Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия экзистенциализма. Сартр и Камю.




Экзистенциализм сформи­ровался в Зап. Европе в период между двумя мировы­ми войнами. Большее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского философа середины 19 в. С.Кьеркегора и немецкого философа начала 20 в. Э.Гуссерля. Родоначальники этого течения - немецкие фи­лософы М.Хайдеггер, К.Ясперс, франц. философ Ж.Сартр, Г.Марсель, А.Камю. Экзистенциализм явился фило­софской реакцией на позитивизм. Его центральная пробле­ма - человек и его существование в мире, проблема отчуж­дения индивида от общества.

Экзистенциализм, или философия существования, анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях.

А. Камю так сформулировал задачу философии: что нужно делать, чтобы утвердить справедливость, найти истину, вселить в людей надежду?

Разные направления экзистенциализма объединяет сюжетно-тематическся близость размышлений об индивидуально-личностных особенностях человеческого существования. В выражении своих идей экзистенциалисты часто используют нерациональные формы - художественные образы, аллегории, метафоры и символы.

Причины возникновения экзистенциализма: нравствен­ный, экономический и политический кризисы, открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтоже­ния, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к человеческой личности, возникновение тоталитарных режимов фашистского толка, из­держки техногенного обществ.

Учение экзистенциалистов носит нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения его влияние ослабло, однако основные его идеи были освоены другими направлениями современной философии.

 

29.Позитивизм, основные этапы его развития.

В 30-40 гг. 19-го столетия возникает философия позити­визма, родоначальником которой является французский мыслитель О.Конт. Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влия­нием на умы людей.

По мнению Конта, спор между материалистами и идеа­листами не имеет смысла, философия должна основываться только на позитивном научном знании и не нуждается в диктате философии. Это означало: 1) философское знание должно быть точным и достоверным; 2) при познании нуж­но использовать научный метод и опираться на достижения других наук; 3) основной путь достижения знания - эмпи­рическое наблюдение; 4) философия исследует только фак­ты, а не их причины; 5) философия должна освободится от ценностного подхода и оценочного характера при исследо­вании; б) философия должна прекратить «диктат» другим наука и занять свое конкретное место среди них.

Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: за­кон трех стадий развития ума и закон классификации наук.

Одна из заслуг позитивистской методологии - выясне­ние смысла научной деятельности и ее взаимоотношение с другими сферами деятельности.

Более чем за 150 лет своего развития позитивизм сменил четыре исторические формы.

1. существовала на протяжении 30-х – 90-х годов XIX века. Основоположник – О. Конт.

2. эмпириокритицизм - возникла в 70-х годах XIX ст. (Э. Мах, Р. Авенариус).

3. неопозитивизм - складывается в 20-е годы XX ст. в трёх философских центрах: Австрии, Англии, Польше. Основоположники: М. Шлик, Р. Карнап, М. Витгенштейн.

4. постпозитивизм -Её представители - К. Попер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

 

Неотомизм.

Неотомизм в 1879 г. был объявлен единственной истинной философией, соответствующей христианскому учению. Наиболее влиятельными представителями неотомизма являются Ж.Маритен, Э.Жильсон, Ю.Бохельский, Е. Корет, К.Ранер, Ф.Стенберген. Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, индивидуализм и соборность, религию и науку. Им про­должается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия. Основу неотомизма составляет философия средневеко­вого схоласта Ф.Аквинского.

Содержание неотомизма - это развитие основных поло­жений томизма применительно к современным достижени­ям науки, социальной и духовной жизни.

Важнейший тезис неотомизма - тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и от­дельной человеческой личности.

Знание христианской традиции, языка своего народа, литературы, культовой деятельности католической церкви, общего идейно-культурного контекста в котором находится католицизм - стоят в центре внимания социально-философских концепций неотомизма.

Современные неотомисты стремятся подняться над про­тиворечиями между материей и идеей, гностицизмом и аг­ностицизмом, эмпирической и рациональной формой по­знания. Основные части неото­мизма - метафизика, гносеология, натурфилософия. Основ­ной раздел неотомизма - метафизика учение о принципах бытия.

Центральной проблемой в неотомизме остается пробле­ма Бога. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Главное, что привлекает людей к модели религиозного мышления - это проблема богопознания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных