ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА: АКЦЕНТОЛОГИЯ. УДАРЕНИЕ
1. Акцентология. Ударение как предмет акцентологии. Признаки ударения. 2. Типы ударения. 3. Понятие фонетического слова. Энклитики и проклитики. 4. Функции ударения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ А к ц е н т о л о г и я (латин. слово accentus ‘ударный’, logos ‘слово, учение’) – раздел языкознания, изучающий природу и функционирование ударения. У д а р е н и е (акцент) – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Носителем ударения является слог. Выделяют 4 признака ударение: · интенсивность, достигающаяся увеличением мускульного напряжения и большей громкостью ударного слога (основанное на этом свойство ударение называют динамическим или силовым); · высота голосового тона (по этому признаку выделяют музыкальное ударение); · длительность (по этому признаку выделяют количественное ударение). С точки зрения функционирования и формирования сегментных единиц выделяют: словесное, синтагматическое, фразовое и логическое ударения. Словесное ударение – выделение одного из слогов в слове (ударного), которому подчинены остальные (безударные). Основная фонетическая функция словесного ударения – это объединяющая, организующая функция, так как ударение является средством фонетического объединения слова в одно целое. Наличие ударения в слове обязательно, и оно не привязано ни к определенному слогу, ни к определенной морфеме, т.е. оно не фиксировано, а свободно. Русское словесное ударение, зависящее от силы выдоха, является силовым, динамическим: кни́га, тетра́дь. Синтагматическое или тактовое ударение – выделение более сильным ударением одного из слов речевого такта (синтагмы), служащее, наряду с интонацией, фонетическим средством объединения нескольких слов в речевой такт. Обычно в повествовательной речи тактовое ударение бывает на последнем слове такта. Например: Я иду к пруду, / на свое любимое место, / между шиповниковой клумбой / и березовой аллеей, / и ложусь спать // (Л.Толстой). Фразовое ударение – выделение более сильным ударением одного из речевых тактов фразы, служащее, наряду с интонацией, фонетическим средством объединения нескольких синтагм во фразу. В повествовательной речи фразовое ударение бывает на последнем такте. Логическое ударение – выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого значения. По прикреплённости к определённому слогу в слове русское ударение является разноместным, т.е. оно может встречаться на любом слоге слова: ко́мната, стена́, соро́ка. По возможности перехода с одного слога на другой в форме слова русское ударение подвижное: окно́ – о́кна, сто́л – столы́. Функции ударения: 1) организующая (ритмическая); 1) смыслоразличительная (сигнификативная); 2) делимитативная (словоразделительная). Словесное ударение не может объединять слишком много безударных слогов, т.е. его организующие возможности ограничены. В среднем ударение объединяет пять-шесть слогов. Если число слогов становится значительным, то возникает побочное, или второстепенное ударение, например, одѝннадцатиэтажный, свѐрхпроводимость. Следовательно, причина возникновения побочного ударения чисто фонетическая: носитель русского языка не может произносить слишком много безударных слогов. Однако благодаря побочному ударению возникает особая ритмическая форма. Побочное ударение характеризует особый класс: сложные слова (кора̀блестроение, кѝнокарти́на, лѐсопито́мник) и сложносокращенные слова (стро̀йплощадка, мѐдсестра, вѐломо̀того́нки ). Основное ударение падает на последнюю основу, а побочное – на предшествующую. Особой ритмической организацией обладают служебные слова, которые выражают прежде всего грамматические значения. К ним также примыкают простые числительные, местоимения, глаголы-связки, слова с модальным значением, т.е. слова, обладающие очень абстрактным значением. Для них характерны две формы. Во-первых, они могут обладать слабым (ослабленным) ударением. Слабое ударение обозначается так же, как побочное (̀). Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы, например: пѐред отъездом, чѐрез улицу, мѐжду окнами и т.п.; когда̀ получишь, напиши; ѐсли увидишь, купи; устал, поэ̀тому не спрашивай и т.д.; о̀н отправил, э̀тот случай, его̀ книга (местоимения); двѐ минуты, во̀семь ошибок (числительные), день бы̀л пасмурный, сестра ста̀ла студенткой (глаголы-связки) и т.п. Во-вторых, служебные слова могут не иметь ритмической структуры, т.е. не нести на себе ударения. Нейтрализация слабого ударения и отсутствие ритмической структуры подчеркивают сугубо служебную роль этих слов. Слова без ударения называются клитиками. Они примыкают к знаменательным словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово называется проклитикой, если оно примыкает к последующему ударному. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на парте под окно́м; сестра́ и бра́т; сказал, чтобы пришли́́; не зна́ю. Безударное слово называется энклитикой, если оно примыкает к предшествующему ударному. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи́-ка, о́н же, придёт ли. В некоторых случаях и знаменательные слова могут выступать в роли энклитик, например: на пол, из лесу, за руки, не было. Таким образом, словесное ударение в его организующей (ритмической) функции тесно связано с содержательной стороной слова. Ритмическая структура слова помогает оформлять и различать лексическое и грамматическое значения слова. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: 1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Акцентология. Ударение». 2. Подготовить сообщения по словарным статьям: «Акцент», «Акцентология» (С.22-24), «Ударение» (С.574-575) в Энциклопедии «Русский язык» (М., 1997. 3. Запишите словосочетания и определите, какие слова в них являются слабоударяемыми, т.е. несут на себе побочное ударение. Обозначьте основное и побочное ударения. Через окно; около дома; вокруг стола; если сможешь, сделай; надень, потому что холодно; лес, откуда мы вышли; письмо, которое прислали; два часа; десять минут; тебя искали; он приехал; его сестра; утро было морозное; он стал учителем; знай себе нахваливает; собрался было уехать. 4. Составьте парадигмы словоизменения для данных слов, расставьте ударения и определите тип для каждой лексемы: книга, делать, дерево, снять. 5. Запишите группы слов, расставьте ударения, проанализируйте записанные слова с точки зрения их формы и значений. Определите функции ударения для каждой группы слов.
6. Запишите и затранскрибируйте слова. Расставьте ударения. Разберите их по составу. Сделайте вывод о том, какие слова в современном русском языке могут иметь побочное ударение. Древнерусский, пединститут, послеобеденный, проамериканский, аэрофотосъёмка, Мосгорисполком. 7. Запишите текст, разделите его на синтагмы, расставьте паузы, все виды ударений, отметьте слова с логическим ударением (обведите в кружок). - Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик. - Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдает… - То есть как это считается? У кого это считается? - У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежеле, не дай бог, помрете, что в ящик сыграете. А который человек торговый, бывший купец, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда умирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал». Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил: - Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут? - Я – человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут. И строго добавил: - Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая… (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев) 8. Запишите и затранскрибируйте фонетические слова. Перечислите способы морфологического выражения проклитик и энклитик в современном русском языке. На горе; пёс и кот; сказал, чтобы пришли; не знаю; скажи-ка; он же; придёт ли; без вести; за нос; из лесу; под рук; на два; не было. ЛИТЕРАТУРА 1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. 2. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. М., 1958. 3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. С. 59-72. 4. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону. 1997. С. 36-44. 5. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 – Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и Литература». Стерлитамак, 2003. 6. Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990. 7. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. С. 69-90. 8. Практикум по фонетике, графике, орфографии современного русского языка: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 - Родной язык и литература» /Сост. Л.П.Колоколова. Стерлитамак, 2001. 9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. 10. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. М., 1982. С. 90-96. 11. Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М., 1997. Словарные статьи: «Акцент», «Акцентология» (С.22-24), «Ударение» (С. 574-575). 12. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С. 107-108, 125-127. 13. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981. С. 51-60. 14. Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В.Панов. М., 1984. Словарные статьи: «Закон открытых слогов», «Слог».
ТЕМА: ИНТОНАЦИЯ 1. Интонация как суперсегментная фонетическая единица. 2. Компоненты интонации (тембр, темп, интенсивность, длительность, громкость, паузы). 3. Понятие интонационной конструкции /ИК/. Составляющие ИК: центр, предцентр, постцентр. 4. Типы ИК современного русского языка по теории Е.А.Брызгуновой. Типы интонаций по теории Л.В.Бондарко. 5. Актуальное членение предложения /АЧП/ и синтагматическое членение речи. Синтагма как минимальная интонационная единица. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И н т о н а ц и я – сложный комплекс суперсегментных просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций. Функции интонации: 1) интонация различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование; 2) интонация различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности; 3) интонация оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; 4) интонация выражает конкретные эмоции; 5) интонация вскрывает подтекст высказывания; 6) интонация характеризует говорящего и ситуацию общения. Компоненты интонации. Выделяют три компонента интонации: 1. тон; 2. тембр; 3. количественно-динамические компоненты. Тон – физическое качество звука, определяемое частотой ритмических колебаний напряженных голосовых связок. Движение тона, его повышение и понижение составляют мелодику речи. Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или иные экспрессивно-эмоциональные свойства. Количественно-динамические средства: длительность (темп), интенсивность, громкость, пауза. Темп – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление. Интенсивность – степень усиления или ослабления выдыхания, т.е. силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных. Громкость – воспринимаемая сила звука. Большей громкостью в синтагме отличается слог, на который падает логическое ударение. Пауза – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют. Она нужна и говорящему, и слушающему. Говорящий во время паузы пополняет свой воздушный запас, делает вдох. Слушающий осмысляет и переживает услышанное, связывает его части в единое целое. С синтаксической точки зрения минимальной единицей, передающей значение высказывания, является предложение. С фонетической точки зрения предложение может члениться на более мелкие отрезки, обладающие и самостоятельным фонетическим оформлением, и определенной законченностью значения. Таким образом, предложение рассматривается с точки зрения ритмико-интонационной организации как фонетическая единица и с точки зрения актуального членения предложения (АЧП) как единица, обладающая смысловой законченностью. Членение предложения по смыслу на две части, обозначающее предмет речи и то, что о нём говорится, называется актуальным членением предложения. В каждом высказывании отражено движение мысли от того, что уже известно, что названо говорящим или находится перед глазами собеседников, к тому, что ещё не известно читателям или слушателям. Путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления. Такая структура мысли отражается в построении речи. В любом высказывании всегда говорится что-то о чем-то, поэтому предложение в речи содержит две смысловые части: предмет речи – тема – то, что уже известно; другая – его признаки, существенные для данного хода мысли – рема – то, что следует сказать об известном. Рема представляет собой собственно сообщение и является главной. Тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности звучащей речи, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строем, но одинаковым звуковым составом словоформ, называется интонационной конструкцией. Все интонационные конструкции имеют общее устройство. Слог в синтагме, на который падает логическое ударение, называется центром ИК. Слоги, которые предшествуют центру, составляют предцентровую часть ИК. Слоги, следующие за центром, составляют постцентровую часть ИК. Схема устройства ИК: 1. Предцентровая часть. 2. Центр ИК. 3. Постцентровая часть. Типы ИК по теории Е.А. Брызгуновой. Первая интонационная конструкция (ИК – 1) характерна для односинтагменных повествовательных предложений, а в многосинтагменных фразах – для конечной синтагмы. Предцентровая часть произносится средним тоном. На ударном гласном центра голос понижается. Этот гласный произносится немного медленнее остальных. Постцентровая часть характеризуется тоном ниже среднего. Схема ИК – 1. 1 2
Нижегородский кремль / выдержал много ос а д //. Враги ни разу не смогли захват и ть его//. С ИК – 1 тесно связана ИК – 3. Третья интонационная конструкция (ИК – 3) употребляется в нескольких случаях. Первый случай: неконечная синтагма многосинтагменного предложения: 3 3 Неповторимый хар а ктер / придают Нижнему Н о вгороду / 3 1 широкое речное з е ркало / и уходящие вдаль луга и леса Зав о лжья // Второй случай употребления ИК – 3 – это предложения общего вопроса. Общевопросительные предложения рассчитаны на ответы Да – Нет: - Вы когда-нибудь бывали в Волгограде? - Да, бывал. Нет, не бывал. Да. Нет. Предложения общего вопроса не содержат специальных вопросительных местоимений и наречий (кто, когда, почему и др.). По своему лексико-грамматическому составу они могут полностью совпадать с повествовательными предложениями, отличаясь от них только интонацией. Например: В нашем городе хороший драматический театр. (ИК-1) В нашем городе хороший драматический театр? (ИК-3) ИК – 3 характеризуется следующим строением: предцентровая часть произносится средним тоном, на центре тон повышается, а на заударной части происходит его понижение ниже среднего уровня. 1 2 3
Вы получ и ли письмо из Тулы? Повышение тона придает речи выразительность, привлекает внимание собеседника, способствует поддержанию речевого контакта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|