Классификация групп по природе образования.
- формальные группы - любая группа, созданная в организации целенаправленно.
- неформальные группы - возникают вследствие индивидуальной потребности людей в общении с себе подобными, членство в таких группах добровольное и основывается на общности интересов и ценностей.
Неформальные группы могут быть горизонтальными, состоящими из людей, занимающих сходное положение и выполняющих на работе одинаковые функции и вертикальными, состоящими из людей, находящихся на различных ступенях организационной лестницы. Также могут быть случайные неформальные группы, охватывающие как вертикаль, так и горизонталь организации (любители театра, соседи и т.д.).
3. Классификация групп по целевому назначению.
- первичные группы - они формируют идеи, убеждения, ценности людей, важной разновидностью таких групп является семья;
- социальные группы - создаются и существуют для проведения досуга и развлечения своих участников (клубы филателистов, любителей изысканной пищи и т.д.);
- целевые группы - создаются и существуют для выполнения какой-либо конкретной задачи или цели (отделы, комиссии, проектные группы и т.д.).
Каждой группе независимо от ее размера, природы образования и целевого назначения присуще одни и те же характеристики:
1. Гомогенность - позволяет оценить однородность группы, исходя из заданных параметров. Например, с точки зрения пола: группы женские, мужские, смешанные. Гомогенность группы и ее анализ позволяет глубже понять группу, принимать правильные решения в отношении ее развития.
2. Фоновые характеристики - это влияние внешней среды на эффективность деятельности группы.
3. Статус членов группы. У нас статуспредставляет собой сумму признаков, отличающих одну должность от другой, это относительная позиция человека внутри группы или общества и своего рода индекс рангов людей.
Статус присваивается людям в соответствии с их достижениями, личными характеристиками, взаимоотношениями с другими людьми и условиями, в которых они работают или отдыхают.
Понятие статуса основывается на том, что ценится в данном культурном окружении, и на оценках окружающих. Исследования престижности различных видов деятельности в развитых странах показали, что самый высокий статус имеют профессии преподавателя, врача, юриста, ученого, дипломата, священнослужителя. В середину списка попали менеджеры, санитары, актеры и музыканты, и в самом низу стоят профессии уборщика мусора, разносчика газет, официанта, шахтера и служащего бензозаправочной станции.
Статус в формальных группах обычно основывается на положении человека в организации, а статус в неформальных группах на других факторах. Например, умение слушать, вести беседу, занятия каким-нибудь видом спорта и т.п.
Для определения статуса человека используют следующие факторы:
- должность или занимаемая позиция;
- образование, знания, опыт;
- присвоенные награды и звания;
- доход (но всегда);
- владение собственностью;
- личные характеристики, такие как внешний вид, стиль одежды;
- поведенческие факторы;
- факторы взаимоотношений: манера общения, тактичность, обходительность, субординация;
- принадлежность к определенной культуре или национальности.
4. Открытость- это характеристика, которая определяет уровень входных барьеров в ту или иную группу. Например, относить себя к группе ученых может любой человек с высшим образованием, но стать членом группы нобелевских лауреатов — задача для большинства неразрешимая.
5. Сплоченностьгруппы - это показатель, определяющий наличие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели. Чем выше сплоченность, тем сильнее стремление отдельных членов группы быть в ее составе. Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором сплоченности.
Факторы, содействующие сплоченности:
1. Общие цели
2. Привлекательность
3. Потребность во взаимодействии
4. Сложность вступления в группу
5. Соответствие статуса участников группы достигнутому результату
6. Справедливость вознаграждений
7. Успех группы
8. Постоянство участия
9. Внешняя угроза
10.Размер группы
Последствия сплоченности групп:
1. Усиление взаимодействия в группе
2. Усиление влияния и подчинения
3. Переоценка возможностей. Другие группы оцениваются ниже по нескольким причинам. Во-первых, за счет более низкой оценки другой группы повышается статус собственной группы. Во-вторых, акцентирование внимания на сильных сторонах своей группы может не соответствовать действительности, однако отражает ее дух, усиливает чувство собственной безопасности и правильности поведения.
4. Производительность сплоченных групп стремится как правило к крайним результатам: высоким или низким. Если сплоченный коллектив ставит перед собой цель, то он ее добивается любыми средствами.
6.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|