ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принцип индивидуацииИндивидуация - утверждение примата индивидуального над универсальным. Особо тщательно этот вопрос разрабатывался в XII веке Иоанном Дунсом Скотом, прозванным «Доктор Субтилис» за особо утонченный ход его рассуждений. Проблема индивидуации была поставлена самой жизнью. В античности полис (общность) господствовал над индивидом, человек был полисным животным и был насквозь пропитан интересами, идеями, целями народа, к которому принадлежал. Общество защищало человека от внешней природы, но не давало проявиться его личностному началу. Это было одной из причин падения греческо-римского мира. К XII веку развитие городов, ремесла и торговли, а особенно широкое распространение христианства с его обращенным к каждому индивиду требованием личного самосовершенствования и с его мистицизмом привело к тому, что личностное начало в человеке стало пробуждаться. Люди стремились сохранить свою социальную защищенность, но при этом желали преодолеть свою порабощенность и зависимость от общественных пороков и от угнетения. Этому способствовала, в частности, и тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре. Дунс Скот был реалистом, его представление об индивидуальном отвечало сложившейся ситуации, но его нельзя трактовать в номиналистическом духе. Речь пока не идет о примате действительных человеческих индивидов над социальным и универсальным. Индивидуальность, по Дунсу Скоту, сама есть универсалия. Позднее перенос принципа индивидуальности с уровня универсалий на уровень отдельных действительных индивидов начнет осуществлять Уильям Оккам. Но и в исполнении Дунса Скота этот принцип был громадным шагом вперед. В чем состояло значение этого шага? Со времен Платона и Аристотеля считалось, что развитие мира шло в направлении от общих идей к частным их проявлениям: от идеи формы и содержания, от идеи Бога к их воплощению. Этот путь познания в логике получил название «дедукция». Дунс Скот начал рассматривать, пусть и на уровне универсалий, возможность прямо обратной «индуктивной» логики, в которой мысль восходила от частных вещей к их общим характеристикам. Но это не все, индивид, по его мнению, не просто отдельная идея или их совокупность, присущая действительной вещи, это - единство идей, которое характеризует индивидуальность вещи, отличает ее от других вещей и обусловливает то, что вещь существует как «именно эта вещь». Он использовал особое понятие «этости» вещи, которое в дальнейшем очень повлияло на развитие мировой культуры. И наконец, принцип индивидуации позволил Дунсу Скоту поставить вопрос о свободе воли таким образом, что стало возможным размышлять о свободе человеческой воли. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|