Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ученое незнание Николая Кузанского




Николай Кузанский (1401-1464) был так прозван потому, что родился в селении Куза в южной Германии. Настоящее его имя - Кребс. Его родным языком был немецкий, но он обучался в итальянском городе Падуе, где блестяще овладел итальянским языком. В молодом возрасте он стал священником, а затем и кардиналом.

Ученое незнание

Свою философию он назвал «ученым незнанием», это был основной метод его размышлений. Что же это такое?

Как священник, Кузанец стремился к познанию Бога и в Нем находил Высшую Истину. Это было предзадано Возрождению Средневековьем в качестве предпосылки и усваивалось каждым мыслителем незаметно для себя.

Бог же - бесконечен, атрибут бесконечности неоспорим, он подтвержден всем авторитетом церкви и занесен в догматы Символа Веры. Когда изучаются обычные конечные вещи видимого мира, мы можем наблюдать их свойства, перечислять, сравнивать и получать знание. Но как же познавать бесконечное, при этом его не огрубляя, не превращая в конечный и ограниченный набор отдельных свойств, как познать Бога в Его бесконечности? Ведь, бесконечное невидимо, неосязаемо и не может быть превращено в набор отдельных свойств, пусть даже огромного их количества. Ни тысяча свойств, ни миллион, ни миллиард, ни триллион не являются бесконечностью, любое самое большое число неизмеримо меньше ее.

Бесконечное невозможно представить и описать, поэтому оно всегда остается для нас неизвестным и лишенным каких угодно свойств и внутренней структуры. Означает ли это, что Бога познать нельзя? - Нет, не означает. Бог, согласно Святому Писанию, желает: «Боговедения хочу более, нежели всесожжений!» Он не станет требовать от людей невозможного, следовательно, познавать Его и ведать о Нем возможно, но как? Для этого, по мысли Кузанца, предназначается его «ученое незнание».

Идея такого метода состоит в следующем: человеческий ум включен в состав бесконечности, он - одно из необозримого числе ее проявлений. Надо создать между конечным человеческим умом и бесконечностью диспропорцию, напряжение, дающее знание. Как это сделать?

Конечные вещи познаются так: мы изучаем неизвестную конечную вещь и пытаемся уподобить ее тем предметам, которые мы знаем. Так например, мы изучаем некое таинственное животное и находим, что оно - маленькое, серое, пушистое, с длинными ушами и задними лапами, любит капусту и древесную кору, быстро удирает от лисицы. И мы узнаем в этом загадочном животном нашего хорошего знакомца - зайца.

Постигая же бесконечность и пользуясь методом «ученого незнания» мы не имеем права уподоблять, потому что бесконечность прямо противоположна конечному, она не может быть уподоблена ни одной конечной вещи. Однако, каждый предмет входит в состав бесконечного как его исчезающе малая часть. Значит, хотя бесконечность и не сравнима с конечным, но в нем проявляется. Бог проявляется в каждой твари, это - хорошо известная формула Средневековья.

Если бесконечность проявляется в предметах, то в каждом из них в самой сердцевине содержится тождество с бесконечностью. Бесконечное противоположно конечному, когда оно воплощается в конечном, оно как бы выворачивается наизнанку, превращается. Поэтому тождество есть.

Мы никогда не сможем напрямую обнаружить в конечных вещах это тождество - бесконечность, она безмерно глубоко упрятана под их поверхностью, которую мы только и можем наблюдать. Но, поскольку мы уже знаем, что в видимом предмете скрыта бесконечность, то можем считать этот предмет символом бесконечности.

Итак, вещь - видимый символ бесконечности. Именно так бесконечное относится к вещам. А как относятся вещи к бесконечности, как они в этой бездне соотносятся друг с другом? - Так как бесконечность, превращаясь, воплощается в каждом конечном предмете, то таких предметов бесконечное число. Следовательно, она - то общее, что есть между всеми вещами, одинаковое у них. И значит, различий между вещами в самой бесконечности нет, по сравнению с нею они все одинаковы.

В Боге, который и есть бесконечность и Высшая Истина все вещи равны, как бы они друг от друга ни отличались. В Нем все противоположности совпадают, максимум ничем не отличен от минимума. Кузанец любит все иллюстрировать с помощью геометрических примеров и он показывает, что прямая линия и окружность, хотя они и противоположны, ничем друг от друга не отличаются, так как линия может рассматриваться частью окружности с бесконечно удаленным от нее центром. Чем больше увеличивать круг, тем дальше отходит центр от окружности, в бесконечном круге центр бесконечно удален и окружность становится прямой линией.

По Николаю Кузанскому, Бог как бесконечность есть свертывание противоположностей и их совпадение.

Замечу, наперед, что с работ Н.Кузанского начинается активное познание отдельных атрибутов Бога: бесконечности, вечности и т.д. Это через пару столетий повлекло за собой рождение концепции «абстрактного разума», ставшего основанием и субъектом социальной культуры Нового Времени. Абстрактный Разум (он достиг наивысшей степени разработки в доктрине Гегеля) - прямой наследник средневекового образа Бога и Его измененный облик.

Такими рассуждениями Кузанец сделал великий шаг. Чтобы оценить его величие, подумаем, что являлось основным методом познания Бога в Средневековье? - Это была аристотелевская логика. Она логика подчиняется четырем фундаментальным для нее законам, нарушение хотя бы одного из них разрушало логическую стройность всей концепции и делало ее ошибочной с точки зрения сложившегося мнения. Назову такие законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Закон противоречия налагал запрет на противоречащие друг другу утверждения. Николай из Кузы доказал, что возможна другая логика, в которой закон противоречия не действует, но, тем не менее, истина познается. С его времени начинается активная разработка именно такой логики.

Почему же этот метод назван им «ученым незнанием»? - Потому, что он не приводил к позитивному знанию, утверждающему то, что Бог обладает такими-то и такими-то атрибутами. Такое позитивное познание называется катафатическим. Еще в древние античные времена выдвигалась идея апофатического познания, которое дает знание не о том, что Богу свойственно, а о том, что ему не свойственно. Если катафатический метод приводил к позитивному знанию, то апофатический - к позитивному «незнанию», применяющий его мыслитель как бы утверждал:»Я не знаю, что такое Бог, но я знаю, чем он не является». Николай Кузанский разрабатывал именно апофатический метод, но при этом он нашел его единство с методом катафатическим и показал, что апофатическим путем может быть получено истинное знание Бога.

Принцип «все во всем»

Кузанец представляет себе весь мир, космос, универсум как образ Бога, Абсолюта. Мир, по его мнению, устроен так: наиглубиннейшей сущностью всего является Бог. Мир как универсум, как единое целое - образ Бога. Все существующие вещи - образы универсума, мира.

Бог содержится во всем, а все, одновременно, существует в Боге через посредство Вселенной. Это значит, что вся мировая бесконечность, все многообразие вещей содержится в каждой отдельной вещи. В любой пылинке воплощена Вселенная и любой цветок создан усилиями всего мироздания и является его образом. Значит, любая тварь, как бы она ни была далека, участвует в судьбе каждой другой твари.

Все содержится во всем. Это - фундаментальнейшее положение натурфилософии Николая Кузанского.

Отсюда следует, что и человек таков же. Он является микрокосмом, который в превращенной, человеческой форме содержит всю Вселенную, даже те ее части, о которых человеческий ум не знает и не догадывается.

При этом, и Вселенная - макрокосм, где каждая часть незримо связана с любым человеком и отображает его в себе.

Человек как бы микровселенная, а Вселенная - макрочеловек. Таков итог рассуждений.

Заметим в заключение, что философия Кузанца - неоплатоническая, хотя и очень своеобразная. Если Платон разделил Мир на два - видимый и трансцендентный, то Кузанец нашел способ оставить это разделение, но установить между обоими мирами прочную связь. Его Вселенная как целое - платоновский трансцендентный мир. Эта же Вселенная, являющаяся незримым и образом каждого малого существа - платоновские эйдосы. И при этом, остается христианское основание - Бог, который сущность и истина всего, но ни в одном из миров: ни в зримом, ни в трансцендентном не пребывает. Если забыть про Бога, мы сразу получим материалистическую и оккультную диалектику, где низшее и высшее выступают превращенными формами друг друга. Но Кузанец про Бога не забывал.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных