ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретический материал. Геометрия– это наука о свойствах геометрических фигурГеометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Слово «геометрия» греческое, в переводе на русский язык означает «землемерие». Такое название этой науке было дано потому, что в древнее время главной целью геометрии было измерение расстояний и площадей на земной поверхности. Планиметрия – это раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости. Основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая. Этим фигурам в геометрии не даётся определений. Точки принято обозначать прописными латинскими буквами: А, В, С, D,…. Прямые обозначаются строчными латинскими буквами: а, b, с, d, …. Фигуры, изучаемые планиметрией: 1.Точка. 1)Точка. Точка в Евклидовой геометрий.
2)Прямая. При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий, которое лишь косвенным образом определяется аксиомами геометрии. Если основой построения геометрии служит понятие расстояния между двумя точками пространства, то прямую линию можно определить как линию, путь вдоль которой равен расстоянию между двумя точками.
Частные случаи: Квадрат — правильный четырёхугольник или ромб, у которого все углы прямые, или параллелограмм, у которого все стороны и углы равны.
Прямоугольник — это параллелограмм, у которого все углы прямые (равны 90 градусам). Примечание. В евклидовой геометрии для того, чтобы четырёхугольник был прямоугольником, достаточно, чтобы хотя бы три его угла были прямые. Четвёртый угол (в силу теоремы о сумме углов многоугольника) также будет равен 90°. В неевклидовой геометрии, где сумма углов четырёхугольника не равна 360° - прямоугольников не существует.
4)Трапеция. Иногда трапеция определяется как четырёхугольник, у которого пара противолежащих сторон параллельна (про другую не уточняется), в этом случае параллелограмм является частным случаем трапеции. В частности, существует понятие криволинейная трапеция. Прямоугольная трапеция
Равнобокая трапеция 5)Окружность. 6)Треугольник.
Вершины ломаной называются вершинами многоугольника, а отрезки — сторонами многоугольника. Исторический факт: Возникновение геометрии восходит к глубокой древности и было обусловлено практическими потребностями человеческой деятельности (необходимостью измерения земельных участков, измерения объемов различных тел и т. д.). Простейшие геометрические сведения и понятия были известны еще в Древнем Египте. В этот период геометрические утверждения формулировались в виде правил, даваемых без доказательств. В этой книге впервые была сделана попытка дать систематическое построение планиметрии на базе основных неопределяемых геометрических понятий и аксиом (постулатов).
Решение примеров и задач (алгоритм выполнения задания): (Решение задач на построение геометрических фигур). Задача 1: Построите АВС треугольник с помощью одной стороны и двумя прилегающими к нему углами: АВ=4см; <А=400 и <В=650. Решение: Для начала необходимо на горизонтальной линий отложить отрезок АВ=4см (с помощью линейки); потом в точке А отмерить (с помощью транспортира) и потом построит угол А=400; далее аналогично в точке В – угол В=650 таким образом, чтобы лучи пересекались в точку С. Полученная фигура и будет треугольник АВС. С А 4см В
Задача 2: Построите АВС треугольник с помощью двух сторон и углом между ними: АВ=5см; АС=4см; <А=500. Решение: Для начала необходимо на горизонтальной линий отложить отрезок АВ=5см (с помощью линейки); потом в точке А отмерить (с помощью транспортира) и потом построит угол А=500; на луче от точки А отмерить отрезок АС=4см и соединить точки С и В. Полученная фигура и будет треугольник АВС. С А 5см В Задача 3: Построите АВСD квадрат со стороной АВ=3см. Решение: Для начала необходимо на горизонтальной линий отложить отрезок АВ=3см (с помощью линейки); потом в точке А отмерить (с помощью транспортира) и потом построит угол А=900; на луче от точки А отмерить отрезок АD=3см; аналогично, в точке В отмерить (с помощью транспортира) и потом построит угол В=900; на луче от точки В отмерить отрезок ВС=3см и соединить точки С и D. Полученная фигура и будет квадрат АВСD.
DC
3см
A 3 см B Задача 4: Построите АВСD прямоугольник со сторонами АВ=4см и AD=3см. Решение: Для начала необходимо на горизонтальной линий отложить отрезок АВ=4см (с помощью линейки); потом в точке А отмерить (с помощью транспортира) и потом построит угол А=900; на луче от точки А отмерить отрезок АD=3см; аналогично, в точке В отмерить (с помощью транспортира) и потом построит угол В=900; на луче от точки В отмерить отрезок ВС=3см и соединить точки С и D. Полученная фигура и будет прямоугольник АВСD.
D C
3см
A 4см B Решите примеры (самостоятельно): Задача 1: Построите АВС треугольник с помощью одной стороны и двумя прилегающими к нему углами: АВ=5см; <А=500 и <В=750. Задача 2: Построите АВС треугольник с помощью двух сторон и углом между ними: АВ=6см; АС=5см; <А=550. Задача 3: Построите АВСD квадрат со стороной АВ=4см. Задача 4: Построите АВСD прямоугольник со сторонами АВ=6см и AD=4см. Задача 5: Построите АВСDпараллелограмм с помощью двух сторон и углом между ними: АВ=5см; АС=4см; <А=400. Задача 5: Построите АВСDромб с помощью стороны и углом: АВ=5см; <А=500.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что изучает геометрия? 2. Как повязаны геометрия и планиметрия? 3. Что такое фигура? 4. Основные фигуры в планиметрии? 5. Рассказать вкратце про каждую из фигур. Рекомендуемая литература: Основные источники: 1. Башмаков М.И., математика: учебник для нач. и сред. Проф. образования, -М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010.- 256 с. 2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005. 3. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005. 4. Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005. 5. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004. Дополнительные источники: 1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000. 2. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000. 3. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005. 4. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005. 5. Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005. 6. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004. 7. Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 кл. – М., 2004. 8. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000. 9. Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2003. 10. Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2003. 11. Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М., 2004. 12. Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2003. 13. Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000. Интернет ресурсы: 1. Колмогоров А.Н. (ред.) — Алгебра и начала анализа: Электронная книга. Lib.mexmat.ru/books/3307 2. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник. Мордкович e-ypok.ru/content/ 3. «Математика для колледжей» Математический Портал – библиотека math-portal.ru Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|