Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. КОНСОНАНТИЗМ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ




1. Консонантизм. Артикуляционная и акустическая характеристика согласных звуков.

2. Фонетические процессы в области согласных звуков современного русского языка (ассимиляция, диссимиляция, утрата звонкости согласных на конце слова, упрощение согласных, сокращение одинаковых групп согласных).

3. Фонетическая транскрипция текста.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Консонантизм. Система согласных звуков современного русского языка. Артикуляционная классификация согласных. Таблица артикуляции согласных звуков

Согласныезвуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды. Артикуляционная характеристика согласных звуков в современном русском языке осуществляется по 4 признакам: 1) по участию шума и голоса; 2) по способу образования шума; 3) по месту образования шума; 4) по наличию/отсутствию палатализации (смягчения).

 

 

Голос и шум Способ образования М е с т о о б р а з о в а н и я
Г у б н ы е Я з ы ч н ы е
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Задне-язычные
зубные нёбно-зубные
Шумные Смычные б б' п п'   д д' т т'     г г' к к'
Щелевые   в в' ф ф' з з' с с' ж ж' ш ш' j х х'
  Аффрикаты     ц ч'    
Сонорные Смычно-проходные боковые     л л'      
Носовые м м'   н н'      
Дрожащие (вибранты)     р р'    

Примечание: диакритический значок (' ) обозначает мягкость согласного; в каждом квадрате вверху – звонкие согласные, внизу – глухие.

 

II. Фонетические процессы в области согласных звуков

современного русского языка

Фонетические процессы в области согласных:

1. Палатализация– смягчение парных согласных по твердости/мягкости перед гласными переднего ряда [э] и [и]: лето [л'э́тъ], ветер [в' э т'ьр], сила [с' и́ л ъ].

2. Ассимиляция – уподобление друг другу согласных звуков в пределах одного слова или словосочетания. В русском языке распространена регрессивная ассимиляция, т.е. уподобление предыдущего звука последующему. Существует несколько видов ассимиляции: полная, когда один звук полностью уподобляется другому: сшить [ш ы˙т'], сжать [жа́˙т']; неполная, когда один звук уподобляется другому по какому-то признаку; неполная ассимиляция имеет две разновидности: ассимиляция по твердости/мягкости: здесь [з' д' э с'], бантик [ба́˙н'т'ик]; ассимиляция по глухости/звонкости: сбыть [з б ы́˙т'], лодка [л о́ т к ъ], лавка [л а́ ф к ъ].

3. Утрата звонкости в конце слова: снег [с н' э к], пруд [п р у т]. Этот закон действует только в изолированных словах, в потоке речи перед звонкими согласными он теряет свою силу.

4. Упрощение групп согласных: солнце [со́ н ц ъ], поздно [п о́ з н ъ].

5. Сокращение одинаковых групп согласных: осенний [Λ с'э и ị], [мΛшы ыi].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Консонантизм. Фонетические процессы современного русского языка в области согласных звуков».

2. Законспектировать статью «Консонантизм». Энциклопедия «Русский язык» (С. 194-196).

3. Затранскрибируйте слова. В транскрипции подчеркните все сонорные согласные одной чертой, а среди шумных звонкие – двумя чертами, глухие – волнистой чертой.

Ядра, роман, скамья, чужой, центральный, веревка, щебечет, стройка, лебедь, учиться, счет, мужчина, сжимать, цветущий, главный.

4. Укажите, какими артикуляционными признаками отличаются следующие согласный звуки.

Ответы:

1 – преобладанием голоса над шумом или шума над голосом

2 – наличием-отсутствием голоса

3 – способом образования

4 – местом образования

5 – наличием-отсутствием палатализации

[б] - [д], [б] - [т'], [б] - [г], [б'] - [к], [б] - [м],

[в] - [м'], [в] - [ж], [в] - [р'], [в] - [ш'], [н] - [к].

5. Затранскрибируйте предложения. Дайте характеристику всех согласных, используя таблицу артикуляции согласных звуков.

1) Без труда не вынешь и рубку из пруда. 2) Цыплят по осени считают. 3) Волков бояться – в лес не ходить. 4) Не в деньгах счастье. 5) Большому кораблю – большое плавание.

6. Укажите акустические и физиологические признаки согласных, определяющие их классификацию.

1) Шумные (звонкие, глухие), сонорные;

2) губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные;

3) смычные, щелевые, аффрикаты, смычно-проходные (носовые, ротовые), дрожащие;

4) твердые, мягкие.

7. Протранскрибируйте слова с приставками и предлогами, определите фонетические процессы в области согласных звуков.

Подход к делу, сделать в срок, отбежать от забора, сбежать с горы, сдать в среду, в подвале под полом, из куля в рогожку, через час по ложке, от брата и от сестры, от беседки к дому, меж стволами дубов.

8. Протранскрибируйте слова, учитывая ассимиляцию зубных перед шипящими.

Сшить, сжать, расшить, разжать, с шилом, с жаром, отъезжать, происшествие, из железа, счет, извозчик, доносчик, счастье, исчезнуть.

9. Протранскрибируйте слова с учетом оглушения конечного согласного и регрессивной ассимиляции предшествующего ему согласного.

Мозг, визг, съезд, поезд, гвоздь, груздь, лязг, борозд, звёзд, гнезд.

10. Учитывая упрощение групп согласных при произношении, напишите транскрибированные слова соответственно орфографическим правилам:

[по́сный гру́сный по́з'н'ий з'в'о́зный г'ига́нск'ий исла́нск'ий ф'инл'а́нск'ий здра́ствуй ч'у́ствуй со́нцъ с'э́рцъ].

11. Протранскрибируйте пары слов и уясните, в чем выражается фонетическое различие между словами каждой пары и в каких парах слов такое различие отсутствует.

Плюш – плющ, сор – ссор, пишу – пищу, из ссоры – и ссоры, шелк – щёлк, туш – тушь, шок – щёк, истина – истинна, из шей – и щей, спится – спица, низшая – нищая, оценить – отцепить, вернуться – вернутся, тупиться – тупица, вяз – вас, водиться – водица.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. С. 35-41.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону. 1997. С.12-19.

4. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и Литература». Стерлитамак, 2003.

5. Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990.

6. Практикум по фонетике, графике, орфографии современного русского языка: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 - Родной язык и литература» /Сост. Л.П.Колоколова. Стерлитамак, 2001. С.4-5.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.

8. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1, 1982. С. 14-21.

9. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов.М., 1997. С. 74-75, 87-88.

10. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С. 107-108, 108-112.

11. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981. С. 38-51.

12. Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В.Панов. М., 1984.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных