Философия Древнего Востока
Учения мудрецов Востока (Прежде всего, Индии и Китая) относятся к протофилософии (предфилософии).
Восточная философия коренным образом отличается от Западной. В ней речь шла, в основном, о человеке и крайне мало внимания уделялось окружающей реальности. Ведущее место занимала разработка этико-эстетической проблематики. Зачастую, в.ф. выступала обоснованием нравственно-религиозных кодексов и норм.
В.ф. включает множество категорий, как присущих еще мифологии (смерть и жизнь, душа и тело, вещество и дух), так и собственно философских(движение, единство и противоположность)
В.ф. сосредоточена на самопознании. Западные универсальные методы познания остаются, по существу, без внимания. Внимание соц. аспекту (общечеловеческие ценности и добродетели как необходимое условие самосовершенствования).
Т.о., вся дух культура и философ. мышление Востока обращены к бытию личности, ее самосознанию и амосовершенствованию через уход от материального мира.
1. Древняя Индия. (Одна из самых древних культур)
a. Ведический период (первая ½ I тысячелетия до Н.Э.)
Первоначально философия формировалась в связи с БРАХМАНИЗМОМ (религия древних индусов, в основе которой лежали тексты «Вед»(веда- от древнеинд «знание»)), написаные на языке древних ариев- ведическом санскрите. Отсюда «Брахман»- «священник». Веды, по существу, являлись сборником текстов (шрути)-откровений мудрецов. Представляет собой дофилософскую форму мировоззрения.
Философия Упанишад (дословно- «сидение вокруг учителя с целью познания истины»), превратившееся в эзотерическое учение. Тексты Упанишад являются составной частью Вед, в них рассматриваются такие идеи, как единство всего сущего, космология, поиск причинно-следственных связей и т.д.
Учение о Брахмане как начале, причине и сущности всего (Что-то вроде Мировой души). Брахман одновременно равен и противопоставлен Атману (индивидуальная душа, субъективное «Я»). Атман одновременно и субъект и объект(воспринимаем и воспринимает), он не предмет для восприятия, но принцип всякого восприятия. И когда человек воспринимает своё «Я» как единство брахмана и атмана, он становится и богом и космосом.
Принципы САНСАРЫ (круговорота жизни, жизнь как череда перерождений) и КАРМЫ (закона воздаяния).
b. Эпический период (вторая ½ I тысячелетия до Н.Э.)
Философия становится отдельной отраслью знания («Махабхарата», «Рамаяна», Свод законов Ману)
Время появления философских школ, по существу, являвшихся результатом различного отношения к Ведам и характеру их переосмысления.
Чарвака. Материалистическое и атеистические учение, отрицающее концепции брахмана, атмана, сансары и кармы.
Джайнизм. Дуалистическое учение, признававшее одновременное существование духовного и материального начал. Единая душа, распадаясь на мелкие части, может свободно переходить из одного физ вместилища в другое и видеть прошлое, настоящее и будущее
Буддизм. Идейный продолжатель Упанишад. Основан в VI веке Сиддхартой Гаутамой. Основная цель- освобождение от страданий, выход из колеса сансары и переход в нирвану, состояние вечного блаженства.
c. Классический период (начало Н.Э-XVIIIвек)
2. Древний Китай
Все учения имеют один общий корень, учение о Дао (дословно- «Путь»). Учение о двух началах (Инь(женское, темное и пассивное, управляет землец)-Ян(мужское,светлое,активное, управляет небом)).
Даосизм. (Основоположник- Лао-Цзы). Смысл в том, что естественный путь развития Дао был нарушен и теперь, через неделание и отрицание цивилизационных вмешательств его нужно восстановить.
Конфуцианство. Противоположно даосизму. Обращено в будущее, его идеалом является сильное государство. Через человеколюбие и долг необходимо пройти «малое», а затем «великое» процветание придти к более развитому обществу и цивилизации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|