Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия и теология




Фома выполнил задание, он переосмыслил Аристотеля католически, из-за чего великий Грек стал еще популярнее в Европе. Папа и его советчики не учли, что официальная доктрина церкви опиралась на Платона и Августина, с которыми Аристотель никак не согласовывался. Аристотель исходил из идей целостного Космоса, в котором Бог был как бы душою. А Платон - раздваивал Космос на видимый и трансцендентный миры.

Главная проблема схоластики - соотношение разума и веры решалась Аквинатом своеобразно и способом, противоположным Августиновскому. Если Августин считал, что разум - проявление веры и вырастает из нее, разум у Августина выгладит как бы ухудшенной верой, то Фома писал:»Знаю свою обязанность перед Богом, главный долг моей жизни, каждое слово мое и чувство говорят лишь о Нем». С одной стороны, это можно понять таким образом, что говорить о человеке и мире со смыслом можно лишь опираясь на откровение. Но с другой стороны, эта принципиальная позиция Аквината означает, что сначала человек имеет обязанность, долг, разум, а потом он направляет их на службу Богу. А следовательно, не вера - предпосылка разума, а наоборот, разум - предпосылка веры. Это значит, что философия, хотя и подчинена теологии, но как культура разумного мышления, она имеет собственное содержание. Философия не растворяется в теологии, это был первый значимый для европейской культуры шаг, высвобождающий разум.

Сегодня вопрос о соотношении разума и веры снова возвращается в культуру, это правильно. Но в ту пору, когда разум был не слишком-то развит и не считался особой ценностью, его надо было на каком-то этапе культуры освободить от теологии и развивать отдельно.

Мысль Фомы состояла в том, что философия самостоятельна. Она, безусловно, религиозна и повествует о Божественном, но откровение и благодать облагораживают философию не как частичку богословия, а разум не является ухудшенной верой. Разум и философия освящены Божественным присутствием как самостоятельные явления. Разум слабее веры, но он свят как именно разум, а не в связи с его подчиненностью вере. Разум - отличный от веры способ Богопознания, а философия, следовательно, имеет свои инструменты и методы, отличные от теологических.

Аквинат писал, что есть истины, доступные только вере, Например, истина о единстве Бога и Его троичности, а есть и другие истины, подвластные разуму, например, что Бог существует.

Фома считал, что разум нужен потому, что он универсален. Если видишь несогласованность явлений или утверждений, всегда с помощью разума можно найти их сущность и опуститься на ту глубину познания, где ясно отличие истины от заблуждения.

Наконец, несмотря на то, что человек зависит от Бога, он, все-таки, отчасти и автономен, Бог предоставил ему свободу. Разум дан человеку для того, чтобы правильно распорядиться свободой, выполнить данное Богом предназначение и добровольно подчинить свою жизнь Его промыслу.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных