Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпосылки Возрождения




Эпоха Возрождения охватывает два столетия - XIV и XV вв. Конечно, в истории культуры проводить точные временные границы невозможно. Проблески мысли, характерной для Возрождения, были и раньше, будут они и позже, когда прочно вступила в свои права эпоха, которую называют Новым Временем.

Возрождение - переходный период между средними и новыми веками. В это время средневековый образ Бога еще всесилен в человеческом мире. Бог как Высшая Истина - главная предпосылка Возрождения и всего Нового Времени. Какое же обличие он принял в то время?

Эпоха Возрождения была периодом бурного развития городов и культурных центров. Разбогатели итальянские города, развили торговлю, придумали множество полезных приспособлений для строительства, начали создавать первую промышленность. Возрождение у нас связывают, прежде всего, с Италией, подобно тому, как античность связывалась с Грецией и Римом. В Италии, действительно, Возрождение началось, распространилось на Францию и частично затронуло Германию и Англию.

Итальянские города добились самостоятельности, они не подчинялись никому, ни королю, ни императору, ни папе. Они, по преимуществу, представляли собой аристократические и торговые республики. Если в Средневековье человек чувствовал себя приниженным, сравнительно с Богом, то в городах-республиках Возрождения он осознавал свою ценность и достоинство. И поэтому в основании социальной культуры этого периода образ Бога трансформировался в образ Универсального Человека, гения.

Наступали безбожные времена. Если в Средневековье человек - тот, кто стремится к Богу, то в Возрождении, это - тот, кто универсален. Идея универсального человека в разных вариантах после Возрождения просуществовала три столетия, только в XIX в. она стала распадаться, а отчасти, дошла и до наших дней.

Таковы основные предпосылки культуры Возрождения. Возрождение разрабатывало эту идею и руководствовалось ею. В этой культуре можно найти три характерные черты: гуманизм, неоплатонизм и натурализм.

Гуманизм - в противовес средневековой мысли, помещающей в центр мироздания Святого и Бога, Возрождение помещает на это место Человека и его душевные способности и возможности.

Неоплатонизм - религиозное философствование той поры отходит от Аристотеля и формирует оппозицию официальной доктрине католической церкви, прописанной Фомой Аквинским. Оппозицией, естественно, оказывается Платон с его идеей трансценденции. Происходит как бы частичный возврат ко временам св.Августина. Одновременно наступает расцвет гностицизма, почти прирученного средневековым христианством. Пробуждается интерес к тайному знанию. Именно в эту эпоху формируется авторитет мифического Гермеса Трисмегиста, расцветают тайные герметические науки, источник которых Возрождение находит в Древнем Египте. Связанное с Гермесом тайное знание, объединенное в книгу под названием «Герметический свод» (Corpus Hermetikum) сложилось во II-III вв. нашей эры в противовес распространяющемуся христианству. Авторы этого сочинения приписывали это знание греческому богу Гермесу, в котором можно также увидеть черты египетского бога Тота, который считался в Египте изобретателем письменности, «писцом богов», а потому и проводником тайных знаний от богов к людям.

Общая концепция герметических текстов напоминает гностическую, с той главной разницей, что Демиург у Гермеса не злой бог, а единосущный высшему богу Логосу и творит мир вместе с ним.

Натурализм- средневековая философия не разрабатывала вопросы онтологии природы. Это делали древние греки, но для Средневековья природа была только падшим и грешным миром, который надо преодолеть. В натурфилософии наступил как бы провал и мысль Возрождения этот провал постаралась заполнить. Так снова появились концепции устройства Космоса.

Впервые Высшее подверглось критике в эпоху Возрождения, когда мир стал Универсумом, а человек - гениальным микрокосмосом, содержащим в себе не дорогу к Высшему, а его самого как потенцию. Человек становится существом универсальным. Для эпохи Возрождения, христианской по своей религиозной ориентации, представление о человеке как образе и подобии Божьем принимает вполне современный облик. «Я» уже сейчас несу в себе образ Божий, а что касается подобия, то это «мой» смысл жизни, я должен своими трудами уподобиться Ему.

Для Средних Веков и Возрождения евангельский принцип «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» одинаково актуальны и значимы. Но в средневековье Божественный смысл недосягаем, достичь его можно, только опираясь на истинность веры и с Божьей помощью, человек слишком слаб, чтобы самостоятельно дойти до такой вершины. В эпоху же Возрождения высокий смысл потенциально вполне достижим трудами и усилиями человеческими, ведь «Я» изначально, по своей природе гениально и поставлено на особое место в мироздании. Даже если «Я» не дойду, то проложу для других очередной участок этого маршрута. Небеса приблизились.

Человек в эту эпоху лишь тогда является человеком, когда он гений и универсальное существо. Тот, кто не сумел раскрыть в себе потенцию гениальности, не человек, он выдавливается культурой. Но вместе с этим обостряется проблема индивидуальной неизбывности. Ведь, каждый ясно чувствует, что может не дойти. В основании культуры лежит идеал гения, но нет идеала «Меня», конкретного человека. Людей много и все они различны, а культура отсекает индивидуальное многообразие и оставляет в качестве человеческого эталона только общие места, в которых все похожи один на другого. Все - гении, не смотря на то, что есть поэты, ювелиры и политики. Люди разные, но гениальны все на один манер, каждый должен стать и поэтом, и ювелиром, и художником, и архитектором, и политиком и т.д. как Бенвенуто Челлини или Леонардо да Винчи, каждый должен стать универсальным. «Все содержится во всем!» - Формулирует общий принцип эпохи мыслитель раннего Возрождения кардинал Николай Кузанский.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных