Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Решение транспортных задач методом потенциалов




 

Постановка задачи

Имеется L пунктов отправления (складов) – А1, А2, А3,... AL, в которых сосредоточены запасы товаров a1, а2, а3... aL. Кроме того имеется N пунктов потребления – В1, В2, В3,... ВN, потребности каждого из которых в1, в2, в3... вN.

Перед тем как приступить к решению, необходимо, чтобы было выполнено равенство

Если равенство выполняется, транспортная задача - закрытая, если нет – открытая. Должны быть известны стоимости перевозки из i-го пункта Аi в k-й пункт Вk (Cik).

Требуется найти оптимальный план перевозок, т.е. рассчитать, какое количество продукции необходимо отправить из пунктов отправления в пункты назначения, чтобы стоимость перевозок была минимальной.

Общий алгоритм

Составляется начальный план перевозок. Для этого заполняются клетки плана, где наименьшая стоимость перевозки. При этом при­держиваются следующего правила: на каждом шаге или исчерпыва­ем запас соответствующего пункта отправления, или удовлетворяем потребность соответствующего пункта назначения.

Условие задачи. Необходимо отправить автомобили из трех баз в четыре магазина. На базах A1, А2, А3 имеется соответственно 50, 30, 40ед. товара. Спрос магазинов В1, В2, В3, В4 – соответственно 50, 10, 40, 20ед. товара.

Равенство запасов на базах и потребностей магазинов для данной задачи выполняется. Можем приступать к решению. Составляем, согласно правилу, следующую матрицу (табл. 8.16). В правом ни жнем углу ячейки указана стоимость перевозки единицы товара (тыс.руб.) из соответствующей базы в соответствующий магазин.


Таблица 8.16

Исходный план грузоперевозок

  в1 в2 в3 в4 Запас Потенциал
А1 А2 А3 Спрос Потенциал 30 1 20 5 β1 10 1 β2 40 1 β3   10 2 10 2 β4   а1 а2 а3

Вычисляем стоимость перевозки:

S=30∙1+20∙5+10∙1+40∙1+10∙2+10∙2=220тыс.руб.

Нужно проверить, насколько оптимален такой план. Для этого используется метод потенциалов, который состоит в следующем. Необходимо, во-первых, определить величину потенциалов а1, а2, а3 и β1, β2, β3, β4. Для этого составляется система уравнений для занятых клеток:

Итак,

Используя расчетные величины потенциалов, определяем их суммы для соответствующих незанятых клеток и сравниваем с размером стоимости перевозки для данной клетки. Если эта сумма больше, план не является оптимальным.

Для улучшения плана в клетке, где условие не выполняется, число следует увеличить до максимально возможного значения, которое обозначаем буквой Z (табл. 8.17).

Таблица 8.17

Улучшенный план грузоперевозок

  в1 в2 в3 в4 Запас Потенциал
А1 А2 А3 Спрос Потенциал Z=10 4 30 1 20 5 β1 10 1 β2 40 1 β3   20 2 β4   а1 а2 а3

Затем вновь определяем потенциалы, записав систему уравнений для занятых клеток. Проверяем условие для незанятых клеток и видим, что все условия выполняются. Следовательно, план явля­ется оптимальным.

Рассчитываем стоимость перевозки:

S=10∙4+30∙1+10∙5+10∙1+40∙1+20∙2=210тыс.руб.

Задача решена.

Если мы имеем дело с открытой транспортной задачей, ее необходимо преобразовать в закрытую.

1. Рассмотрим случай, когда запас превышает спрос. Для этого в плане предусматривается фиктивный пункт назначения, для которого спрос равен разности между общим запасом и действительным спросом:

Все затраты на доставку груза в этот фиктивный пункт назначения принимаются равными нулю, поэтому целевая функция (S) не изменится. Груз, который, согласно полученному решению, нужно отправить в фиктивный пункт назначения, на самом деле останется на месте.

2. Если спрос превышает предложение, вводится фиктивный пункт отправления, запас которого равен разности общего действительного спроса и общего действительного запаса:

Затраты на доставку из этого пункта равны нулю, поэтому целевая функция (S) не изменится, а груз из фиктивного пункта отправления на самом деле никуда не поступает.

Следует отметить, что основной недостаток классических транспортных задач (при реализации на практике) заключается в сложности определения стоимости перевозки единицы товара из соответствующей базы в соответствующий магазин.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных