Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 3. ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЖДЕНИЙ




Занятие 4

Упражнение №1. Определите вид суждения. Приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями. Суждения с отношениями и суждения существования выразите в форме атрибутивных суждений.

I. Внедрение новых технологий – основа повышения эффективности производства.

Мораль возникла раньше религии.

Раньше Екатеринбург назывался Свердловском.

Нет следствия без причины.

Каждый солдат должен знать свой маневр.

Гоголь старше Лермонтова.

Светает.

II. Поэт в России больше, чем поэт.

Нет Бога кроме Аллаха.

Существует обширная литература по вопросам уголовного права.

Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого.

Мурманск находится за полярным кругом.

Некоторые рыбы живут до ста лет.

Знобит.

 

Упражнение №2. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений. Укажите кванторное слово.

I. 1. Шведская муха является вредителем сельскохозяйственных растений.

2. Ни один преступник не уйдет от возмездия.

3. Это рассуждение является неправильным.

4. Ветераны труда имеют право на льготы.

5. У него нет возможности прочесть эту книгу.

6. Эти полевые наблюдения известного ученого носили характер предварительных исследований.

II. 1. В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются крайне редко.

2. Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики.

3. Ни один нетрезвый водитель не должен садиться за руль.

4. Многие поэты писали о любви.

5. Когда-то считали, что летучие мыши не натыкаются на проволоку благодаря ясновидению.

6. Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору.

 

Упражнение №3.Дайте объединенную классификацию суждений. Приведите их схемы и принятые в логике обозначения: А – общеутвердительное, Е – общеотрицательное, I – частноутвердительное, О – частноотрицательное.

I. 1. Некоторые проблемы человеческой истории до сих пор не разработаны.

2. Незаконная сделка является недействительной.

3. Цыплят по осени считают.

4. Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.

5. В здоровом теле здоровый дух.

6. Некоторые люди не изучают логику.

II. 1. Имеются приборы, преобразующие ультразвук в звук, который может слышать человек.

2. Новодевичье кладбище – пантеон деятелей русской культуры.

3. Всякий свидетель должен явиться в суд по повестке.

4. Ничто не проходит бесследно.

5. 70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем.

6. Не всякое лыко в строку.

 

Упражнение №4. Определите распределенность терминов в примерах из упр. №3 и выразите отношения между терминами с помощью круговых схем.

 

Упражнение №5. Составьте суждения из следующих пар понятий:

I. 1. Крестьянское восстание (субъект, распределен); восстание, закончившееся победой (предикат, распределен).

2. Русский феодал (субъект, нераспределен); сторонник преобразований Петра I (предикат, распределен).

3. Европейская страна (субъект, нераспределен); страна, где церковь отделена от государства (предикат, распределен).

II. 1. Комета (субъект, нераспределен); тело Солнечной системы (предикат, нераспределен).

2. Звезда (субъект, распределен); мощный источник радиоизлучения (предикат, нераспределен).

3. Млекопитающее (субъект, нераспределен); морское животное (предикат, нераспределен).

 

Упражнение №6. В следующих парах установите отношения между суждениями (подчинение, противоречие, противоположность, подпротивность):

I. 1. Каждый школьник умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику. Некоторые школьники не умеют строить квадрата, равновеликого данному прямоугольнику.

2. Некоторые математики пытались решить проблему «квадратуры круга». Некоторые математики не пытались решить проблему «квадратуры круга».

3. Ни одна математическая проблема не приобрела такой популярности, как проблема «квадратуры круга». Существуют математические проблемы, которые не приобрели такой популярности, как проблема «квадратуры круга».

4. Все швейцарцы говорят на немецком языке. Ни один швейцарец не говорит на немецком языке.

II. 1. Все попытки доказать великую теорему Ферма бесполезны. Ни одна попытка доказать великую теорему Ферма не бесполезна.

2. Всякому офицеру мундир к лицу. Не всякому офицеру мундир к лицу.

3. Некоторые люди пользуются в своих рассуждениях законами логики. Не все люди пользуются в своих рассуждениях законами логики.

4. Все следователи, берущиеся за нераскрытое дело, уверены в успехе. Некоторые следователи, берущиеся за нераскрытое дело, уверены в успехе.

Занятие 5

Упражнение №7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

I. 1. Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.

2. Фемистокл знал каждого жителя Афин в лицо и по имени.

3. Этот приезд не является ни необходимым, ни желательным.

4. Каждый из нас знает книгу или хотя бы имя Альфреда Брема.

5. Любишь кататься – люби и саночки возить.

6. Неверно, что 5 делится на 2 или 3.

7. Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо совершенным в состоянии аффекта.

II. 1. Иван и Марья друг друга не любят.

2. В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него.

3. Если мне дадут отпуск, то я поеду на Кипр, или на Багамы, или в деревню к дедушке с бабушкой.

4. Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если оно не вынуждено изменить его под влиянием действующих сил.

5. Дитя не плачет – мать не разумеет.

6. Если в какой-то точке пространства возникло переменное магнитное поле, то оно не стоит на месте, а со скоростью света распространяется во все стороны.

7. Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению.

 

Упражнение №8. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись суждений.

I. 1. У человека рождается либо мальчик, либо девочка.

2. Экзаменатор был строг, но справедлив.

3. В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая.

4. Люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи.

5. Республика может быть парламентской или президентской.

6. Либо пан, либо пропал.

II. 1. Грибы бывают либо ядовитые, либо неядовитые.

2. Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора.

3. Освещение помещений производится лампами либо дневного освещения, либо накаливания, либо настольными.

4. Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах.

5. В случае заболевания к врачу обращаются или по месту работы, или по месту жительства.

6. Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.

 

Упражнение №9. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись.

I. 1. Лес рубят – щепки летят.

2. Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными.

3. Если мы решим никогда не обманывать других, они то и дело будут обманывать нас.

4. Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.

5. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

6. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

II. 1. Если отсутствует состав преступления, то уголовное дело не может быть возбуждено.

2. Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза.

3. Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться всем, что предлагает судьба.

4. Студент, получивший в сессию 3 двойки и более, подлежит отчислению из вуза.

5. Если алюминиевый стержень нагреть до 660 градусов, то он расплавится.

6. Горя бояться – счастья не видать.

 

Упражнение №10. Постройте таблицы истинности для следующих формул и определите их логическое значение (тождественно истинная, тождественно ложная, выполнимая). Подберите примеры сложных комбинированных суждений, соответствующих данным формулам.

I. 1. ((А→В) ٨ (В→С)) → (А→С)

2. (А→В) ۷ (А→В) ۷ В

3. (А ۷ В ۷ С) → (А→С)

4. (А ۷ В) ٨ (А ٨ В)

5. (А ۷ В) ≡ (А ٨ В)

6. (А→В) ≡ (А ۷ В)

 

II. 1. (А ٨ В) ≡ (А ۷ В)

2. (А → (В → (А ٨ В)))

3. ((А→В) ٨ (А→С) ٨ (В ۷ С)) → А

4. ((А→В) ٨ В) → А

5. (А → В) ≡ (А ٨ В)

6. (А→В) ٨ (В→А)

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных