ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предпосылки Нового ВремениДуховные предпосылки Нового Времени сложились во времена Средневековья и Возрождения. Главной предпосылкой Возрождения и Нового Времени, предзаданной Средневековьем, была идея Бога как Высшей Истины и идеал человека как святого. Возрождение переосмыслило эту предпосылку, преломив через идею гуманизма, суть которого в обращении человека к истокам собственного мышления, к своей душе и в представлении о потенциальной универсальности человеческого существа. Эти мысли и легли в основу культуры Нового Времени. Другой предпосылкой становится представление о мире как падшей области Вселенной, которую надо исправлять. Чтобы его улучшить, надо знать, как это делается. Общей для большинства философий стала проблема метода. Метод необходим для познания истины - это основной вывод Средневековья и Возрождения. Но прежде чем была развита современная методология во всем ее разнообразии должны были пройти еще несколько веков культурного развития. Господствовавший в начале Новых веков метод был создан еще средневековой схоластикой. Это - формальная логика, которую иногда называют традиционной и аристотелевской. Но, как известно, Николай Кузанский задумался над проблемой несоответствия схоластической логики стоящим перед ней задачам Богопознания. Он оказался у истоков собственной логики нетрадиционного типа и создал свой метод «ученого незнания». Проблема метода чрезвычайно обострилась в первые века Нового Времени (XVI - XVIII вв.). Она решалась на основе духовных предпосылок. Предпосылки переосмыслялись по-разному. Английская философия разрабатывала концепцию методов чувственного познания, так называемую сенсуалистическую линию. В ней считалось, что, главным образом, следует получать знания об единичных предметах внешнего мира, поэтому в основе любых методов находится получение знаний с помощью органов чувств. Познание, это - познание внешнего мира как проявления Высшей Истины - Бога. Познавая мир, Космос человек познает Бога. Это философии Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж. Локка, Дж.Беркли, они лежат в основе современных научных методов эмпирического познания: наблюдения, эксперимента и т.п. Философия континентальной Европы, в основном Франции и Германии, разрабатывала концепцию интеллектуального познания, так называемую рационалистическую линию. Они полагали, что познание, это - самопознание человека, изыскание внутреннего потенциала человеческой универсальности, Высшей истины, Бога, путь к которому проходит в глубине собственной души. Познавая истоки своего мышления, человек познает Бога. Это философии Р.Декарта, Г.Лейбница, Б.Спинозы, они лежат в основе современных представлений о научной теории и философской концепции. В дальнейшем, сенсуализм и рационализм сблизились и сегодня они угадываются в различении двух основных разновидностей методов научного и философского познания - опытных и теоретических. Философия в Новое Время приступила к переосмыслению своих предпосылок, начав с постановки проблемы метода. Этим она, конечно, ограничиться не могла. Вокруг методологического вопроса ставились и решались другие проблемы, так или иначе, с методом связанные. А это вызывало глубокий переворот в социальной культуре. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|