Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема экспериментального познания




Ф.Бэкон не создал теории, тогда еще никто не знал, как делать теории, имеющие начало не в логике, а в опыте. Поэтому многие его мысли ныне выглядят наивными. Но он выдвинул ряд основополагающих для науки идей. Как ни странно, но убившая его мороженая курица была настоящим апофеозом его философствования. От поцелуя курицы родились ныне торжествующие эмпирические науки: вся опытная база физики, химии, биологии, социологии, технических наук, потому что эта курица была первым осознанно поставленным экспериментом и этот эксперимент доказал необходимость того, чтобы научная база была экспериментальной. А использование в качестве предмета эксперимента именно курицы, цель этого эксперимента, заключавшаяся в том, чтобы определить влияние холода на порчу мяса, показало, что наука должна быть практически ориентирована. Обоснованием этих идей Бэкон и занимался всю жизнь.

Прежде всего, он завершил реформу идеи истины, начатую Возрождением. В Средние века истинным считалось Божественное, а следовательно, возвышенное, благородное, достойное. Исследователь считал, что он приближается к истине тогда, когда мысль его становится чище и благороднее, а жизнь - достойнее, когда он сам становится совершеннее.

Бэкон показал: истинно не то, что возвышенно, а то, что достоверно и полезно. Он уверял: если вещь существует, то она достойна бытия, иначе бы творец ее не создал. А что достойно бытия, то достойно и познания, потому что познание - всего лишь изображение бытия. Именно от Бэкона идет мысль, запечатленная и в нынешних словарях научной и материалистической философии: истина есть адекватное (точное, полное) отражение действительности.

Конечно, он, в отличие от многих своих последователей, был творцом, а не продолжателем. Он понимал пользу весьма широко и различал опыты плодоносные и светоносные. Первые немедленно дают полезный результат, а вторые проливают свет на тайны природы и без них невозможны плодоносные опыты. Тем не менее, целью науки становится польза, а светоносные опыты, при всей их важности, всего лишь необходимое условие для получения пользы. Из этой идеи в дальнейшем вырастут научный эмпиризм и прагматизм.

Классификация наук

В своих произведениях он поставил задачу, которую раньше него никто не ставил, кажется, даже Аристотель, хотя великого грека подталкивала к решению такой же проблемы сама систематичность его мышления. Сэр Френсис, обнаружив множество разнообразных наук, решил их классифицировать и указать, чем каждая из них должна заниматься. Он задался целью выявить предмет науки.

Как известно с древности, любая классификация осуществляется по определенному основанию. Веруламец понимал, что исследует - человек, и его исследование вызвано некоей тягой к познанию: любопытством, интересом, тем, что характеризует человеческую душу. В основу классификации он положил именно человеческую душу, которая, как тогда считали, имеет три главные способности: память, воображение (фантазия) и разум. По Бэкону, памяти соответствует история, фантазии - поэзия, а разуму - философия. Уже здесь заложена идея единства всех форм отношения к миру, проистекающего из внутреннего единства и цельности души.

Остановимся на философии. Сэр Френсис ввел в мировую культуру представление о том, что философия - наука обобщенная, сегодня говорят - всеобщее является основным принципом философии. Она имеет три предмета: Бог, природа и человек.

Рассматривая Бога как предмет философского познания, он развивает средневековую доктрину Уильяма Оккама о двух истинах и утверждает, что Бога должна познавать теология, которая считается им «небесной философией». Теория двух истин понадобилась Бэкону затем, чтобы обосновать взаимное невмешательство философии и теологии и обеспечить за философией законное право светского существования.

Что касается земной философии, то в отношении Бога она должна заниматься только одним: отыскивать аргументы, опровергающие атеизм. Что касается остальных наук, то они не только имеют право, но прямо обязаны игнорировать библейские тексты и утверждения теологии, для того, чтобы добиваться максимальной достоверности.

Наибольший интерес для Бэкона представляет природа. Философия, изучающая природу, есть естественная философия, Бэкон подразделяет ее на два вида: физику и метафизику.

Чуть позже Бэкона, Спиноза показал, что наука должна изучать причины явлений и внутреннюю необходимость. Лорд-канцлер склонялся к тому же мнению, он выделял два вида причин: с одной стороны - материальные и действующие, ими занимается физика, а с другой стороны - формальные и целевые, составляющие предмет метафизики.

Наконец, человек как предмет философии тоже доставляет ему повод поразмыслить. Человек есть индивид, как таковой, он - предмет антропологии. Но он же и член общества, в этом качестве он - предмет гражданской философии (политики). Антропология изучает тело (медицина) и душу (психология).

С психологией смыкается логика - наука о мышлении, познающем истину. Со времен Кузанца, философия не первый раз встречается с проблемой логики. Традиционная аристотелевская логика дедуктивна, что означает, она является системой доказанных правил, по которым можно сделать все возможные выводы из любого утверждения. Но откуда берется это первоначальное утверждение? - На это аристотелевская логика удовлетворительного ответа не дает. Первоначальный тезис берется из опыта, значит нужна какая-то особая логика, которая позволяет правильно получать опыт и правильно ставить эксперименты (сейчас это - индуктивная логика и правила проведения научных экспериментов). Бэкон оказывается перед гигантской проблемой метода познания действительных истин в очевидных фактах.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных