услышать: «Это не Мое создание, это образ не Наш»[111].

Далее Святой обращает внимание на свадебные торжества, которые особенно не рекомендуется посещать девам. «Хотя бы она и телом и душою пребыла девою, но взором, слухом, языком она много умалила в себе те качества, какие имела»[112]. Также девам непристойно ходить в общие бани, где они оскверняются от других. Иначе, такими делами они отрекаются от девства, становясь вдовами прежде замужества, нарушают супружескую верность в отношении к Христу.

Подводя итоги, Святитель призывает дев быть такими, какими их создал Художник – Бог, советует победить плоть и мир. Показывает все преимущества девства: девы освобождены от мук чадородия и влечения к мужу, к чему была приговорена Ева; они носят образ Небесного человека, и на земле живут уже как ангелы в Царствием Небесном. В конце книги св. Киприан по отечески просит хранить целомудрие, советует наставлять в том молодых, возбуждать соревнование в подругах, ободряться и крепится на этом благодатном поприще.

 

 

Книга о падших

Под падшими здесь разумеются все отпавшие от Церкви во время гонения имп. Декия. Обращаясь к клиру, св. Киприан в начале книги делится радостью, что мир, наконец-то, возвращен Церкви, исповедники достойно одержали победу над мучениями. Святой ублажает мучеников и исповедников, ставя их в пример для подражания перед всей общиной. Тех, кто скрылся во время преследований, Святитель также относит к числу исповедников, потому что они, из опасения, что могут пасть, смогли сохранить себя для Бога.

Затем Святой со скорбью отзывается о падших, уловленных дьяволом. «Слезы более, чем слова, нужны для выражения той боли, с какою надлежит оплакивать язву нашего тела – многоразличную гибель народа, некогда многочисленного»[113]. Он видит в этом Божественный промысел, открывающий невидимые раны, от которых нужно найти необходимое врачевание. Бог, по словам св. Киприана, застал спящей веру в Церкви. Христиане осуетились в своих помышлениях, не смотря на звание и положение, архипастыри оставили свое служение ради денежной прибыли. Когда пришел Господь, с целью пробудить дремлющих, многие продали свою веру. Святой удивляется той легкости, с которой люди в Капитолии отрекались от Христа. С чувством горечи и скорби он обращается к таким: «Ты заклал там свое спасение, свою надежду; теми гибельными огнями ты сжег свою веру»[114]. Свт. Киприан напоминает забывающим христианам, что сам Господь заповедует скрываться от преследования, так как венец мученичества не берется, а даруется в свой час. Поэтому все скрывающиеся не отступают от веры, но смиренно ожидают своего времени.

После этого св. Киприан раскрывает причины падения многих. Во-первых, это богатства, это те цепи, «которые задержали их доблесть, подавили веру, победили ум, оковали душу»[115]. Падшим вовсе без всяких причин, вообще нет извинения. Более того, они осуждаются тогда, когда участвуют в Святой Евхаристии, когда дерзают приступать к Причастию без должного очищения, без исповеди и возложения рук священников. Такими поступками оскорбляется Истина, а св. Киприан предупреждает: «Нельзя посмеяться и поругаться над Богом, нельзя обмануть Его никаким хитрым лукавством»[116]. В устрашение, он приводит примеры случившихся казней над теми, кто дерзнул обмануть Бога. Он предупреждает всех, кто предательством избежал казни, что никто не избежит правосудия Божьего. В покаянии должны находиться также те (либеллятики), кто только принес записки, поскольку этим они уже служили другому господину, а не Богу. «Постом, плачем и рыданием»[117], – говорит св. Киприан должно исповедовать свой грех. Но нет извинения тем, кто, покаявшись, грешит в общих банях, на пиршествах, бреет бороду или украшает свое лицо, так как своим поведением они показывают обратное. Покаяние должно быть равным величине преступления. Грех отречения от Бога слишком велик, чтобы одним днем и одной слезой испросить прошение у Господа. Не прав тот кто, кто говорит обратное. Не нужно присваивать себе мир, который никто им не дает. «Надобно молиться усерднее и просить; надобно проводить день в рыдании, ночи – в бдении и слезах, – все время наполнить плачевным сетованием, –повергшись, приникнуть к земле, – валяться в пепле, во вретище и в грязи, – после утраченной одежды Христовой...». Таким покаянием можно заслужить не только прощение от Бога, но и венец






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных