Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4. Богословское учение святителя Киприана




 

«Св. Киприан Карфагенский принадлежит к числу тех великих пастырей стада Христова, которые воздвигаются промыслом Божиим во времена особенных испытаний для Церкви и, будучи поборниками Ее интересов при жизни, навсегда остаются в ней высокими образцами пастырских доблестей и верными свидетелями истины»[158]. Действительно, в то нелегкое время, когда Святому приходилось отстаивать истину, поддерживать слабых, врачевать гноящиеся раны расколов и разделений, он, как никто другой, мудро направлял Церковь к пристани в тихой гавани. Примечательно, что свое пастырское окормление свт. Киприан вел по большей части из удаления, что, однако, не помешало ему с достоинством руководить врученной ему паствой. То, как он это делал, следует отнести к особенности его характера. По словам Н. И. Сагарды «св. Киприан не обладал спекулятивным умом и не был богословом в тесном смысле слова: он был человеком практической деятельности, администратором; в тонкости и трудности догматического учения он входил только в той мере, в какой это необходимо было для наставления паствы, и стремился прежде всего к тому, чтобы утвердить мир в душах пасомых, и все силы направлял на внутреннее преобразование их»[159]. Поэтому особенно ярко проявилось богословие свт. Киприана в тех трудах, которые решали спорные вопросы своего времени, те, которые очищали от сора и плевел христианское учение, защищали и отстаивали веру в особенно трудное для Церкви время. Из всех бедствий большую опасность для церкви представляли, конечно, те волнения и разделения, которые возникли внутри самой церкви, и которые главным образом вызвали св. Киприана к церковно-практической и литературной деятельности. Так беспорядки, вызванные расколами Новата и Новациана, сделали святого Киприана горячим поборником единства Церкви. Поэтому мы не встретим у св. Киприана подробных рассуждений, например, о том, как Церковь относится к ипостасям Св. Троицы. Его богословские творения целиком умещаются именно в ту область, которую мы теперь называем екклисиологией – учением о том, как Церковь устроена на земле. Поэтому, говоря о богословии св. Киприана, мы будем касаться больше учения о единстве Церкви, о принятии падших и о крещении еретиков в Церкви.

 

 

Учение о единстве

Священномученик Киприан рассматривает истину, веру и единство в неразрывной взаимосвязи. Его учение о Церкви основывается, главным образом, на единобожии: «Бог один и один Христос, одна Церковь Его и вера одна и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия»[160]. Святой не ищет изысканных богословских доказательств тому, что Бог один. Он предлагает посмотреть на законы природы, и понять, что Бог «есть один и истинный»[161] на простых примерах: «Одна матка у пчел, один вожатый в стадах, один предводитель в табунах. Тем более один есть правитель мира, который все сущее удерживает словом, располагает разумом, совершает силою»[162]. Согласиться с тем, что должен существовать и существует только один Бог, должны все, кто хоть сколько-нибудь способен мыслить, кто не идет против истины, но, наоборот любит и стремится к ней. «Итак,— заключает Святитель, – один есть Господь всех – Бог: величие Его не может иметь совместника, потому что Он Сам Всемогущ»[163].

 

 

О единстве Церкви

Если Бог один и Истина одна, следовательно, один и путь, ведущий к Нему, одна дорога, ведущая к спасению. Этим путем идут люди живущие в Церкви. Только в Церкви существуют спасительные таинства, врачует и освещает благодать Божия, поэтому помышлять о своем спасении вне Ее стен невозможно. «Вне Церкви нет спасения»[164], – такими словами выразил эту мысль св. Киприан. Господом Иисусом Христом на земле была учреждена единая и единственная Церковь, поэтому, по мнению свт. Киприана, единство это важнейшее свойство Церкви: «Бог один, и Христос один, и вера одна, и надежда одна, и Церковь одна, и крещение одно (Еф. 4, 5), установленное в одной Церкви»[165]. То есть, и истина и благодать нераздельно присутствуют в единой Церкви. Множество общин и церквей, существующих в мире, не нарушают церковного единства. Для описания этого единства во множестве свт. Киприан использует многие образы, приводит яркие сравнения и подобия единства Церкви. «Церковь едина, хотя с приращением плодородия она распространяется и умножается. Ведь и у солнца много лучей, но один свет; и у дерева много ветвей, но один ствол, крепко основанный на корне; много ручьев вытекает из одного источника, и хотя разлив, происходящий от обилия вод, и кажется многочисленным, однако в самом источнике сохраняется единство... Так и Церковь, озаренная светом Господним, распространяет по всему миру свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство общества остается нераздельным. По всей земле она плодоносно распространяет свои ветви; обильные реки ее текут на далекое пространство, но при этом остается одна глава, одно начало, одна Мать, богатая плодородным потомством»[166]. Церковь, Святитель называет дальше, Невестою Христовою, которая по существу своему может быть только одной: «Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа»[167]. В тоже время Церковь приходится единственной Матерью всех верующих, которая только Она одна рождает духовных чад Богу.

Установив и твердо обосновав принцип церковного единства, как центральный пункт в своем учении о церкви, св. Киприан решает все дальнейшие частные вопросы, устанавливает церковную дисциплину, обозначает ереси и расколы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных