Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Великое восстановление наук Френсиса Бэкона




У истоков английского, а потом и европейского сенсуализма стоит фигура сэра Френсиса Бэкона барона Веруламского и виконта Сент-Албанского, лорда-канцлера английской короны. Его не рекомендуется путать со знаменитым однофамильцем, средневековым английским монахом, естествоиспытателем и философом Роджером Бэконом.

Сэра Френсиса по справедливости не считают сенсуалистом, он им не был, в его эпоху противостояние сенсуализма и рационализма еще не началось. Он самый старый из философов века барокко, большая половина его жизни прошла в XVI веке. Он - наполовину в Возрождении, а отчасти и в средневековье. Однако его философская мысль протекала в руслах трех великих идей, выдвинутых Возрождением и началом Нового Времени. Он сам соучаствовал в их творчестве, развитии и распространении. Это были идеи возрождения античной культуры, реформации христианской религии и развития естествознания.

От античности в культуре Нового времени осталось стремление к исследованию предельных оснований человеческой жизни. В ходе религиозной реформации, по всей Европе распространилось протестантское направление в христианстве, сделавшее ненужной церковную иерархию и обрядность. Оно утвердило веру как таинство личного, внутреннего, интимного отношения человека к Богу. Протестантизм освободил философию от теологии и обусловил возможность ее самостоятельного и светского развития. Отныне для философии стало необязательным рациональное оформление божественных откровений. А идея естественнонаучного познания оказалась той идеей, которая подтолкнула дальнейшее развитие философии. Философия, перестав ориентироваться на богословие, начала приглядываться к естествознанию и брать его за образец, вплоть до того, что перенимала естественнонаучные методы.

Надо, правда, заметить, что естествознание той поры отличалось от нынешнего. Сегодня так называют комплекс наук о неживой и живой природе: физику, химию, биологию, в отличие от социальных и гуманитарных наук (наук о духе). А тогда это был единый научный комплекс, познающий все: и физика, и история, и политика, и поэзия - все было естествознанием, хотя уже тогда наука тяготела к познанию одного только внешнего мира.

Ориентация на естествознание поставила перед философией проблему логики. Математика подталкивала ее к разработке рациональных, абстрактных и логически доказанных теорий. А стремление изучать чувственно воспринимаемые явления задавало совершенно другую логику философских построений. А.Л.Субботин правильно подмечает, что философские фигуры Декарта и Бэкона взаимно оппозиционны и это происходит именно от того, что они выражают разные - рационалистическую и сенсуалистическую логики философствования.

Френсис Бэкон был зачинателем и его философия полу-традиционная, полу-новаторская. Он предчувствовал, что предложенный им проект реформы науки предназначен не столько для его современников, сколько для будущих поколений. Может быть, поэтому он писал: «Я всего лишь трубач и не участвую в битве».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных