ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА: ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. СООТНОШЕНИЕ ПОЗИЦИОННОЙ МЕНЫ ЗВУКОВ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ЗВУКОВ1. Позиционная мена гласных и согласных звуков. 2. Соотношение позиционной мены гласных с чередованием гласных. 3. Соотношение позиционной мены согласных звуков с чередованием согласных. 4. Отличие гласных и согласных звуков русского языка от родного. 5. Фонетическая транскрипция. Законы фонетической транскрипции слов и выражений.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Позиционная мена гласных и согласных звуков. Соотношение позиционной мены гласных звуков с чередованием гласных. Соотношение позиционной мены согласных звуков с чередованием согласных Позиционная мена звуков – такие чередования звуков, которые происходят в каких-либо позициях и не знают исключений в данной языковой системе. Чередование звуков в различных частях слова (морфемах) вызваны действием исторических законов и не зависят от позиции звуков. Их произношение традиционно закреплено в языке, и написание регламентируется правилами орфографии. Позиционная мена гласных: 1.Позиционная мена ударных и безударных гласных звуков. 2. Позиционная мена гласных звуков в соседстве с мягкими и твердыми согласными. Позиционная мена согласных звуков: 1. Позиционная мена звонких и глухих согласных происходит в следующих фонетических позициях: · на конце слова: [дубы] – [дуп] [б] // [п]; · перед глухими согласными звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: [ска´зъчкъ] – [ска´скъ] [з] // [с]; · перед звонкими согласными глухие заменяются звонкими, возникает сочетание звонких согласных: [прΛс’ит’] – [проз’бъ] [с’] // [з’]. 2.Позиционная мена твердых и мягких согласных представлена заменой [н] → [н’] перед [ч’] и [ш’]: [вΛго´н] – [вΛго´н’ч’ик], [го´нкъ] – [го´н’ш’ик]. 3. Позиционная мена долгих и кратких согласных: [ ]//[с], [ ]//[н], [ ]//[м]. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: 1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Соотношение позиционной мены звуков с чередованием звуков». 2. Определите, с какими безударными гласными чередуются ударные в приведенных ниже словах. Какими фонетическими процессами обусловлены чередующие звуки. Дом – дома, вёл – вела, лошадь – лошадей; пять – пятак, зять – зятёк, мясо – мясник; дело – деловой, петь – распевать, лес – лесной; жесть – жестянка, цех – цеховой, шерсть – шерстяной. 3. Отметьте чередования гласных в приведенных ниже словах. Одинаковы ли причины, вызвавшие чередования гласных? Игла – с иглой, искать – разыскать, клён – кленовый, пар – паровоз, свет – светает – светлячок, смех – смешно, стол – столовый - столоваться, тряс – трясу, цвет – цветы, цех – цеха, шест – шесты. 4. Определите тип позиционной мены выделенных гласных. 1) Р я д –р я ды – р я довой – выр я дить; л ё гкий – л е гка – л е гковерный – выл е теть; м е тод – м е тодика – м е тодист – вым е сти. 2) Ст а рый – ст а рьё – ст а рожил – выбр а ть; н о вый – н о ва; к о сы – к о сить – к о сари – вык о сить; ж е на – ж е них – ж е нолюбивый – выж е чь. 3) Обд у мать – обд у рить – прыгн у ть – выпрыгн у ть; б ы ть – б ы валый – выб ы ть; л у г – л у га – л у говина – выл у щить; м ы ло – м ы ла – м ы ловар – вым ы сел. 5. Определите, какие чередования гласных и согласных представлены в данных примерах. Сторож – сторожа – сторожка; друг – друга – подруги; подруга – подружка – дружба; сказать – скажу; сказать – сказка – рассказ; поднос – носить – выносить – вынашивать. 6. Выпишите словоформы с историческими и позиционными чередованиями. Близко – ближе, сухой – суше, занять – занимать, кров - крова, кую – ковать, плод – плоды, пуск – пущу, скос – скашивать, спой (глаг.) – сбой (сущ.), сладок – сладка, слава – славлю, глухой – глохнуть. 7. В следующих словах найдите корень, сопоставьте найденную корневую морфему с корнем в родственных словах. Определите произошедшие чередования согласных в корне и укажите, позиционные они или исторические. Взор, земля, круча, пороша, приём, освещение. ЛИТЕРАТУРА 1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. 2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. С. 115-127. 3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону. 1997. С. 21-25. 4. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и Литература». Стерлитамак, 2003. 5. Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990. 6. Практикум по фонетике, графике, орфографии современного русского языка: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 - Родной язык и литература» /Сост. Л.П.Колоколова. Стерлитамак, 2001. 7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. 8. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1, 1982. С. 16-22. 9. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С. 113-124. 10. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981. С. 72-91. 11. Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В.Панов. М., 1984. С. 625-626.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|