ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие синтаксиса в словесных и жестовых языках.Слова соединяются друг с другом по определенным правилам и образуют словосочетания и предложения. Как словосочетания, так и предложения различаются по своему строению и значению. Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений, называется синтаксисом.
В синтаксисе наиболее отчетливо проявляются специфика субстанции РЖЯ и своеобразие структуры его единиц (высказываний), связанное с особым функциональным назначением РЖР. Первые исследователи, анализируя высказывания жестового языка, стремились выяснить, какой в них порядок жестов. При этом жестовые высказывания сопоставлялись с предложениями словесного языка. Сначала — с литературной (впрочем, так поступают довольно часто и современные специалисты). Вундт (1910), а затем Р.М. Боскис и Н.Г. Морозова (1939) приходят к выводу, что типичная структура жестового высказывания такова: МУЖЧИНА ЗЛОЙ РЕБЕНОК БИТЬ (пример В. Вундта), МАЛЬЧИК ЯБЛОКО КРАСНЫЙ КУШАТЬ (пример Р.М. Боскис и Н.Г. Морозовой). Отсюда как будто можно сделать заключение о порядке жестов в высказывании: подлежащее (или субъект), определение (атрибут), дополнение (объект), сказуемое (предикат). Значит, типичный порядок: субъект — объект — предикат. Запишем «формулу» высказывания — СОП. Оказывается, такая формула далеко не всегда. В одном из экспериментов, которые проводила Зайцева Г.Л., глухие испытуемые (и учащиеся школ-интернатов, и взрослые) рассказывали друг другу содержание картинки. На картинке была изображена девочка в красном платье, кормящая цыплят, которых было нарисовано шесть. Среди высказываний испытуемых зафиксировали, например, такие: а) ДЕВОЧКА МАЛЕНЬКИЙ КРАСНЫЙ ПЛАТЬЕ ЦЫПЛЯТА ШЕСТЬ ЖЕЛТЫЙ КОРМИТЬ; б) КОРМИТЬ ДЕВОЧКА ЦЫПЛЯТА; в) ЖЕЛТЫЙ ЦЫПЛЯТА ДЕВОЧКА КОРМИТЬ ШЕСТЬ и др.
Жестовые фразы, порядок предъявления жестов. Каков порядок жестов в этих высказываниях? СОП — в высказывании (а); ПСО — (б); ОСП — (в). Как видим, субъект, объект и предикат занимают различные позиции в высказываниях РЖЯ.
Рассмотрев эти факты, мы можем сделать два главных вывода. Во-первых, порядок жестов в высказываниях РЖЯ более свободный, чем в предложениях литературного русского языка. Во-вторых, анализ синтаксиса РЖЯ в терминах субъект — объект — предикат малоэффективен.
Зайцева Г.Л. полагает (и ее мнение разделяют некоторые зарубежные лингвисты, например английский специалист М. Дейчар), что большей объяснительной силой в описании синтаксиса РЖЯ обладает анализ высказываний на основе функционального подхода и учета специфики субстанции жеста. Приведем лишь несколько примеров: 1) сочетания жестов моя дочь - ДОЧЬ МОЯ; красная машина - МАШИНА КРАСНАЯ (в жестовом,. - определение стоит после предмета).
2) порядок_предъявления жестов в высказываниях (предложениях) Очень важным компонентом грамматики жестового языка является использование пространства или расположение предметов и лиц в пространстве.
1) «В комнате вдоль двух стен напротив друг друга стояли стулья» - КОМНАТА (СТЕНЫ) СТУЛЬЯ.
2) «Дедушка ведет маленькую внучку, девочку лет шести, они идут вдвоем по дороге, девочка держит в руке воздушные шары и при этом подпрыгивает». – ДЕДУШКА ВЕСТИ ВНУЧКА РОСТ ВДВОЕМ ДЕВОЧКА ШАР 2 (2 ШАР или ШАР 2) ПОДПРЫГИВАТЬ ДЕРЖАТЬ (левая рука - т.е. дедушку за руку)
Порядок предъявления жестов в РЖЯ достаточно гибок и по сравнению с некоторыми другими национальными жестовыми языками более произволен. В некоторых случаях порядок жестов может совпадать с порядком слов в русском языке, в некоторых случаях он отличен.
«Я поела / съела кашу. - Кашу я съела. - Съела я кашу». - КАШУ Я ЕСТЬ ВСЁ.
Порядок предъявления жестов во многом зависит от того, что является наиболее важным для говорящего, на что он обращает наибольшее внимание.
ТОРТ КУПИТЬ ПАПА + указательный жест ПАПА КУПИТЬ ВСЕ ТОРТ ПАПА ТОРТ КУПИТЬ ВСЕ
На первое место ставится наиболее важное для говорящего понятие. Класс простых высказываний в русском жестовом языке. Начнем рассмотрение простых высказываний, на структуру которых решающее влияние оказывает фактор субстанции. I. В РЖЯ выделяется большой класс высказываний, в которых одновременно (двумя руками) исполняется два жеста. Например, высказывание: 'торшер над стулом'. При этом происходит изменение конфигурации и движения — локализации, направления, качества.
Два примера. Записывая высказывания, примем следующие обозначения: жест исполняется двумя руками (дв), правой (п), левой (л); видоизменяется конфигурация жеста — вместо двуручного он становится одноручным — (=>);два жеста в синтагме, исполняющиеся одновременно, запишем друг под другом и заключим в фигурные скобки.
Высказывание РР «Зеленое дерево, засыпанное снегом» (причастие - я): РЖЯ ДЕРЕВО (л) ЗЕЛЕНЫЙ (п) СНЕГ (п). В высказывании выделяются две синтагмы: ДЕРЕВО (л) и ДЕРЕВО (л) Отметим: изменяется способ исполнения жеста ДЕРЕВО. Этот жест в начальной форме выполняется правой рукой, а здесь — левой, т. е. изменяется локализация. Жест ЗЕЛЕНЫЙ исполняется в начальной форме. В жесте СНЕГ изменяется и локализация, и направление, и качество движения. Жест исполняется левее нейтрального пространства, «над деревом». Жест выполняется в разных направлениях: сверху вниз, справа налево и слева направо (показывая, таким образом, что дерево засыпано со всех сторон). Изменяется качество движения. Движение в жесте СНЕГ (в начальной форме), направленное сверху вниз, — повторяющееся. Обычно выполняется 2—3 движения с короткой амплитудой. В высказывании (3) характер движения преобразуется: увеличивается количество повторений, интенсивность, амплитуда движения. И именно такой способ исполнения позволяет передать значение 'засыпать'.
Высказывание РР «Ткань загорелась из-за перегрева утюга»- РЖЯ УТЮГ (дв) =УТЮГ (л) ДОЛГО (п) ТКАНЬ (п) ГОРЕТЬ (л). Выделим синтагмы:
В этом высказывании: происходит видоизменение конфигурации жеста УТЮГ, Это происходит так: исполняется жест УТЮГ (в начальной форме — двуручный); затем правая рука убирается (она будет последовательно исполнять жесты ДОЛГО и ТКАНЬ), а левая рука продолжает оставаться на прежнем месте, по-прежнему обозначая УТЮГ. Все остальные жесты(кроме жеста ТКАНЬ)изменяют локализацию, перемещаясь в место исполнения жеста УТЮГ. При помощи высказываний, включающих синтагмы с одновременным исполнением жестов самые выражаются различные отношения: - пространственные (2), - определительные (3), - причинно-следственные (4).
2. Теперь перейдем к рассмотрению другого большого класса высказываний РЖЯ. В РЖЯ имеется обширный класс высказываний, строение которых обусловлено главным образом функциональным назначением РЖР. Приступая к анализу этого класса, начнем с сопоставления двух групп высказываний. Высказывания первой группы зафиксированы в процессе экспериментов и наблюдений за разговорами глухих, беседующих в непринужденной, неофициальной обстановке. Вторая группа — это высказывания, записанные при помощи магнитофона исследователями русской разговорной речи (далее РР). Так мы с тобой разговариваем дома, на прогулке с друзьями и т. д.
2. Конситуативные высказывания (термин - Е.Н. Ширяев). В РЖЯ имеется обширный класс высказываний, строение которых обусловлено главным образом функциональным назначением РЖР.
РЖР - это разговоры глухих, беседующих в непринужденной, неофициальной обстановке.
РР — так мы с тобой разговариваем дома, на прогулке с друзьями и т. д.
Высказывание РР «И мне полей мясо соусом» РР «И МНЕ ПОЛЕЙ» (конситуативное высказывание) Высказывание РР «Расскажу вам о соревнованиях на перемене» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|