Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация периодов Нового Времени




Условно, Новое время - период истории с XVI-XVII веков до наших дней. Этот период подразделяется на несколько этапов:

XVI-XVII века, иногда называемые периодом «барокко». В это время социальную культуру определяла рационалистическая идея «абстрактного, теоретического разума», когда идеалом человеческой универсальности выступали умственные способности.

Абстрактный разум господствовал по всей территории Европы, кроме Англии, где развивалась мысль об «абстрактном чувстве», о непосредственном переживании человеком материальной действительности, о господствующей сиеминутности. Эта мысль подстегивала молодую английскую буржуазию к быстрому развитию, стимулировала ее стремление обладать всей материальной действительностью.

В период барокко абстрактный разум интересовался больше внутренним миром человека, но это не был только лишь холодный и рассудочный логический ум схоластов. Рассудочностью больше грешили английские сенсуалисты. А абстрактный разум ориентировался на интеллектуальное творчество, на логику и на моральную проповедь. Это была философия и Декарта, и Лейбница, но и моралистов - Паскаля, Ларошфуко, Лабрюйера.

За барокко начинается XVIII век, называемый веком «просвещения». Тогда абстрактный разум, уже окрепший, трансформировался в идею образования и образцом человека стал ученый-энциклопедист. XVIII век - эпоха быстрого распространения знаний и время наивной убежденности, что образованный человек не может причинить зла и всегда будет поступать правильно. Тогда работали Дидро, Вольтер, Руссо, Гольбах, Кант.

Затем вступил в права XIX век. Это период романтизма и реализма. Абстрактный разум переживает кризис, наступила эпоха формирования «абстрактного человека», подчинившего себе и абстрактный разум, и абстрактное чувство и ставшего социокультурным субъектом. Тогда развивались такие черты, как стремление к выгоде, спортивность, модность, склонность к игре, к провокации, к искренности.

Буржуазия переживала высшую точку своего расцвета и к концу века она уже клонилась к упадку. Частный бизнес отдельных людей порождал корпоративный бизнес, потом государственно-монополистический капитализм, в наиболее развитом виде сложившийся в СССР. Организация и человек вступили в борьбу друг с другом.

В XIX веке действительный человек сделал решительную попытку самому стать социокультурным субъектом. Развивались антропологизм, индивидуализм, эгоцентризм. Писали Фейербах, Кьеркегор, Ницше, Маркс, Шопенгауэр. Но при этом, в самом начале века еще работали мыслители, сохранявшие большие просвещенческие черты: Фихте, Шеллинг, Гегель. А со второй половины XIX века на мировую арену вышла русская философия со своим особым обликом: Киреевский, Хомяков, Данилевский, Герцен, Бакунин, Лосский, Соловьев, Трубецкой, русский марксизм.

XX и XXI века, вероятно, завершающий этап в жизни абстрактного человека. Еще не ясно, что придет ему на смену, хотелось бы, чтобы это был действительный человек как наследник нескольких тысяч лет культурной истории. О перспективе пока говорить рано, однако, эпоха абстрактного человека, судя по происходящим в мире событиям, идет к своему завершению. С одной стороны, действительный человек все энергичнее прорывается к основаниям социальной культуры, но с другой стороны, все сильнее сопротивляется социум, непрерывно выдвигая идеи народа, государства, традиции.

В эту последнюю эпоху Нового Времени пишут Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс, Ж.Деррида, С.Л.Франк, П.Флоренский, Н.Бердяев, М.М.Бахтин, М.Мамардашвили, М.Бубер, Лосев, Л. Гумилев, Тойнби, К.-Г.Юнг, М.Вебер, О.Шпенглер, З.Фрейд и многие другие. При этом продолжает существовать чрезвычайно высокоразвитая философия диалектического материализма. В советские времена диалектический материализм считался официальной философией СССР и его развитие шло однобоко, оно сдерживалось и искажалось идеологическими догмами. Как только идеологические ограничения спали и эта философия перестала быть одиноким монополистом в безвоздушном пространстве, она заявила о своей высокой культуре и вступила в нормальный диалог с другими философиями.

Метод Рене Декарта

Напомним, что в основании социальной культуры Средних Веков находился образ Бога. Он был ассимилирован Возрождением и превратился в идею «универсального человека». Путь к универсальности для каждого проходил в его собственной душе, и чтобы стать всесторонне развитым, надо было обращаться к истокам своего мышления. Именно эта идея была изначально предпослана каждому мыслителю континентальной Европы века барокко, поэтому целью его изысканий всегда являлось Богопознание, эту цель можно достичь, изучая свою душу.

В Средние Века и в эпоху Возрождения наиболее развитой формой познания была теология. К XVII веку в теологии уже были два основных направления, одно из них - дескриптивная теология - старалась познать Бога, разыскивая его проявления в конечных и единичных вещах внешнего мира. На основе дескриптивной теологии складывается наука современного типа как единство эмпирического и теоретического знания. В процессе Богопознания - познавался мир, а в процессе познания мира, познавался Бог. По этой причине философия того времени включала в себя учения о природе, об обществе, о методах познания, о Боге и т.д., а философы одновременно являлись и математиками, и физиками, и логиками.

Таким был и Декарт (латинизированная форма имени - Картезий). Он прославился и как философ, и как физиолог, и как математик - создатель прямоугольной системы координат, которую по сей день называют «картезианской». Ему принадлежат ряд фундаментальных принципов алгебры и аналитической геометрии, а так же основания современной механики.

Целью философии Декарта было Богопознание, определение человеческого места по отношению к Нему, а значит, и истинного способа размышления, и основанного на нем умения жить достойно.

Проблема, решаемая Декартом, в целом заключается в том, как жить достойно, что это означает? Понятно, что если истина - Бог, то жить достойно, это - руководствоваться в своей жизни истиной, Божьей волей. Но как настоящему христианину и католику Декарту было известно, что Бог дал власть дьяволу испытывать души людей и принимать любые обличия, даже обличие Сына Божьего. Были случаи, когда дьявол так и поступал: смущал, соблазнял, одному монаху - ученику святого Франциска Ассизского дьявол явился в облике Сына Божьего, источавшего чистейший Свет.

Как в явлениях внешнего мира и в собственной душе отличить божественное от дьявольского, как различить истину и ложь, чтобы руководствоваться истиной и не заблудиться в жизненном пути? Перед Картезием в религиозной форме стояла проблема, актуальная и для современной науки. Он решил ее для себя, а в ходе решения он разработал основные принципы той методологии, которая фундаментальна для всей европейской науки. Так как наука в течение двух столетий была господствующей формой познания, то вся культура последекартовской Европы, а во многом и России XIX-XX вв. имеют отчетливо различимые картезианские черты.

В чем же заключается его метод? В течение столетий, прошедших после XVII века истину привыкли понимать двояко:

1. для науки это - достоверное знание, адекватное (точное) отражение действительности;

2. для философии это - внутренняя необходимость бытия предмета, обусловливающая то, что предмет именно таков, каков он есть: истина, это - чашность определенной чаши, стакановость конкретного стакана, человечность человека.

Поскольку проблема состоит в различении истины и лжи, то Декарт сформулировал свое представление о критерии истины - способе проверки знания на степень истинности. Для него истина - то, что ясно и самоочевидно, то есть очевидно само по себе и не нуждается в дальнейших изысканиях.

Ясно и самоочевидно либо то, что дано нашим органам чувств (например, оче-видно глазам - по этому пути пошло европейское естествознание; умо-зрительно, зримо для ума - в этом направлении развивалась теоретическая науки и, по большей части, философия, строившие концепции и модели), либо это то, что непосредственно, само собой понятно (по этому пути пошли некоторые гуманитарные дисциплины и часть философии). Так или иначе, но путь к самоочевидности - рационален, достижим с помощью разума. Европейская культура, по этой причине, весьма рациональна. Истина - то, в чем мы не можем усомниться, посчитал Декарт и выдвинул сильный методологический принцип «универсального сомнения», суть которого в том, что надо сомневаться во всем, в чем только можно, и таким путем «отшелушить» несомненную истину.

Как это сделать? Размышляя над этим, он предпринял четыре шага, каждый из которых стал в дальнейшем принципом целой группы общепризнанных научных и философских методов.

Шаг 1. Интуиция. - Начало познания, согласно Декарту, непосредственное восприятие истины. Именно это сегодня называется интуицией, предпосланностью, предзаданностью. На этом держатся интуитивизм, феноменология, герменевтика, теория архетипов в аналитической психологии Юнга.

Шаг 2. Сегодня он называется анализом и абстрагированием. Сам Декарт, кстати, почти не давал названий своим методическим приемам. Он предложил каждый вопрос делить на максимально простые элементы, вычеркивая все сомнительное и оставляя несомненное. Несомненное далее исследуется абстрактно (отдельно) от сомнительного. На этом пути он выделил в качестве наиболее простых и несомненных элементов познания свои знаменитые начала (принципы познания).

В чем же Картезий не смог усомниться?

Первоначала (аксиомы) философии Р.Декарта следующие: «есть Я, Декарт»; «есть тела», «есть Бог». Почему он пришел к этим трем выводам, увидим далее. Все остальное знание должно быть выведено из этих истинных начал по строгим правилам логики, а следовательно, как утверждает наука логики, выводы будут сохранять степень истинности первоначал, то есть, они будут истинными и несомненными.

Шаг 3. Конкретизация и синтез. Получив первоначала как наиболее простые и истинные знания, следует переходить от них к знаниям все более и более сложным, описывающим истинную действительность, а не ту, какую мы видим глазами. Так получается теория, раскрывающая сущность.

Шаг 4. Энумерация. Декарт предлагал в каждом исследовании вести рабочий дневник, фиксируя каждый обнаруженный элемент, рассматривая его и оценивая.

Как же он пришел к своим первоначалам? Его универсальным методологическим приемом было сомнение, значит, практикуя сомнение, Декарт невольно освободился от влияния средневековых традиций и стал индивидуальностью, осознающей традиции и переосмысляющей их собственным разумом. Поэтому его в философии считают фигурой переходной от Средневековья и Возрождения к Новому времени.

Свою индивидуальность Картезий подчеркивал тем, что всегда писал только о переживаемом им мгновении, в котором раскрывается то, что он познает. Позднее было показано, что индивидуальность всегда определяется категориями «Здесь» и «Теперь», то есть, в мгновении, а знания, получаемые при переживании мгновения, стали называться «экзистенциальным опытом».

Как рассуждал Декарт? Вначале он зафиксировал несомненность факта своего мышления в тезисе «Cogito» (я - мыслю). Если я сомневаюсь, то я мыслю. Затем он сделал вывод: Cogito ergo sum» (я мыслю, следовательно, я существую). Но если я существую, то у меня есть душа и тело, значит, я ограничен и индивидуален. Мою ограниченность подчеркивает и то, что я мыслю, сомневаясь. Сомнение указывает на возможное незнание, а следовательно, и на ограниченность. Поэтому неизбежен следующий тезис: «Cogito ergo sunt» (я мыслю, значит, существуют и другие тела) за пределами моей индивидуальности. Наконец и четвертое его утверждение, проходящее несколько особняком: Если я мыслю как индивидуальность, пребывающая в мгновении и мыслю о мгновении, то следовательно есть и высшее мышление, которое обеспечивает мою целостность и жизнь, протяженную во времени. Не будь этого мышления, моя жизнь, ныне связная и целостная, сразу бы распалась на множество отдельных и невзаимосвязанных мгновений, разбилась на мелкие осколки. Значит, есть Бог.

Какую же истину получил Декарт? Он создал философскую систему, которая не описывает видимый мир, а отражает скрытую от глаз его сущность. Видимый мир состоит из смеси истины и заблуждения. Декарт получил знание не о том мире, какой он переживал на самом деле, а, по его словам, о возможном мире, который Бог мог бы создать, если бы пожелал.

Идея такого мира выступила идеалом и основанием всех смысложизненных размышлений века барокко, а потом и Просвещения, социокультурным субъектом, основанием социальной культуры. Он и сегодня жив, данный субъект. Это - теоретический разум.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных