ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Русского языка. Свойства фонетических единицСлушая чужую речь, мы при анализе слышимого непроизвольно использует привычное нам «фонологическое сито» своего родного языка. А поскольку наше «сито» оказывается неподходящим для чужого языка, постольку возникают и многочисленные ошибки, недоразумения (Н.С.Трубецкой). Сегментные единицы. Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, слог и звук. Фраза – это отрезок речи, объединённый особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя //. (Л.Толстой) членится паузами на три фразы (границы между ними обозначены двумя вертикальными чертами). Фраза может члениться на речевые такты (синтагмы). С и н т а г м а (греч. слово syntagma – ‘нечто связанное’) – это единица высказывания, представляющая собой семантико-синтаксическое и фонетическое целое. В основе членения высказывания на синтагмы лежит смысл, и само это членение служит выражением смысловых отношений. Впервые такое понимание синтагмы было предложено Л.В.Щербой. Фонетическое единство синтагмы обеспечивается прежде всего интонацией. Р е ч е в о й т а к т (или с и н т а г м а) также характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами не обязательны и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено,/ сыро / и скверно состоит из трех тактов (границы между ними обозначаются одной вертикальной чертой). Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено смыслом, который говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны следующие варианты членения фразы на речевые такты: На другой день весть о пожаре / разнеслась по всему околотку (А.С.Пушкин); На другой день / весть о пожаре / разнеслась по всему околотку; На другой день/ весть о пожаре / разнеслась / по всему околотку. В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение. Например, Надо учиться, / работать / и отдыхать; Надо учиться работать / и отдыхать; Как испугали её / слова брата; Как испугали её слова / брата. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Ф о н е т и ч е с к о е с л о в о - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Так, во фразе В ту же ночь широкая лодка отчалила от гостиницы… (И.С.Тургенев) три речевых такта, а каждом из которых по два фонетических слова. Одно фонетическое слово образует сочетание в ту же и от гостиницы. И здесь фонетическое слово – это форма для выражения функционального слова, а не лексической единицы, т.е. при выделении фонетического слова носитель языка вновь опирается на смысловые и синтаксические ассоциации. Фонетическое слово распадается на слоги, а слоги – на звуки. Звуки как самостоятельные единицы также выделяются благодаря своим смысловым ассоциациям (благодаря своим потенциальным связям с морфемой). Звук – это тоже форма, только содержание у него особое. У слога возможно обнаружить связи со значительными единицами. С л о г – это последовательность звуков; сочетание слогообразующего элемента (гласного) с одним или несколькими неслогообразующими элементами – согласными. З в у к – минимальный, членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов, обладающий определенными акустическими и артикуляционными свойствами. Звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза – это сегментные единицы, которые выделяются на единых основаниях. Базой для их выделения служат их смысловые связи. Ударение и интонация являются суперсегментными единицами языка. Основное свойство фонетических единиц состоит в том, что все фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга, т.е. они составляют систему. В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распределяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится четко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее четко и изменяют свое звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой: [дом – дΛма́ - на́дъм]. В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости-звонкости не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [j] сильная позиция – перед ударными гласными, слабая – остальные положения звука в слове. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: 1. Составить словарик лингвистических терминов по теме данного практического занятия. 2. Законспектировать статью «Фонетика». Энциклопедия «Русский язык» (С. 597-600). 3. Переписать 66 сонет У.Шекспира «Зову я смерть. Мне видишь невтерпеж…», выделить фразы, синтагмы, обозначить большие и малые паузы. Найти в тексте фонетические слова, обозначить слова, на которые падает логическое ударение. Зову я смерть. Мне видишь невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместный почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывёт, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у пророка. Всё мерзостно, что вижу я вокруг, Но как тебя покинуть, милый друг! (У.Шекспир) ЛИТЕРАТУРА 1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. 2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. С.29-34. 3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону. 1997. С.9-12. 4. Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. М.: МГУ, 1981. 5. Колоколова Л.П. Фонетика. Лексикология. Словообразование. Учебно-методические материалы по современному русскому языку.- Стерлитамак: Стерлитамак.гос.пед.ин-т, 2001.- 135 с. 6. Практикум по фонетике, графике, орфографии и современного русского языка: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «032900 - Русский язык и литература», «033000 – Родной язык и литература» / Сост. Л.П.Колоколова.- Стерлитамак: Стерлитамак.гос.пед.ин-т, 2001.- 76 с. 7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. 8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. М., 2000. С. 139-140. 9. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М., 1997. С. 135-136; 469-471; 511-512; 597-600; 605. 10. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1, 1982. С. 14-15. 11. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С. 105-107. 12. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; под ред. В.А.Белошапковой. М., 1981. С. 33-35. 13. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 «Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и литература». Стерлитамак, 2003. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|