ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия экзистенциализма. Сартр и Камю.Экзистенциализм сформировался в Зап. Европе в период между двумя мировыми войнами. Большее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского философа середины 19 в. С.Кьеркегора и немецкого философа начала 20 в. Э.Гуссерля. Родоначальники этого течения - немецкие философы М.Хайдеггер, К.Ясперс, франц. философ Ж.Сартр, Г.Марсель, А.Камю. Экзистенциализм явился философской реакцией на позитивизм. Его центральная проблема - человек и его существование в мире, проблема отчуждения индивида от общества. Экзистенциализм, или философия существования, анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях. А. Камю так сформулировал задачу философии: что нужно делать, чтобы утвердить справедливость, найти истину, вселить в людей надежду? Разные направления экзистенциализма объединяет сюжетно-тематическся близость размышлений об индивидуально-личностных особенностях человеческого существования. В выражении своих идей экзистенциалисты часто используют нерациональные формы - художественные образы, аллегории, метафоры и символы. Причины возникновения экзистенциализма: нравственный, экономический и политический кризисы, открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к человеческой личности, возникновение тоталитарных режимов фашистского толка, издержки техногенного обществ. Учение экзистенциалистов носит нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения его влияние ослабло, однако основные его идеи были освоены другими направлениями современной философии.
29.Позитивизм, основные этапы его развития. В 30-40 гг. 19-го столетия возникает философия позитивизма, родоначальником которой является французский мыслитель О.Конт. Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, философия должна основываться только на позитивном научном знании и не нуждается в диктате философии. Это означало: 1) философское знание должно быть точным и достоверным; 2) при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук; 3) основной путь достижения знания - эмпирическое наблюдение; 4) философия исследует только факты, а не их причины; 5) философия должна освободится от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании; б) философия должна прекратить «диктат» другим наука и занять свое конкретное место среди них. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: закон трех стадий развития ума и закон классификации наук. Одна из заслуг позитивистской методологии - выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношение с другими сферами деятельности. Более чем за 150 лет своего развития позитивизм сменил четыре исторические формы. 1. существовала на протяжении 30-х – 90-х годов XIX века. Основоположник – О. Конт. 2. эмпириокритицизм - возникла в 70-х годах XIX ст. (Э. Мах, Р. Авенариус). 3. неопозитивизм - складывается в 20-е годы XX ст. в трёх философских центрах: Австрии, Англии, Польше. Основоположники: М. Шлик, Р. Карнап, М. Витгенштейн. 4. постпозитивизм -Её представители - К. Попер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Неотомизм. Неотомизм в 1879 г. был объявлен единственной истинной философией, соответствующей христианскому учению. Наиболее влиятельными представителями неотомизма являются Ж.Маритен, Э.Жильсон, Ю.Бохельский, Е. Корет, К.Ранер, Ф.Стенберген. Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, индивидуализм и соборность, религию и науку. Им продолжается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия. Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Ф.Аквинского. Содержание неотомизма - это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни. Важнейший тезис неотомизма - тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности. Знание христианской традиции, языка своего народа, литературы, культовой деятельности католической церкви, общего идейно-культурного контекста в котором находится католицизм - стоят в центре внимания социально-философских концепций неотомизма. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания. Основные части неотомизма - метафизика, гносеология, натурфилософия. Основной раздел неотомизма - метафизика учение о принципах бытия. Центральной проблемой в неотомизме остается проблема Бога. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Главное, что привлекает людей к модели религиозного мышления - это проблема богопознания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|