Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ. Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация (форма)




Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация (форма). Прямое и непрямое (косвенное) доказательство. Виды косвенного доказательства: апагогическое («от противного») и разделительное (методом исключения).

Понятие опровержения. Элементы опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Способы опровержения тезиса: опровержение фактами, сведение к абсурду, формулирование и доказательство антитезиса.

Правила тезиса. Правила аргументов. Правила демонстрации. Ошибки в доказательствах.

Понятия софизма, паралогизма, парадокса. Парадоксы в истории науки.

Общая характеристика логической аргументации. Аргументация и доказательство. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория. Структура аргументации. Критика и опровержение. Виды критики: деструктивная, конструктивная, смешанная. Аргументация и диалог. Состав диалога. Виды диалогов: полемика, спор, дискуссия. Общие принципы диалога. Обоснование утверждений в беседе, дискуссии, юридической практике.

Полемика как вид интеллектуального поединка. Общие принципы полемики. Типы полемики: познавательная, деловая, игровая. Основные функции полемики.

Психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации.

Теория и практика спора. Основные требования культуры спора. Поведение участников спора. Доказательство и аргументация в споре. Корректные приемы ведения спора Некорректные приемы ведения спора: нарушения правил доказательства, софизмы, аргументы «к человеку». Психологические уловки в споре.

 

 


Л И Т Е Р А Т У Р А

Учебники:

  1. Берков В.В. и др. Логика. Минск, 1997.
  2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1997.
  3. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.
  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д, 2001.
  5. Гетманова А.Д. Логика. М., 2002.
  6. Григорьев Б.В. Классическая логика. М., 1996.
  7. Иванов Е.А. Логика. М., 1996.
  8. Ивин А.А. Логика. М., 1997.
  9. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1997.
  10. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2002.
  11. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. М., 1996.
  12. Свинцов В.И. Логика. М., 1998.
  13. Тымцяс В.Г. Логика. М., 1999.
  14. Формальная логика. Л., 1977.

 

Сборники упражнений:

  1. Гетманова А.Д. Словарь и задачник по логике. М., 1998.
  2. Кириллов В.И. и др. Упражнения по логике. М., 1997.
  3. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. СПб., 1996.
  4. Сборник упражнений по логике. Минск, 1994.
  5. Яшин П.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.

 

Словари и справочники:

  1. Гетманова А.Д. Словарь и задачник по логике. М., 1998.
  2. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М., 1991.
  3. Грядовой Д.И. Логика: Учебное пособие в структурных логических схемах. М., 1998.
  4. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1997.
  5. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
  6. Логический словарь: ДЕФОРТ. М., 1994.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Арно А. И Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991.
  2. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мысли. М., 1989.
  3. Гарднер М. А ну-ка догадайся! М., 1984.
  4. Гжегорчик А. Популярная логика. М., 1985.
  5. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. М., 1993.
  6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
  7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Ростов н/Д, 1995.
  8. Кольман Э., Зих О. Занимательная логика. М., 1966.
  9. Курбатов В.И. Женская логика. Ростов н/Д, 1993.
  10. Кэрролл Л. История с узелками. М., 2000.
  11. Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
  12. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
  13. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.
  14. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 2000.
  15. Спенс Дж. Как побеждать в споре: Самоучитель. М., 2000.
  16. Экспресс-логика. М., 1997.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет формальной логики и ее значение (2 часа)

Занятие 1

1. Мышление как предмет изучения логики.

2. Основные формы чувственного отражения действительности. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные логические формы: понятие, суждение, умозаключение.

3. Общее понятия логического закона. Основные законы логики: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Методологическое значение законов логики.

4. Практическое значение логики.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1995. Гл.1.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2002. Гл.1 «Предмет и значение логики»; Гл.2 «Основные логические законы».

 

Тема 2. Понятие как логическая форма мысли (4 часа)

Занятие 2

1. Понятие как форма мышления. Понятие и представление. Способы образования понятий. Логическая структура понятий.

2. Признаки и их виды. Содержание и объем понятий. Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятий.

3. Виды понятий: пустые и непустые, единичные и общие, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, конкретные и абстрактные, собирательные и несобирательные.

 

Занятие 3

1. Отношения между понятиями. Виды отношений между совместимыми понятиями. Виды отношений между несовместимыми понятиями.

2. Обобщение и ограничение понятий. Операции с классами: объединение (сложение), пересечение (умножение), вычитание, образование дополнения.

3. Деление понятий. Виды деления. Правила деления. Ошибки в делении. Классификация и ее виды.

4. Определение понятий. Виды определений. Правила явного определения. Ошибки в определении.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. Гл.4 «Понятие».

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Гл.3 «Понятие»; Гл.4 «Логические операции с понятиями».

3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., 2001. Гл 1. Понятие.

Тема 3. Логический анализ суждений (4 часа)

Занятие 4

1. Определение суждения. Высказывание, предложение и суждение. Логический смысл повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

2. Простые суждения. Структура простых суждений. Виды простых суждений: атрибутивные, экзистенциальные (суждения существования) и релятивные (суждения с отношениями).

3. Деление суждений по количеству и качеству. Круговые схемы отношений между терминами суждения. Распределенность терминов в суждении.

Занятие 5

 

1. Сложные суждения. Виды сложных суждений: соединительные, разделительные, условные и суждения эквивалентности.

2. Табличный метод определения истинности сложных суждений. Логическое отрицание. Отрицание внутреннее и внешнее.

3. Деление суждения по модальности. Виды модальных суждений: алетические модальности, эпистемические модальности, деонтические модальности. Логическая и фактическая модальности.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994. Гл.3 «Суждение».

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Гл.5 «Суждение», Гл.6 «Модальность суждений».

3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Гл.2. Суждение.

 

 

Тема 4. Умозаключение как логическая форма мысли (6 часов)

Занятие 6

1. Дедуктивные умозаключения (выводы из простых суждений). Непосредственные умозаключения. Выводы через преобразование суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату.

2. Выводы по логическому квадрату.

 

Занятие 7

1. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры силлогизма. Модусы силлогизма. Общие правила силлогизма. Правила фигур. Использование круговых схем для отбора правильных модусов. Обоснование модусов 2, 3, 4 фигур с помощью модусов 1 фигуры.

2. Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы. Полисиллогизмы и сориты.

3. Выводы из суждений с отношениями. Основные логические свойства отношений.

Занятие 8

1. Выводы из сложных суждений: чисто условное умозаключение; условно-категорическое умозаключение; разделительно-категорическое умозаключение; условно-разделительное умозаключение.

2. Индуктивные умозаключения. Виды индуктивных умозаключений. Методы установления причинных связей.

3. Аналогия. Виды аналогии. Условия повышения степени правдоподобия выводов по аналогии.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994. Гл.5.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2002. Гл.7-10.

3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Гл.3-5.

 

 

Тема 5. Логические основы аргументации (2 часа)

Занятие 9

1. Доказательство как способ обоснования знания. Структура доказательства.

2. Прямое и косвенное доказательство.

3. Правила, предъявляемые к элементам доказательства, и возможные ошибки в нем.

4. Понятие опровержения. Виды опровержения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. Гл. 6. Логические основы теории аргументации.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Гл. 10. Логические основы аргументации.

3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Гл.6.


ТЕСТЫ

1. Какое из приведенных понятий является собирательным?

А. 1) Ребенок, Б. 1) Символ,
2) Дитя, 2) Символика,
3) Детвора. 3) Эмблема.

 

2. Какое из приведенных понятий является абстрактным?

А. 1)Преступление, Б. 1) Мужество,
2)Преступник, 2) Муж,
3) Преступность. 3) Мужчина.

 

3. Какое из данных понятий является соотносительным?

А. 1) Отец, Б. 1) Угольная копь,
2) Родственник, 2) Копировальщик,
3) Знакомый. 3) Копия.

 

4. Какое из данных понятий является отрицательным?

А. 1) Невзрачный, Б. 1) Безмен,
2) Несмелый, 2) Безнадежность,
3) Негатив. 3) Безобразие.

 

5. Какое из данных понятий является пустым?

А. 1) Король Англии, Б. 1) Василий,
2) Король США, 2) Василиса,
3) Королева Виктория. 3) Василиск.

 

6. Какое из данных понятий является ограничением понятия "юрист":

1) Адвокат,

2) Правоохранительный орган,

3) защитник.

 

7. Какое из данных понятий является обобщением понятия "словарь":

1) Телефонный справочник,

2) Юридическая энциклопедия,

3) Книга.

 

8. Какое из указанных понятий находится в пересечении с понятием "инженер":

1) Инженер по технике безопасности,

2) Институт сельхозмашиностроения,

3) Вымогатель.

 

9. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида;

1) Институт, факультет,

2) Учебное заведение, лицей,

3) Галактика, созвездие.

 

10. Подберите понятие, противоположное понятию "бедный":

1) Небедный,

2) Богатый,

3) Бессребреник.

 

11. Какое из ниже перечисленных понятий будет определением понятия "преступление":

1) Ограбление,

2) Возмутительный поступок,

3) Общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

 

12. Укажите, в каком примере произведено деление понятия:

1) Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.

2) Атомы - неделимые частицы.

3) Атомы делятся на атомы металлов и атомы неметаллов.

 

13. Укажите предложение, выражающее суждение:

1) Кто следующий на прием к стоматологу?

2) Кому приятны неприятности?

3) Кем основан Санкт-Петербург?

 

14. Какое из указанных понятий является предикатом суждения "Каждый инвалид имеет право на льготы»?

1) Льготы,

2) Право на льготы,

3) Имеющий право на льготы.

 

15. К какому виду относится суждение "Не все люди – гении"?

1) Общеотрицательное,

2) Частноутвердительное.

3) Частноотрицательное.

 

16. К какому виду сложных суждений относится суждение "Мал золотник, да дорог"?

1) Конъюнкция,

2) Дизъюнкция,

3) Импликация.

 

17. К какому виду относится суждение "Курить - здоровью вредить"?

1) Конъюнкция,

2) Дизъюнкция,

3) Импликация.

 

18. К какому виду относится суждение "Либо пан, либо пропал"?

1) Конъюнкция,

2) Дизъюнкция,

3) Импликация.

 

19. Какое из суждений является противопоставлением предикату суждения "Люди не бессмертны"?

1) Все люди смертны.

2) Некоторые смертные - люди.

3) Бессмертные - не люди.

 

20. Где средний термин в силлогизме "Все рыбы дышат жабрами. Значит, дельфин - не рыба, он не дышит жабрами"?

1) Рыбы,

2) Жабры,

3) Дышат жабрами.

 

21. Сформулируйте пропущенную посылку энтимемы "Данное уголовное дело не может быть возбуждено, так как отсутствует состав преступления". Определите ее больший термин.

1) Состав преступления,

2) Уголовное дело,

3) То, что может быть возбуждено.

 

22. Сформулируйте пропущенную посылку энтимемы "Солнце - звезда, значит, оно является источником радиоизлучения". Определите меньший термин.

1) Солнце,

2) Звезда,

3) Источник радиоизлучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных