Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФОНЕТИКИ КАК ОДНОГО ИЗ РАЗДЕЛОВ КУРСА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА




1. Понятие фонетики. Предмет фонетики.

2. Место фонетики в системе наук о языке.

3. Части и типы фонетики. Задачи курса фонетики.

4. Основные фонетические единицы современного русского литературного языка. Свойства фонетических единиц.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Понятие фонетики. Предмет фонетики

Термин «ф о н е т и к а» (греч. слово phonetikos – звуковой, голосовой, phone – звук) – имеет два значения: 1) объективно существующий звуковой строй языка (т.е. звуки, слоги, ударения, интонация); 2) наука о звуковом строе языка.

Центральное место в фонетике занимает учение о звуках, их артикуляционной, акустической и функциональной характеристиках. Кроме того, в фонетике изучаются звуковое строение слогов и слов, ударение и интонация. Особым разделом фонетики является орфоэпия, в которой описывается совокупность норм литературного произношения.

Звуки речи являются материальными знаками, при помощи которых осуществляется основная, коммуникативная функция языка.

Таким образом, фонетика изучает звуки речи, способы их образования, сочетаемость, закономерные изменения в речевом потоке, а также ударение и интонацию.

В фонетике выделяются два аспекта – фонетический, фонологический.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с материальной стороны как явлений артикуляционно-акустических. В этом случае исследуется, как, какими органами речи образуются звуки, как взаимодействуют органы в процессе говорения, т.е. изучается речеобразование человека, а также физические характеристики звуков речи – высота, интенсивность, длительность и т.д.

Фонологический аспект фонетики изучает собственно лингвистическую сторону звуков, а именно то, какую функцию выполняют они в процессе коммуникации как знаки для образования и различения слов.

II. Место фонетики в системе наук о языке

Фонетика занимает особое место в системе разделов лингвистики. Принципиальное отличие фонетики от других лингвистических дисциплин состоит в том, что она изучает языковые единицы, природа которых материальна. Эти единицы характеризуются тем, что, с одной стороны, они лишены значения (например, мы не можем сказать, что означают звуки [а] и [л] сами по себе), а с другой стороны – эти единицы, становясь единицами грамматики (например, окончанием И.п., ед.ч. сущ. ж.р. – а: ламп а или суффиксом глагола 3 лица прошедшего времени – л: ходи л) или лексики (например, вопросительное А?), приобретают значение и обусловливают существование значимых единиц языка (морфем, слов, фраз). Тем не менее содержание звука [а] определяется отличием [а] от других звуков, например, [и], [у] и т.д., т.е. системой звуков в целом. Системный характер содержания звуков стал открытием для лингвистики.

Таким образом, если морфология, синтаксис и лексикология имеет дело с языковыми единицами, имеющими значение, то для фонетики важно то, что фонетические единицы служат средством различия единиц грамматики и лексики. В этом состоит их лингвистическая функция и определяется важность изучения фонетических единиц и фонетических закономерностей.

Фонетика тесно связана с орфоэпией, графикой, орфографией.

О р ф о э п и я (греч. слово orthos – ‘правильный’ и epos – ‘речь’) – учение о правильном произношении и употреблении тех или иных звуков речи и их сочетаний в словах.

Орфоэпия изучает функционирование произносительных норм и вырабатывает правила их употребления.

Г р а ф и к а (греч. слово graphike, grapho – ´пишу, черчу, рисую’) – это совокупность правил отображения средствами алфавита фонем данного языка и их сочетаний в зависимости от фонетических позиций, но без учета того, в каких смысловых единицах (морфемах, словах) они встречаются.

О р ф о г р а ф и я (греч. слово orthos – ‘правильный’, grapho – ‘пишу‘) – это наука о правильном, нормативном написании значимых единиц (слов и морфем). Орфография устанавливает не то, как может быть передана последовательность фонем, а то, как она должна быть передана в написании данного слова или данной морфемы.

III. Части и типы фонетики. Задачи курса

В зависимости от задач, которые ставит перед собой та или иная дисциплина, выделяют 5 типов фонетики: описательная, историческая, частная, сопоставительная, общая.

Задачей описательной фонетики является изучение фонетической системы определенного периода развития языка (например, его современного состояния), определение состава фонетических единиц языка, описание функционирования этих единиц, изучение взаимодействия различных звуковых средств данного языка в данный период его развития.

На протяжении эпох язык изменяется, изменяется и его звуковая система. Изучение того, как происходит это изменение, какие звуковые единицы были в языке прежде и чем они заменились потом, составляет историческая фонетика.

В частной фонетике рассматривается звуковая сторона одного конкретного языка (русского, английского, французского и т.д.).

Иногда необходимо сопоставить фонетические системы разных языков и установить сходства и различия между ними. Это важно при изучении иностранных языков и при решении иных задач. Такого рода задачи решаются в пределах сопоставительной фонетики.

Общая фонетика занимается изучением общих закономерностей, действующих в звуковых системах различных языков, и является основой для фонетического анализа любого конкретного языка.

В данном курсе звуковая система современного русского языка рассматривается с точки зрения описательной фонетики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных