ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отношения между понятиямиВсякий математический объект обладает определенными свойствами. Например, квадрат имеет четыре стороны, четыре прямых угла, равные диагонали. Можно указать и другие его свойства. Среди свойств объекта различают существенные и несущественные. Свойство считают существенным для объекта, если оно присуще этому объекту и без него он не может существовать. Например, для квадрата существенными являются все свойства, названные выше. Несущественно для квадрата АВСD свойство «сторона АD горизонтальна». Если квадрат повернуть, то сторона АD окажется расположенной по-другому (рис. 26). Поэтому, чтобы понимать, что представляет собой данный математический объект, надо знать его существенные свойства. Когда говорят о математическом В понятии, то обычно имеют в виду множество объектов, обозначаемых одним термином (словом или группой слов). Так, говоря о квадрате, имеют в виду все геометрические фигуры, являющиеся квадратами. Считают, что множество всех квадратов составляет объем понятия «квадрат». Вообще объем понятия - это множество всех объектов, обозначаемых одним термином. Любое понятие имеет не только объем, но и содержание. Содержание понятия - это множество всех существенных свойств объекта, отраженных в этом понятии. Рассмотрим, например, понятие «прямоугольник». Объем понятия - это множество различных прямоугольников, а в его содержание входят такие свойства прямоугольников, как «иметь четыре прямых угла», «иметь равные противоположные стороны», «иметь равные диагонали» и т.д. Между объемом понятия и его содержанием существует взаимосвязь: если увеличивается объем понятия, то уменьшается его содержание, и наоборот. Так, например, объем понятия «квадрат» является частью объема понятия «прямоугольник», а в содержании понятия «квадрат» содержится больше свойств, чем в содержании понятия «прямоугольник» («все стороны равны», «диагонали взаимно перпендикулярны» и др.). Любое понятие нельзя усвоить, не осознав его взаимосвязи с другими понятиями. Поэтому важно знать, в каких отношениях могут находиться понятия, и уметь устанавливать эти связи. Отношения между понятиями тесно связаны с отношениями между их объемами, т.е. множествами. Условимся понятия обозначать строчными буквами латинского алфавита: а, b, с,..., z. Пусть заданы два понятия а и b. Объемы их обозначим соответственно А и В. Если А Ì В (А ¹ В), то говорят, что понятие а - видовое по отношению к понятию b, а понятие b -родовое по отношению к понятию а. Например, если а - «прямоугольник», b - «четырехугольник», то их объемы А и В находятся в отношении включения {А Ì В и А ¹ В), поскольку всякий прямоугольник является четырехугольником. Поэтому можно утверждать, что понятие «прямоугольник» - видовое по отношению к понятию «четырехугольник», а понятие «четырехугольник» - родовое по отношению к понятию «прямоугольник». Если А - В, то говорят, что понятия а и b тождественны. Например, тождественны понятия «равносторонний треугольник» и «равноугольный треугольник», так как их объемы совпадают. Рассмотрим подробнее отношение рода и вида между понятиями. Во-первых, понятия рода и вида относительны: одно и то же понятие может быть родовым по отношению к одному понятию и видовым по отношению к другому. Например, понятие «прямоугольник» - родовое по отношению к понятию «квадрат» и видовое по отношению к понятию «четырехугольник». Во-вторых, для данного понятия часто можно указать несколько родовых понятий. Так, для понятия «прямоугольник» родовыми являются понятия «четырехугольник», «параллелограмм», «многоугольник». Среди них можно указать ближайшее. Для понятия «прямоугольник» ближайшим является понятие «параллелограмм». В-третьих, видовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия. Например, квадрат, являясь видовым понятием по отношению к понятию «прямоугольник», обладает всеми свойствами, присущими прямоугольнику. Так как объем понятия - множество, удобно, устанавливая отношения между объемами понятий, изображать их при помощи кругов Эйлера. Установим, например, отношения между следующими парами понятий а и b, если:
О понятиях «прямая» и «отрезок» можно сказать, что они находятся в отношении целого и части: отрезок - часть прямой, а не ее вид. И если видовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия, то часть не обязательно обладает всеми свойствами целого. Например, отрезок не обладает таким свойством прямой, как ее бесконечность.
Упражнения 1. Начертите три геометрические фигуры, принадлежащие объему понятия: а) параллелограмм; б) трапеция; в) окружность. 2. Назовите пять существенных свойств понятия: а) треугольник; б) круг. 3. Каков объем понятия: а) однозначное число; б) натуральное число; в) луч? 4. Назовите несколько свойств, общих для прямоугольника и квадрата. Какое из следующих утверждений верное: а) Всякое свойство квадрата присуще прямоугольнику. б) Всякое свойство прямоугольника присуще квадрату? 5. Находятся ли в отношении рода и вида следующие пары понятий: а) многоугольник и треугольник; б) угол и острый угол; в) луч и прямая; г) ромб и квадрат; д) круг и окружность? 6. Изобразите при помощи кругов Эйлера отношения между объемами понятий а, b и с, если: а) а - «четырехугольник», b - «трапеция», с - «прямоугольник»; б) а- «натуральное число, кратное 3», b - «натуральное число, кратное 4», с - «натуральное число»; в) а «треугольник», b - «равнобедренный треугольник», с - «равносторонний треугольник». 7. Приведите примеры понятий, отношения между объемами которых изображены на рисунке 30. 8. Среди понятий, изучаемых в начальном курсе математики, есть такие, как «четное чис ло», «треугольник», «многоугольник», «число», «трехзначное число», «прямой угол», «сумма», «слагаемое», «выражение». Есть ли среди них понятия, находящиеся в отношении: а) рода и вида; б) целого и части? 9. Какие свойства понятий «прямоугольник» и «сложение» изучают в начальном курсе математики?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|