Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О крещении еретиков




Причастность к Матери Церкви напрямую определяет отношение человека к Богу. Святой говорит, что «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь»[181]. Но называться церковными чадами могут лишь те, кто рожден от нее духовно в святом крещении, получил благодать Святого Духа. Церковь матерью чужих детей быть не может, поэтому и духовного рождения вне Церкви невозможно. «Но Невеста Христова, которая одна только рождает чад Божиих – это кафолическая Церковь»[182]. В Карфагене соборно постановили, что принимать в церковное общение через возложение рук должно только крещеных прежде в Церкви, принявших же это таинство вне Церкви, как все равно что не получивших его, надобно крестить. «Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего, так как и крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь, по началу и требованию единства основанная Христом Господом на Петре, одна»[183]. Только в одной Церкви может быть действенны спасительные таинства. «Одна только Церковь, получившая дар жизни вечной, и живет во веки и животворит народ Божий»[184]. Первое и единственное из них это таинство святого крещения. «Оно одно потому, что Церковь одна и вне Церкви крещение невозможно»[185]. Никто не может привести в Церковь, кто сам находится вне Ее. Спор о крещении еретиков был чреват серьезными богословскими последствиями. Когда папа Стефан в своих письмах осудил решение африканского собора, постановившего перекрещивать еретиков. Киприан немедленно созвал 87 африканских епископов в Карфагене. Это был уже третий собор, посвященный все той же проблеме, и на нем было высказано неодобрение, как взглядов, так и поведения папы Стефана. Спор по поводу крещения еретиков принял очень серьезный оборот, и св. Киприан в этом споре проявил несгибаемую твердость убеждений: «Церковь одна. Если она у Новациана, то не была у Корнелия. Если же она была у Корнелия… то Новациан не принадлежит к Церкви…Церковь не может ни быть вне себя, ни рассечься или разделиться в противность себе…»[186]. Таким образом, не столь важно, кто принимает участие в рукоположении, важнее где происходит крещение – в лоне Церкви или же вне Ее.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что перекрещивания не существует. Существует лишь «одно крещение во оставление грехов». И это «одно крещение» существует в одном месте – в Церкви. Тоже касается и таинства покаяния. Отпущение грехов может быть даруемо только в Церкви. «Власть разрешать что-нибудь на земле, так чтобы это разрешалось и на небе, Господь дал прежде Петру, на котором Он основал Церковь, устанавливая и показывая тем ее единство»[187]. Далее св. Киприан заключает: «Отсюда понятно, что крестить и давать отпущение грехов могут только в Церкви предстоятели, имеющие евангельский закон и Господнее распоряжение»[188]. Следует заметить, что решение св. Киприана перекрещивать еретиков было правильным для его времени, когда было ясно, кто – еретики, разрушающие Церковь.

 

 

О раскольниках

Во времена свт. Киприана Церковь испытывала большие потрясения: раскол Новата и Новациана. Но, отвечая на вопросы времени, Святой хорошо охарактеризовал подоплеку и гибельность этих течений. Всякий еретик или отпавший, восставая сначала на епископа, отпадает от единства с Церковью, отделяется от живительной благодати, и, не оставляя неистовой дерзости, увлекает за собой других, раздирая и терзая тело Церкви. Св. Киприан предупреждает: «Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство. Кто инуде собирает—расточает»[189]. Чтобы еретики не говорили и к каким уловками они ни прибегали, внеся раздор и разделение в общество верующих, они, тем самым, восстали на единство духа, на союз мира в Церкви, они возненавидели истину братского единения и любви. «Превозношения, надменность, гордое и наглое хвастовство, – добавляет Святой, – рождаются не от учения Христова, которое учит смирению, но от духа антихриста…»[190]. Основывающий другую Церковь, противопоставляет Ее существующей; отказываясь от корабля спасения, строит для себя маленький челнок; отказываясь от Божественной благодати, надеется только на свои силы. Такое стремление, зарожденное в гордости, ведет только в погибель. «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева»[191]. Как замечает архим. Рафаил (Карелин): «Расколы основаны на тщеславии, на противопоставлении себя Церкви. В расколе Православие превращается в театральные постановки, а исповедание христианства — в рекламные афиши, приглашающие в раскольничью молельню, в которых раскольники обещают самое чистое, самое духовное “Православие, сохраненное только у них”»[192]. Святитель Киприан Карфагенский говорит, что сатана через раскол «восхищает людей из самой Церкви и, когда они видимо приближались уже к свету и избавлялись от ночи века сего, снова распростирает над ними, не ведомо им, новый мрак»[193]. Увлекаются все, кто не держится единства, так как они «не обращаются к началу истины, не ищут главы, не сохраняют учения небесного Учителя»[194]. «Ведь не от чего другого произошли ереси и расколы, как от того, что не оказывают повиновения священнику Божию и не признают наместником Христовым в Церкви одного священника и судии, поставленного на известное время…»[195]. Раскольники утверждают, что они не отошли от Церкви, что они сами – Церковь, что у них есть свой епископат и свое священство и что они сохраняют чистоту веры. Отвечая на эти гордые притязания, святой Киприан пишет: «Кто, не соблюдая ни единства духа, ни союза мира, отделяет себя от уз Церкви и от общества священников, тот, не признавая епископского единства и мира, не может иметь ни власти, ни чести епископа»[196]. Вне истинной Церкви оказываются все, кто противопоставляет себя Ей. «Да и не могут оставаться они в Церкви Божией, так как не соблюли боготворного и церковного благочиния ни в образе своего действования, ни в кротости нравов»[197]. Далее развивая эту мысль, свт. Киприан говорит, что, раз они оказываются вне Церкви, то никакие заслуги не зачитываются раскольникам. «Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией: хотя бы они, быв преданы, сгорели в пламени и огне, или испустили дух свой, будучи брошены на снедь зверям… Подобный им может быть умерщвлен, но увенчаться он не может»[198]. Еретик не может ни спастись, ни угодить Богу, он враг прежде всего сам себе. «Кто не сохранил ни братской любви, ни церковного единения, тот потерял и то, чем был прежде – заключает Святитель»[199].


Заключение

 

Данная дипломная работа была посвящена разбору жизни и деятельности знаменитого Светила западной церкви, святого священномученика Киприана Карфагенского; направлены взоры на то время, когдана протяжении первых веков Церковь противостояла язычеству, Отцы Церкви споспешествовали победе христианства над другими верованиями. Религия, родившаяся в Иерусалиме, пыталась укорениться в Риме, центре Империи, среди ненависти и открытой вражды со стороны язычников. Не один век продолжалась эта борьба за существование, в ходе которой Церковь только более утверждалась. По мнению прот. Иоанна Шмемана: «В гонении и соблазнах выковывается церковное сознание, укрепляется Церковь. И ничто не выражает лучше уже наступающей победы, чем тот первый расцвет христианской мысли, те первые побеги христианской культуры, которыми отмечен третий век».[200] Это противостояние ослабило языческую религию, и, через некоторое время, заменив его, сделало христианство государственной религией. Здесь следует заметить, что христианство распространялось постепенно. Не один век оно существовало параллельно традиционной культуре, традиционным взглядам римского государства. Поэтому удивительно, что молодое, не сформировавшееся учение смогло не только выстоять в другом обществе, жизненный уклад и древние культурные традиции которого резко отличались от среды, где зародилось первоначальное христианство, но и одержать победу. Этот путь своего становления, которым шла Церковь, мы можем проследить на примерах мучеников и исповедников, в гонениях и расколах, в многочисленных соборах. Всякий, кто основательно вчитывается в сочинения Отцов, может почувствовать дух эпохи, в которой они жили и трудились, их личное мировоззрение, которое отмечено в их трудах. Каждый из них раскрыл часть одного учения, излагал богословские взгляды о едином Боге, но в совокупности они явили миру стройное учение, внесли в безбожный мир истинные понятия о Святой Троице и Святой Церкви. На Западе, как и на Востоке, рождались великие пастыри, сумевшие донести эту истину до сознания большинства ее противников. Святитель Киприан Карфагенский был одним из тех священников Божьих, кто твердо держался одной веры, кто смог донести учение о единстве церковном до сознания многих людей. Своей жизнью, своими посланиями он сохранял верность Церкви, погашал огонь раздоров и разделений, устремлял взоры своей паствы к горнему миру, учил любить Бога больше, чем этот мир, завещал терпеть и в терпении и любви сохранять единение с братией, с Церковью и Богом. В своих трудах ясно видны его эсхатологические переживания близкой кончины мира. По мнению митр. Антония: «Как и многие его современники, он был убежден, что мир, обветшалый и обессиленный, идет к концу; тревоги и беды того времени поддерживали это ожидание скорой и всеобщей гибели; не стоило прилагать усилий к земному устроению, но все внимание следовало обратить на то, чтобы из нынешних и грядущих бурь вывести целым и невредимым тот корабль, на котором только и можно уцелеть и спастись, – Церковь»[201]. О Церкви единой и истинной были его мысли и заботы. Заслуги его перед ней велики. Он сохранил ее единство, отразив ересь и раскол, грозившие ее «разодрать». Он был психологом и пастырем. Его труды, само богословие свидетельствуют о любвеобильности и отеческой заботе. Св. Киприан не переносил свои обязанности на других, но вместе с паствой и клиром смог сохранить мир в церковной общине. Под его умным и твердым руководством карфагенская церковь приобрела большой авторитет за пределами Африки. Он писал и говорил, защищал и вдохновлял, терпел и призывал, прощал и отвергал. В меру строгий и в меру мягкий епископ, он достаточно хорошо видел и понимал проблемы своего времени, вставал на защиту веры, решал с достоинством сложные вопросы. Большая заслуга его в том, что он раскрыл учение о единстве Церкви. В самом деле, если православная церковь едина и единственно-спасительная то, только тот с Богом и может спастись, кто внутренне и внешне принадлежит Церкви, кто не отделяется от нее. Так, с точки зрения единства церкви, св. Киприан легко решил все вопросы, волновавшие тогда христианское общество, и весьма удачно опровергнул еретиков и сектантов, нарушавших церковное спокойствие. Действительно, нельзя не видеть, что единство есть основной признак Церкви, поэтому всякое отделение от Церкви убивает жизнь и делает человека сыном геенны, так как вне церкви существует тьма и заблуждение. Всё, что за пределами жизни Церкви, — смерть. Она не минует ни одного живущего на земле. Смерть является завершающим актом в земной жизни каждого человека. Как трагический конец жизненного пути она для всех одна, но как начало блаженной жизни в Небесном Царстве существует только для рожденных водою и Духом в Церкви.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных