ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Фонологические позиции. Сильные и слабые позиции. Сильные и слабые фонемы. Позиционная мена фонем. Фонема и ее аллофоны. Фонемный рядВ зависимости от того, в какой позиции в составе фонетического слова находится фонема, она в разной степени дифференцирует (различает) звуковые виды слов. Выделяют 2 вида позиций: 1) позиция максимальной дифференциации или сильная позиция; 2) позиция минимальной дифференциации или слабая позиция. Сильная позиция – это такая позиция, в которой различается (противопоставляется) наибольшее количество фонем и соответственно в наибольшей степени дифференцируются звуковые виды слов. В этой позиции никогда не происходит совпадения фонем, которое приводит к не различению слов. Так, для гласных фонем позиция под ударением является сильной. В этой позиции выступают все гласные фонемы и не происходит их не различение: /а/кт, /о/н, /у/м, /и/гры. Слабая позиция – это такая позиция, в которой противопоставляется меньшее количество фонем по сравнению с сильной позицией и соответственно в меньшей степени различаются звуковые виды слов. В этой позиции происходит совпадение фонем, которое приводит к не различению слов и даже к нарушению смысла: Им. п. мн. ч. ко/з/ы Р.п. ко/с/ ко/с/ы ко/с/ Выделяют 2 типа фонем – сильные и слабые фонемы. Сильная фонема – это звуковая единица языка, находящаяся в сильной и слабой позициях и в этих позициях не совпадающая ни с одной другой фонемой. Так, сильными фонемами являются /м’/ и /п’/ в сильной позиции перед гласными: /м’/ир, /п’/ир. Сильными являются фонемы /р/ и /х/, которые в слабой позиции не совпадают с другими фонемами: мо/р/, мо/х/, со/р/, со/х/. Слабая фонема – звуковая единица языка, находящаяся в слабой позиции и совпадающая по своему качеству с другими звуковыми единицами в том же положении: ко/т/, но ко/т/ы´; ко/т/, но ко/д/ы Позиции гласных фонем: все сильные гласные фонемы выступают в сильной позиции – под ударением; все слабые гласные фонемы выступают в слабой позиции – в безударном положении. Позиции согласных фонем: все сильные согласные фонемы выступают в сильной позиции – перед гласной. В слабой позиции могут не различаться по двум признакам: по глухости/звонкости, твердости/мягкости. По глухости/звонкости сильными являются такие позиции: а) положение перед гласными, так как здесь полно проявляется глухость или звонкость согласного: т ом, д ом; пом п а, бом б а; б) положение перед сонорными, так как перед ними не происходит озвончения или оглушения согласных и поэтому полно проявляется глухость или звонкость: д рова, т рава; ло в лю, гра ф лю; в) положение перед [в] и [j] в силу тех же причин, что и перед сонорными: с вой, з верь; п ью, б ью. Все остальные позиции согласных по глухости/звонкости являются слабыми. По твердости/мягкости являются такие позиции: а) положение перед гласными, так как в этой позиции отчетливо противопоставляется твердость и мягкость согласных: [ру к а] - [ру к’ э´], [до м ] - [до´ м’ ик]; б) положение в абсолютном конце слова, так как здесь полно проявляется твердость или мягкость согласного: [сат] - [с’äт’], [мат] - [м’äт’]; в) для переднеязычных положение перед заднеязычными и твердыми губными, этой позиции отчетливо противопоставляются твердые и мягкие согласные: [Λ р ба´] - [бΛ р’ ба´], [р’э т къ] - [р’э´ т’ къ]; г) для звука [л] положение перед всеми согласными: [вΛ л а], [во л ], [во л’ ь], [вΛ л на], [по л къ], [ивъ л гъ]. Все остальные позиции по твердости/мягкости являются слабыми. Варианты фонемы (аллофоны) – это группа звуков, в которых проявляется данная фонема в зависимости от места в слове, соседства с другими звуками, ударяемости или безударности гласного. Аллофоны одной фонемы образуют область её реализации, которая может быть упорядочена в виде фонемного ряда. Фонетические чередования – это чередования звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетические (исторические) чередования – это чередования фонем. Их изучает орфоэпия, морфология и словообразование. Фонетика современного русского языка изучает только фонетические позиционные чередования. Фонетические позиционные чередования бывают двух типов: 1) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов; 2) чередования, образующие пересекающие ряды, имеющие общие члены. Например, фонемы <р> и <л> образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях: <р> - смот[р]ы – смот[р°]у – смот[р] <л> - смыс[л]ы – смыс[л°]у – смыс[л] Фонема <р> представлена рядом чередующихся звуков [р// р°//р], а фонему <л> представляет ряд [л// л°//л]. Эти ряды считаются параллельными, так как в каждой позиции <р> и <л> представлены разными звуками, но одного и того же типа; эти фонемы различаются во всех позициях. Фонемы <б> и <п> образуют пересекающиеся ряды чередующихся звуков: <б> - стол[б]ы – стол[б°]у стол[п] <п> - стол[п]ы – стол[п°]у Фонемы <б> и <п>, различаясь в позициях перед гласными, не различаются на конце слова. Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называются нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Позиционно чередующие звуки в Московской фонологической школе (МФШ) объединяются в одну фонему. М.В.Панов как представитель этой школы приводит пример позиционного чередования звуков в соответствии с употреблением предлога с перед существительными: с Машей, с Аней – произносится [с], с Олей, с Улей – ---» --- [с°], с Колей – ---» --- [с], с Тимошей – ---» --- [с’], с Галей – ---» --- [з], с Димой – ---» --- [з’], с Шурой – ---» --- [ш], с Женей – ---» --- [ж], с Чуком – ---» --- [ш’], с Чбановым – ---» --- [ж’], с Щукарем – ---» --- [ - ]. Последнее (чередование с нулем звука) легко проверить: оказался Щукарем и оказался с Щукарем произносятся одинаково. Фонема <с> реализуется следующим рядом позиционных чередований: [с// с°// с’// з // з’ // ш // ж // ш’// ж’// - ]. Следовательно, фонема в МФШ обладает высокой степенью абстрактности, так как фонема может быть представлена звуками, совершенно не похожими друг на друга, в том числе нулем звука. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|