Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА




1.Фонетическая система современного русского языка. Основные тенденции развития фонетической системы русского языка.

2.Звук и буква. Соотношение буквенного и звукового состава современного русского языка.

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков речи.

4.Устройство речевого аппарата.

5.Фонетическая транскрипция.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Фонетическая система современного русского языка

Система современного русского языка включает 3 подсистемы:

· фонетическая система;

· лексическая система;

· грамматическая система.

Фонетическая система состоит из двух подсистем:

· система гласных звуков (вокализм);

· система согласных звуков (консонантизм).

II. Звук и буква. Соотношение между звуками и буквами

ЗВУК БУКВА
1. Принадлежит устной речи. 2. Производится с помощью органов речи (произносится). 3. Воспринимается слухом. 4. Служит строительным материалам языка. 1. Принадлежит письменной речи. 2. Производится с помощью орудий письма. 3. Воспринимается зрением. 4. Является условным знаком для передачи звука речи на письме.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А. Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучиться смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием, то есть сущность с чем-то внешним».

Звуки речи мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются буквами. Буква – это условный знак, служащий для обозначения на письме звуков речи. Буквы, их начертания, а также соотношение между буквами и звуками изучает графика. Совокупность букв, расположенных в определенном порядке называется алфавитом или азбукой. Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «бета» (новогреч. «вита»), азбука – от названия первых двух букв славянского алфавита – «аз» и «буки».

В русском алфавите 33 буквы. Большинство букв (исключение составляют лишь Ъ и Ь) выступает в двух вариантах – строчном и прописном. В составе русского алфавита входят 10 букв, которые обозначают гласные звуки, 21 – согласные и две буквы (Ъ и Ь), которые не обозначают звуков.

По алфавиту располагаются слова в различных списках, картотеках, словарях. Знание алфавита имеет большое практическое значение, так как помогает быстро найти нужное слово.

Полного соответствия между звуками и буквами нет. Звуков в русском языке намного больше. Значит, не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква «м» в словах мал и мял обозначает разные звуки: в слове мал она обозначает звук [м] твердый, а в слове мял – звук [м’] мягкий. Сравните произношение слов: был – бил, выл – вил, пыл – пил, где буквы «б», «в», «п» обозначают разные звуки: [б] – [б’], [в] – [в’], [п] – [п’].

III. Артикуляционная и акустическая характеристики

звуков речи. Устройство речевого аппарата

Так как любой звук и фонетическое событие являются результатом действия артикуляторных органов человека, то этот аспект в изучении называют артикуляторным, или физиологическим.

Артикуляция (лат. слово articulatio ‘членораздельно выговаривать’) – работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

Первый признак в артикуляционной характеристике звуков речи – способ образования Вторым признаком является место образования звуков речи.

В артикуляции звука выделяются 3 фазы: экскурсия, выдержка, рекурсия (И.А. Бодуэн де Куртене).

Экскурсия – «выход органов речи на работу» (или вход артикуляционных органов в позицию произнесения звуков).

Выдержка – остановка органов речи (или замедленное движение; звучание).

Рекурсия – «уход с работы» (или выход речевых органов из позиции).

Рассмотрим фазы артикуляции при произнесении слова дом. Кончик языка подходит к зубам – экскурсия первого звука. Прикоснувшись к зубам, язык останавливается, напор воздуха прорывает смычку, слышится [д] – это выдержка. Затем язык отходит от зубов, двигаясь в глубь ротовой полости, – это рекурсия первого звука и экскурсия второго. Язык отодвигается назад и немного приподнимается, губы округляются. В этом положении произносится [о] – выдержка второго звука. Затем язык занимает нейтральное положение (рекурсия), а губы смыкаются (смыкание их – экскурсия третьего звука). При сомкнутых губах произносим [м] – выдержка третьего звука. Если дальше ничего не произносится, губы могут остаться в этом положении (размыкание губ – рекурсия третьего звука).

Так как звук и любое явление фонетики имеют физическую природу, то создается возможность описывать фонетические факты как явления акустики, а такой аспект называть акустическим.

Звуки речи принадлежат к весьма сложным явлениям и поэтому рассматриваются с разных сторон. Как и все другие звуки (залпы салюта, стук молотка, жужжание пилы и т.д.), звуки речи представляют собой результат особых колебательных движений упругой среды. Следовательно, звуки речи – это физическое явление. Они характеризуются такими свойствами, как высота, сила, тембр, длительность. Физические качества звуков изучаются одним из разделов физики – акустикой.

Высота звука зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; чем она меньше, тем звук ниже. Высота звука измеряется в герцах. Один герц (1 Гц) – это одно колебание в секунду. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Высота звуков речи колеблется приблизительно от 100 до 10 000 Гц. Сила звука определяется размахом (амплитудой) колебаний. Колебательные движения вызывают сгущения и разрежения воздуха, что в свою очередь вызывает изменение воздушного давления по сравнению с атмосферным (увеличивает или уменьшает его). Следовательно, сила звука зависит от величины звукового давления распространяющейся волны. Сила звука оценивается слухом как громкость: увеличение звукового давления приводит к увеличению громкости, уменьшение – к ослаблению ее. Сила звука, или интенсивность, измеряется в особых единицах – децибелах (1дБ). Между силой звука и его громкостью существует сложная зависимость. При одном и том же звуковом давлении звуки с частотой 1000-3000 Гц слышны лучше, оцениваются как более громкие, чем звуки с частотой 100-200 Гц.

Звуки речи различаются по времени своего звучания. Длительность звуков измеряют в тысячных долях секунды – миллисекундах (мс). Так различаются по длительности ударные и безударные гласные. В слове сад длительность ударного гласного [а], произнесенного в среднем темпе, составляет приблизительно 250-300 мс, длительность второго предударного [а] в слове садовод – 60 мс.

Тембр – это индивидуальная особенность (качество) звука, которая определяется характером обертонов, накладывающихся на основной тон. Представим себе колеблющуюся струну. С одной стороны, она колеблется вся целиком, что дает основной тон ее звучания, с другой стороны, колеблются ее части, в результате чего возникают дополнительные тоны, или обертоны. В совокупности обертоны воспринимаются как та или иная окраска звука, или тембр. Следовательно, струна или любое другое тело совершают сложные колебания, образуя сложные звуки со своим набором обертонов. Частота обертонов, или гармоник, всегда в кратное число раз выше частоты основного тона, а сила (интенсивность) слабее, чем выше частота. Следовательно, звук в любой момент можно представить в виде интенсивности частоты основного тона, а также ряда гармоник, отражающих интенсивность обертонов. Это и есть структура звука, воспринимаемая как тембр. Так, колебания толстой струны характеризуются своим спектром, а колебания тонкой – своим. Благодаря различным спектрам мы воспринимаем разную окраску соответствующих сложных звуков, или их тембр. Человеческие голосовые связки – это своего рода струны, совершающие сложные колебания. Каждые из них обладают своей частотой основного тона и звуковой структурой, а следовательно, и тембром. Высота основного тона мужских связок составляет 100-250 Гц, а женских – 200-400 Гц. По тембру же мы определяет голоса друзей и близких.

В характеристике качества звука немаловажная роль отводится резонаторам. Резонатор – это полое тело (пустая комната, деревянный корпус гитары, скрипки, балалайки, трубы органа и т.д.), которое обладает своей формой и объемом и характеризуется своей частотой.

При взаимодействии источника звука и резонатора возникает новый звук с другой структурой. Резонатор усиливает одни гармоники, которые близки к его частоте, и подавляет другие. В результате усиления одной из гармоник спектр приобретает формантную структуру и новое качество. Теперь одна из гармоник по сравнению с основным тоном становится наиболее интенсивной, она и называется формантой. С характеристикой этой форманты связывается новое качество звука, его тембр. Звук может взаимодействовать с целой системой резонаторов, тогда звук приобретает более сложную формантную структуру. Таким образом, качество звука, его тембр зависит от формантной структуры, а последнее связано со свойствами колеблющегося тела и взаимодействием звука с резонаторами.

Акустическая классификация звуков (основана на 9 признаках):

1. Вокальные – невокальные.

2. Консонантные – неконсонантные.

3. Высокие – низкие.

4. Компактные – диффузные

5. Диезные – недиезные.

6. Бемольные – небемольные.

7. Прерванные – непрерывные.

8. Резкие – нерезкие.

9. Звонкие – глухие.

IV. Устройство речевого аппарата

Создаются звуки речи речевым аппаратом человека, управляемым центральной нервной системой. Значит, звуки речи – это физиологическое явление.

Пользоваться языком как средством общения люди могут благодаря тому, что каждый человек имеет речевой аппарат – сложный инструмент для производства речи. Части речевого аппарата называются органами речи.

В речевом аппарате 4 отдела: дыхательный, отдел голосообразования, отдел звукообразования и «центр управления» - головной мозг.

Дыхательный отдел – это лёгкие, дыхательные пути и мышцы. Лёгких у человека два – правое и левое. Они находятся в грудной клетке. С помощью мышц лёгкие расширяются и сокращаются. Это происходит благодаря межрёберным мышцам и диафрагме – широкому и тонкому мускулу, отделяющему грудную полость от брюшной. Для существования организма необходим кислород. Он берётся из атмосферы. Лёгкие, расширяясь, наполняются воздухом, богатым кислородом. Мы делаем вдох. Кислород переходит в кровь, а отработанный воздух, загрязнённый углекислым газом, возвращается в атмосферу. Это происходит с помощью мышц, сокращающих лёгкие. Мы делаем выдох. Вдох и выдох ритмически чередуются. Человек дышит.

Второй отдел речевого аппарата – это отдел голосообразования. В него входят гортань с расположенными в ней голосовыми связками (в виде мускульных утолщений). Гортань – это верхняя часть дыхательного горла, состоящая из хрящей. Поперёк гортани расположены две упругие мышцы, называемые голосовыми связками. Голосовые связки образуют фигуру типа треугольника: спереди они соединены, а сзади расходятся и прикрепляются к двум подвижным хрящам. Хрящи могут сближаться и расходиться, сближая и разводя, как ножки циркуля, голосовые связки. Между связками образуется то широкая, то узкая щель, через которую проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух. При вдохе связки раздвигаются максимально широко, поэтому для вдоха нужно очень короткое время. Когда мы вдыхаем, щель сужается, поэтому выдох при нормальном (не речевом) дыхании в 1,5 раза длиннее вдоха. Если еще больше сузить щель, воздух будет с шумом тереться о её края и возникнет шёпот.

Непосредственно к гортани примыкает глотка, которая переходит в две полости – ротовую и носовую. Они разделены нёбом (твердое и мягкое нёбо + язычок). Мягкое нёбо и язычок – это нёбная занавеска, работа которой направляет воздушную струю в ротовую или носовую полость. Полость носа – это постоянный по объёму резонатор, с помощью которого образуются носовые звуки в отличие от ротовых. В полости рта различают активные и пассивные органы. Активные органы – это губы, язык (особенно его кончик), язычок. Пассивные органы – это зубы, нёбо. При характеристике звуков используются названия как активных, так и пассивных органов, например, губные, зубные, переднеязычные, передненёбные и т.д.

При вдохе, выдохе, шёпоте голосовые связки находятся в расслабленном состоянии. Они пассивны. Но связки, как и другие мускулы, могут напрягаться. В этом случае они соединяются и полностью преграждают путь воздушной струе. Воздух из легких стремиться выйти наружу, и под связками возникает воздушное давление. Наконец, воздух толчком раздвигает голосовые связки и выходит наружу, а связки, как натянутые струны, от толчка начинают колебаться и создавать звук.

Этот звук еще слаб и неотчётлив. Чтобы стать настоящим, ясным звуком, он должен пройти через третий отдел речевого аппарата. Образно говоря, на голосовых связках производится лишь заготовка, «полуфабрикат» будущего звука. Он похож на стон, мычание, пение без слов.

Голос, раздающийся в гортани, является слабым и неотчётливым. В третьем отделе речевого аппарата – отделе звукообразования – он усиливается и оформляется в ясный звук. Важную роль играют при этом резонаторы – полости (пустые места), от стенок которых отражается голос. Отражения сливаются с основным звуком, усиливают и своеобразно окрашивают его.

В речевом аппарате человека имеется целая система резонаторов. Гортань, глотка, носоглотка, полость рта, полость носа с придаточными пазухами составляют верхний резонатор. Нижним резонатором является грудная клетка.

Более подробно остановимся на образовании гласных и согласных звуков.

При образовании гласных источником звука являются колебания голосовых связок. Под их воздействием колеблющаяся струя воздуха свободно проходит через полость рта, через систему резонаторов, которые могут меняться за счет движения губ, нижней челюсти, языка. При образовании согласных в ротовой полости возникают преграды или в виде щели, или в виде смычки. Когда воздух проходит через щель, то образуется турбулентный шум (от лат. turbo – ‘вихрь’), например при произнесении щелевых [с], [ш], [х]. Когда воздушная струя преодолевает смычку, образуется импульсивный шум (от лат. impulses – ‘удар, толчок’), например во время произношения смычных согласных [п], [т], [к]. При образовании звуков речи действуют или один из этих трех источников, или два, а иногда и все три: при образовании звонких щелевых согласных участвуют и голосовой и турбулентный источники; при образовании звонких смычных взаимодействуют голосовой и импульсный источники и т.д.

Носовая полость принимает участие в образовании лишь носовых звуков [н], [м], [н’], [м’]. При их произнесении нёбная занавеска (мягкое нёбо вместе с маленьким язычком) опущена, и воздушная струя попадает в полость носа, заставляет её резонировать, отчего и создаётся носовой оттенок звучания. Если же нёбная занавеска приподнята, она закрывает вход в носовую полость, и звук не получает носовой окраски. Такие звуки, как [м] и [б], [н] и [д], отличаются друг от друга только наличием – отсутствием носового оттенка.

Таким образом, положение и движение органов речи при произнесении определенного звука называется артикуляцией.

Знание физических качеств звуков, способов их образования важно, однако гораздо важнее для языкознания изучение социальной функции звуков, установление того, какую роль выполняют они в языке, в процессе общения людей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Фонетическая система современного русского языка».

2. Законспектировать статьи: см. Энциклопедический словарь юного филолога:

1) Артикуляционная классификация звуков речи (С.31-32).

2) Бодуэн дэ Куртунэ Иван Александрович (С. 342).

3. Опишите работу активных и участие пассивных органов речи при образовании звуков речи [у], [а], [и], [х], [д], [ш], [д’], [м], [р], [в’].

При выполнении этого упражнения учитывайте классификационные признаки звуков речи.

О б р а з е ц. Звук [д] образуется при следующей работе активных органов речи: голосовые связки сближаются и дрожат, нёбная занавеска не опущена, передняя часть языка сомкнута с верхними зубами. Верхние зубы, как пассивный орган, участвуют в создании преграды на пути воздушной струи.

4. Определите, какие звуки речи образуются следующей артикуляцией.

1) Голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; нёбная занавеска не опущена; язык не приподнят и немного продвинут вперед; губы не округлены.

2) Голосовые связки не сближены и не напряжены; нёбная занавеска не опущена; передняя часть языка сближается с зубами, образуя щель на пути воздушной струи.

5. Какой артикуляцией отличаются звуки речи [д] и [н], [к] и [г], [з] и [ж], [т] и [т’], [в] и [б], [ы] и [а], [у] и [о]?

6. Затранскрибируйте следующий текст.

Немножко жутко, а взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль потерять хоть одно мгновение жизни (А.Чехов).

Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть (М.Пришвин).

7. Укажите количество звуков в словах (предварительно затранскрибировав каждое слово).

Стол, дверь, скамья, пяльцы, июнь, въявь, жужжать, солнце, сверхъестественный, ненастный, учиться, учится, арьергард, аккорд, масса, сжать, отдать, рассказчик, тоньше, жженый, белье, чтение, ярость, щи.

8. Выпишите по порядку слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1) один звук, 2) два звука. Сделайте вывод, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, а когда – один.

Пять, тюль, тень, ель, плел, няня, юла, объезд, яма, пел, люлька, ателье, обезьяна, съёжился, темный, юг, яблоко, съёмка, ехали, объявление, ёж, моя, пою, поёт, приехать, солью, шьёт.

9. Назовите звуки, переданные выделенными буквами.

Ж и р, м е л, м ё л, ш и рь, медиц и на, р я д, шалаш и, зел ё ный, меж и, ч а с.

10. Укажите, какие буквы соответствуют мягкому долгому звуку [ ’]в следующих словах.

Щука, счастье, ящик, возчик, жестче, резчик, считать, хлестче, щетка, расческа.

11. Установите, какими звуками различаются слова (формы слов).

Сыпать – ссыпать, шить – сшить, мол – мёл, гроз – грёз,

рад – ряд, семи – семьи, суп – зуб, год – код, петь – пять, сора – ссора, въезд – весть, тесный – лестный.

12. Выпишите по порядку слова, в которых: 1) две буквы обозначают один звук, 2) одна буква обозначает два звука.

Детский, отсчет, ясно, вьюга, нравится, русский, подъём, пояснить, справиться, сжать, бессонный, предложение, езжу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. С. 16-28.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону. 1997. С.12-21.

4. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и Литература». Стерлитамак, 2003.

5. Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990.

6. Практикум по фонетике, графике, орфографии современного русского языка: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 - Родной язык и литература» /Сост. Л.П.Колоколова. Стерлитамак, 2001. С.4-5.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.

8. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1, 1982. С. 14-21.

9. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С. 107-108.

10. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981. С. 35-38.

11. Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В.Панов. М., 1984. С. 320-321.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных