Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ




Занятие

Упражнение №1. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйтеих связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения, запишите схему.

I. 1. Если обвиняемый невиновен, то его оправдают.

2. Это государство не является ни федерацией, ни конфедерацией.

3. Произведение У. Шекспира «Гамлет» является трагедией.

4. Некоторые президенты не являются главными лицами в государстве.

5. Мой друг и не холерик, и не флегматик.

6. Монголия не является индустриально развитой страной.

II. 1. Гражданин Колесников имеет право заниматься частным предпринимательством.

2. Суждение «Некоторые студенты изучают формальную логику» является частным.

3. Египет – страна древней культуры.

4. Некоторые русские писатели – лауреаты Нобелевской премии.

5. Если озоновый слой будет истончаться, то жизнь на Земле погибнет.

6. Некоторые чиновники – преступники.

 

Упражнение №2. К данным тезисам подберите аргументы. Продемонстрируйте их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.

I. 1. Увлечение учащихся компьютерными играми является причиной их плохой успеваемости.

2. Любой вид сложных суждений строится на основе соединения нескольких простых суждений логическими связками.

3. Многие герои греческой мифологии – боги.

4. Все страны Южной Америки являются республиками.

5. Россия дала миру многих выдающихся ученых, писателей, композиторов.

II. 1. Болотистая местность явилась причиной сырости во всех близлежащих постройках.

2. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.

3. Некоторые российские театры имеют в своем репертуаре произведения европейских и американских классиков.

4. Нарушение нормального соотношения между товарной и денежной массами – причина инфляции.

5. Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца.

 

Упражнение №3. Постройте прямую и косвенную аргументацию тезиса, запишите схемы.

I. 1. Суждение «Не зная броду, не суйся в воду» – условное.

2. Любви все возрасты покорны.

3. Некоторые известные русские юристы занимались литературной деятельностью.

4. Авария произошла по вине погибшего пешехода.

5. Не все золото, что блестит.

6. Большинство песен Юрия Антонова нравится слушателям.

II. 1. Простой категорический силлогизм состоит их трех суждений.

2. Подсудимый Сергеев – виновен.

3. Понятия «роза» и «тюльпан» являются несовместимыми.

4. Многие известные философы являются авторами художественных произведений.

5. Следователь П. Иванов не может принимать участия в расследовании убийства гражданина А. Иванова.

6. Курить – здоровью вредить.

 

Упражнение №4. Постройте опровержение тезиса, запишите его схему.

I. 1. Потерпевшим признается только то лицо, которому преступлением нанесен физический или имущественный вред.

2. Апагогическое доказательство – единственный вид косвенного доказательства.

3. Обвиняемый Старостин имеет алиби.

4. Нет делающего добро, нет ни одного.

5. Все преступления являются умышленными.

6. Все лица, работающие в судебно-следственных органах, имеют юридическое образование.

II. 1. Все металлы – твердые тела.

2. Суждение «Лев Толстой – сторонник религиозного анархизма» –частное.

3. Женщины не могут заниматься наукой.

4. Украина – федеративное государство.

5. Всем людям нравится решать логические задачи.

6. Шахматы – это всего лишь игра.

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Общая характеристика логики как теоретической науки.

2. Понятие логической формы. Основные логические формы мысли

3. Общая характеристика этапов формирования логической теории.

4. Понятие как форма мысли. Содержание и объем понятий. Связь объема и содержания понятий.

5. Виды понятий по объему и содержанию.

6. Логические отношения между понятиями.

7. Определение понятий. Виды определений. Правила и возможные ошибки в определениях.

8. Деление понятий. Виды деления понятий. Правила и возможные ошибки в делении.

9. Суждение как логическая форма мысли. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений.

10. Логические отношения по истинности между простыми категорическими суждениями (логический квадрат).

11. Понятие модальности. Основные виды модальностей: алетические, эпистемические, деонтические.

12. Логические условия истинности сложных суждений. Таблицы истинности для формул классической логики высказываний. Классификация высказываний по логическим условиям их истинности.

13. Суждение и вопрос.

14. Умозаключение как логическая форма мысли. Типы умозаключений. Различие между доказательными и правдоподобными умозаключениями.

15. Структура умозаключений. Корректность и надежность умозаключений.

16. Понятие простого категорического силлогизма. Общие правила силлогизма.

17. Понятия фигуры и модуса силлогизма. Специфические правила фигур силлогизма.

18. Условные умозаключения.

19. Разделительные умозаключения.

20. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

21. Индуктивные умозаключения. Виды индукции. Особенности индуктивных рассуждений.

22. Умозаключения по аналогии. Виды умозаключений по аналогии. Функции аналогии.

23. Понятия софизма, паралогизма и парадокса.

24. Закон тождества.

25. Закон противоречия.

26. Закон исключенного третьего.

27. Закон достаточного основания.

28. Спор, дискуссия, полемика.

29. Субъекты спора и согласование полей аргументации.

30. Основные требования культуры спора. Поведение участников спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Тематический план ……………………………………………………. 3

 

Содержание теоретического курса …………………………………… 4

 

Литература ……………………………………………………………… 8

 

Планы семинарских занятий ………………………………………….. 9

 

Тесты …………………………………………………………………….. 12

 

Задачи и упражнения для домашней работы………………………….. 15

 

Вопросы к экзамену……………………………………………………… 30


 

Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».

Формат 60х84/16. Объем 1,4 уч.-изд. л.

Заказ №647. Тираж 100 экз.

Отпечатано в КМЦ «КОПИЦЕНТР»

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел.250-11-25

__________________________________________________

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных