Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технико-эксплуатационные и экономические показатели работы подвижного состава автотранспорта




 

Прежде чем рассмотреть основные технико-эксплуатационные и экономические показатели работы подвижного состава автотранспорта, представим определения необходимых базовых понятий.

1. Груз – товар или материальный ресурс, принятый к перевозке. Если груз упакован в определенную тару и защищен от внешних механических и атмосферных воздействий, он называется транспортабельным.

2. Ездка – законченная транспортная работа, включающая погрузку товара, движение автомобиля с грузом, выгрузку товара и подачу транспортного средства под следующую погрузку.

3. Груженая ездка – движение автомобиля с грузом.

4. Порожний (холостой) пробег – движение автомобиля без груза.

5. Оборот – выполнение автомобилем одной или нескольких транспортных работ (ездок) с обязательным возвращением его в исходную точку.

6. Время на маршруте – период времени с момента подачи авто­мобиля под первую погрузку до окончания последней выгрузки.

7. Время в наряде – это период времени с момента выезда авто­мобиля из автопарка до момента его возвращения в автопарк.

8. Первый нулевой пробег – движение автомобиля из автопарка к месту первой погрузки.

9. Второй нулевой пробег – движение автомобиля из места по­следней разгрузки в автопарк (место ночной стоянки).

Следует подчеркнуть, что случае, если оптовая база имеет соб­ственный подвижной состав автомобильного транспорта, в данной ситуации время в наряде равно времени на маршруте.

Полнота и эффективность использования грузового автомобильного транспорта той или иной организации независимо от ее отраслевой принадлежности характеризуются системой техникоэксплуатационных и экономических показателей.

Систематизацию технико-эксплуатационных показателей целе­сообразно осуществлять по шести основным группам:

- техническому состоянию автопарка;

- использованию времени работы подвижного состава;

- применению скоростных качеств техники;

- использованию пробега грузовых автомобилей;

- применению грузоподъемности подвижного состава;

- выработке грузового автотранспорта.

В первую группу входят: коэффициент технической готовности машин; коэффициент (процент) износа подвижного состава; средний срок службы автомобиля.

Ко второй группе показателей относятся: среднее количество дней, отработанных одной машиной за год; средняя продолжительность одного рабочего дня; коэффициент использования рабочего времени; коэффициент выпуска подвижного состава на линию (коэффициент использования машин в работе).

Третью группу составляют такие показатели: скорость движения подвижного состава – техническая и эксплуатационная; коэффициент использования времени для движения.

К четвертой группе показателей относятся коэффициент ис­пользования пробега; средняя длина груженой ездки.

Пятая группа включает три показателя: среднюю загруженность; коэффициенты статического и динамического использования гру­зоподъемности автомашин.

В шестую группу входят: производительность автомобиля за рабочий день; объем грузооборота автопарка; средняя выработка на одну машину (годовая, дневная, часовая); выработка на один автомобиле-тонно-день нахождения машин в хозяйстве (в работе).

Экономико-математический аппарат определения основных видов показателей представлен ниже.

1. Коэффициент технической готовности:

где Агэ – колиество автомобилей, готовых к эксплуатации; Ас – списочное количество автомобилей.

2. Коэффициент (процент) износа подвижного состава представляет собой отношение суммы износа грузовых автомобилей к балансовой стоимости автомашин.

3. Среднее количество дней, отработанных одной машиной за год, рассчитывается как отношение общего количества дней, отработанных автопарком за год, к среднесписочной численности грузовых автомобилей.

4. Среднюю продолжительность одного рабочего дня можно оп­ределить как отношение автомобиле-часов пребывания автопарка в наряде к автомобиле-дням работы.

5. Коэффициент использования рабочего времени определяется как отношение времени нахождения автомобилей в движении ко времени пребывания автомобилей в наряде.

6. Коэффициент выпуска подвижного состава на линию (исполь­зования машин в работе) представляет собой отношение количества автомобиле-дней работы автопарка к количеству автомобиле-дней пребывания машин в хозяйстве.

7. Коэффициент выпуска (использования) автомобилей за рабочий день:

где Акэ – количество автомобилей, находящихся в эксплуатации.

8. Коэффициент статического использования грузоподъемности за одну ездку:

где qф – фактическое количество груза в автомобиле, т; qA – грузо­подъемность автомобиля, т.

9. Коэффициент статического использования грузоподъемности за рабочий день^

где Qф – фактический объем грузоперевозок за рабочий день, т; QВ – возможный объем грузоперевозок за рабочий день, т; 1,2,... n – номер ездки; nе – количество ездок за рабочий день.

10. Коэффициент динамического использования грузоподъемности за одну ездку:

где l ег - расстояние (длина) одной груженой ездки, км.

11. Коэффициент динамического использования грузоподъемности за рабочий день:

где Рф – фактически выполненная транспортная работа за рабочий день, т∙км (далее – т-км); Рв – транспортная работа, которая могла быть выполнена, т-км.

Анализ зависимостей по определению коэффициентов статического и динамического использования грузоподъемности автомобиля за рабочий день показывает, что в случае, если маршрут состоит из груженых ездок, расстояния (длины) которых равны между собой, а также в том случае, когда фактическое количество перевозимого груза на каждой ездке одинаково, коэффициент статического использования грузоподъемности равен коэффициенту динамического использования грузоподъемности автомобиля.

12. Средняя загруженность одного автомобиля рассчитывается как отношение фактически выполненной транспортной работы автопарка к пробегу автопарка с грузом.

13. Годовая выработка на одну машину определяется как отношение фактически выполненной транспортной работы автопарка за год к среднесписочной численности автомобилей.

14. Коэффициент использования пробега за одну ездку:

где l x – холостой пробег, км.

15. Коэффициент использования пробега за оборот:

где i номер груженой ездки; m - количество груженых ездок за оборот; j – номер холостого пробега; р – количество холостых пробегов за оборот.

16. Коэффициент использования пробега за рабочий день:

где М – количество груженых ездок за рабочий день; l о6щ – пробег автомобиля за рабочий день, км.

17. При этом общий пробег рассчитывается по зависимости

где l′ o – первый нулевой пробег, км; Р – количество холостых пробегов за рабочий день; l′′ o – второй нулевой пробег, км.

18. Техническая скорость:

где tдв – время движения, ч.

Следует отметить, что время движения (tдв) включает кратко­временные остановки, регламентированные правилами дорожного движения.

19. Эксплуатационная скорость:

где Тв – время работы автомобиля в наряде, ч.

20. Коэффициент использования времени для движения опре­деляется как отношение эксплуатационной скорости движения к технической скорости движения.

21. Объем грузооборота автопарка представляет собой произведение годовой выработки на одну машину и среднесписочной численности автомобилей.

22. Количество ездок за рабочий день:

где Тм – время работы автомобиля на маршруте, ч; te – время одной ездки, ч.

23. Время одной ездки определяется по уравнению

где tп.р – врем я на погрузку и разгрузку, ч; ездки, ч; tег – время груженой ездки, ч; tх – время холостого пробега, ч.

24. Производительность автомобиля за рабочий день рассчитывается по формуле

где Qe – фактический объем грузоперевозки за одну ездку, т;

Анализ этой зависимости показывает, что производительность автомобиля (определенной марки и модели) повышается в результате сокращения времени на погрузку и разгрузку, а также в результате увеличения:

- технической скорости автомобиля;

- коэффициента статического использования грузоподъемно­сти автомобиля за рабочий день;

- коэффициента использования пробега за рабочий день;

- продолжительности работы в течение суток.

К экономическим показателям эффективности работы подвиж­ного состава относятся:

- себестоимость 1 т-км;

- себестоимость 1 км;

- себестоимость 1 ч работы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных