Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Единство епископата




Священномученик Киприан призывает всех христиан в любых обстоятельствах поддерживать и отстаивать единство, особенно, это, касается епископов. Свойство единства, которым обладает Церковь, принципиально отличает Ее от всякого земного сообщества людей, так как все причастники Тела и Крови Христова, таинственным образом участвуют во внутренней жизни Самого Бога Святой Троицы. Таким образом, таинства и, прежде всего, Евхаристия – как раз и есть соединение Бога и человечества. Но совершать литургию может только епископ, имеющий эту власть. Ту власть, которая дается только через дуновение Духа Святого, по воле Бога Отца. Первым эту власть получил ап. Петр но распространилась она и на его преемников – епископов. Без этой власти нельзя ни крестить, ни причащать. Но «тот факт,– добавляет проф. Павел Евдокимов, – что епископ не может совершать литургию один, без народа, показывает, что Церковь – это епископ и народ, и именно от богочеловеческой полноты тела исходит епископская власть»[171]. Поэтому св. Киприан замечает, что «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере»[172]. Она одна, несмотря на то, что множество церквей возглавляются разными епископами. По мысли св. Киприана, единство Церкви в целом обеспечивается единством ее епископата, который был учрежден Самим Господом в то время, когда Он сказал ап. Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18). Поместных Церквей много и епископов много, но каждый христианин принадлежит единой и единственной Церкви, основанной на ап. Петре. Свт. Киприан рассматривает апостола Петра как образец для всех последующих епископов и символ единства Церкви. Несмотря на то, что Господь наделяет равной властью всех апостолов, Он основывает Церковь на Петре и, учреждая единое председательство, Своей властью устанавливает начало и принцип церковного единства: «…епископ в Церкви и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви»[173]. И хотя остальные апостолы имели то же достоинство, что и Петр, однако первенство дается Петру, чтобы показывать единую Церковь и единое председательство; и хотя все они есть пастыри, но указывается единое стадо, которое пасется всеми апостолами в единодушном согласии: «Епископство одно и каждый из епископов целостно в нем участвует»[174]. Епископство повсюду одно и то же, к нему нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. Епископы поместных церквей обладают не частью власти, но всей ее полнотой. Развивая ту же тему. Киприан говорит о взаимоотношениях между епископом и Церковью: Церковь не отступит от Христа, ее составляет народ, приверженный священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Отсюда ясно и очевидно то, что вне единой церкви нет и не может быть истинного священства и, следовательно, самого освящения людей: все, что пытаются установить у себя по образцу православной церкви еретики и сектанты, все это противозаконно, а потому и не спасительно.

 

 

О принятии падших

В гонение Декия, кроме мучеников и исповедников, было значительное количество падших. Вопрос о возможности обратного принятия их в Церковь вызвал ряд споров. Одни считали падших слишком недостойными, чтобы допускать их даже к покаянию; другие наоборот считали, отпадение от Церкви незначительным поступком. Отрицая обе эти крайности, Церковь пошла в вопросе о падших по среднему направлению. Выразителем его и был святой Киприан. Полемизируя с представителями партии крайней снисходительности, святой Киприан учил, что Церковь могла бы принимать в общение без исследования дела всех получивших записки от исповедников, если бы было несомненным то, что по молитвам мучеников все падшие получают прощение от Бога и очищаются от греха. Но такая уверенность становится несостоятельной, когда «ежедневно, безо всякого разбора и испытания каждого из них, давалось по тысяче свидетельств, вопреки закону евангельскому»[175]. Вопрос о том, что же делать с отступниками, св. Киприан решает вполне однозначно: один лишь Бог может примирить их с Церковью, а потому примирение может происходить там, где обитает Бог, то есть в Церкви. «Пусть никто себя не обманывает, пусть никто не обольщает себя. Один только Господь помиловать может; один только Он может даровать отпущение грехов, против Него соделанных, так как Он и понес грехи наши»[176]. Иными словами, не герои, не исповедники должны принимать падших в Церковь, но епископы, как служители таинств, ибо дело тут не в личных достоинствах человека: не исповедники совершают евхаристию, но Церковь как целое, возглавляемая епископом, вне зависимости от его поведения и человеческих качеств. В письме к клиру Киприан укоряет исповедников, считавших иначе, в следующими словами: «Ибо не должно ли всячески бояться за оскорбление Господа, когда некоторые из пресвитеров, забывши не только о Евангелии и своем назначении, но, не помышляя даже о будущем суде Господнем и о настоящем своем предстоятеле, епископе, – чего никогда не было при наших предшественниках – присваивают себе все, с поруганием и презрением к предстоятелю...»[177]. Отвечая другой партии, он приводит слова и действия Спасителя, доказывая, что «Тот, Кто не хочет ничьей погибели, конечно, желает, чтобы грешники каялись и через покаяние опять возвращались к жизни»[178]. Понятием святого Киприана о Церкви объясняются и все постановления Карфагенской Церкви о принятии падших. В основу их был положен тот принцип, что падшие должны проходить продолжительную покаянную дисциплину, но при этом со стороны клира должны прилагаться все заботы к тому, чтобы не допустить их умереть, не примирившись с Церковью. Подводя итоги в отношении к падшим свт. Киприан говорит: «Помышляя о Его кротости и милосердии, мы не должны быть очень жестоки, упорны и бесчеловечны по отношению к тем братьям, которые требуют помощи, но должны скорбеть со скорбящим и не быть ни столько суровыми и неумолимыми, чтоб отвергнуть их покаяние, ни столько податливыми и слабыми, чтоб безрассудно облегчать им общение»[179]. Однако, с приближением времени начала гонения на христиан, св. Киприан становится к ним более снисходительнее, поскольку наступает время, когда они могут изгладить свою вину. «В это время мы даем мир не спящим, но бодрствующим; даем мир не для покоя, но для брани… Нужно давать мир всем, намеревающимся сражаться, именно для того, чтобы, по незнанию нашему, не обойти того, кто сумеет увенчаться в сражении»[180].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных