ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие, виды, этапы конфликта, причины его возникновения и типы реакции на конфликт.Конфликт - это воспринимаемая несовместимость действий и целей, при которой участники всегда ощущают, что выигрыш одной стороны - это проигрыш другой. Примерно 70-80% своего рабочего времени руководитель находится под воздействием скрытых и явных противоречий, игнорирование которых может привести к конфликтам, а участие в конфликтных ситуациях занимает до 20% рабочего дня для менеджера. Существует несколько взглядов на конфликт и его роль в организации. 1. Любой конфликт можно предотвратить путем разработки и 2. Конфликты неизбежны и не существует никакого способа их 3. Некоторый уровень конфликта может быть полезен для организации. Но слишком высокий уровень конфликта может угрожать эффективности работы компании и даже ее существованию. В тоже время практическое отсутствие конфликта также представляет угрозу для работы фирмы, поскольку это показатель того, что нет борьбы идей и мнений, сотрудники просто не обращают внимания на мнения друг друга. Однако на практике многие менеджеры стремятся исключить все типы конфликтов, за что во многих компаниях их деятельность оценивается и поощряется. Конфликты подразделяются на следующие категории: - по количеству и уровню участников: · внутриличностные - в каждой личности обычно сочетаются конкурирующие потребности и роли, положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью. · межличностные, являющиеся движущими силами поведения людей. Их причины - это индивидуальные различия, несовместимость ролей в процессе работы, дефицит информации, стрессы. · межгрупповые. Сам опыт образования групп может способствовать внутригрупповой пристрастности и межгрупповой конфронтации. Острые конфликты часто разгораются из-за работы, поощрений, наград. В основе этих конфликтов лежит борьба за ресурсы, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий, борьба за статус. · организационные - это конфликты, связанные с иерархией, конфликты между штабным и линейным персоналом, между формальной и неформальной организацией. Для их возникновения необходимо наличие внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. - по характеру влияния: · рациональные конфликты - это конфронтация между индивидами · иррациональные конфликты - это любой вид конфронтации, который может нанести вред организации вследствие продолжительности того или иного конфликта, его интенсивности, размаха, напряженности. - по характеру причин: · субъективные - в их основе лежат неправильные действия руководителя или подчиненных и они (конфликты) носят (как правило) иррациональный характер. Их причины: невыполнение обещаний, утаивание информации, ошибки в применении поощрений и наказаний, нетерпимость к чужим мнениям и критике. · объективные конфликты носят рациональный характер, к ним может - по содержанию: общественные, связанные со столкновением интересов различных групп, движений, государств и касающиеся общества в целом (террористические акты, военные действия). · частные конфликты, имеющие межличностный или межгрупповой - по проявлению: · формальные, обусловленные наличием в обществе набора правил, законов и т.д. · неформальные, обусловленные несовпадением взглядов людей, образа мышления. - по ранговым различиям: · горизонтальные; · вертикальные. - по количеству причин: · однофакторные; · многофакторные. Этапы конфликта: 1) исходные события,вызывающие и являющиеся его причиной; 2) осознание конфликта,когда люди осознают потенциальное или фактическое расхождение во мнениях и их гнев, опасения и беспокойство начинают возрастать, стороны начинают задаваться вопросом насколько они могут доверять друг другу; 3) проявление явного конфликта,связанное с реакцией людей на ситуацию. На развитие ситуации на данном этапе оказывает влияние множество факторов: предпринимаемые действия, выдвигаемые в защиту аргументы, стремление к решению проблемы или отсутствие такового. 4) разрешение конфликта или подавление разногласий,когда стороны могут прийти к соглашению, когда одна из сторон уступит и потерпит поражение и когда конфликт подавляется сверху. 5) последствия конфликта. Причины конфликтов: 1. индивидуальные характеристики человека: различия в ценностях, 2. ситуационные условия - это сложившаяся в организации система 3. структурные факторы - связаны с организацией работы в Типы реакции на конфликт: - уклонение от конфликта - обусловлено разными причинами: люди испытывают эмоциональный дискомфорт; считают, что участие в конфликте ненужное и недостойное занятие. Уклонение оправдано если предмет спора незначителен, вероятность победы очень мала, если это помогает выиграть время. - участие означает принятие во внимание интересов другого человека, сохранение хороших взаимоотношений с противоположной стороной. Люди, склонные к участию, скорее предпочтут отбросить свои собственные интересы, чем обидеть или оскорбить другого. Участие оправдано, если человек не уверен в своей правоте, или когда предмет спора значительно важнее для противоположной стороны. - соревнование - это тип поведения, при котором человек старается удовлетворить свои интересы за счет противоположной стороны. Конфликт рассматривается как игра, в которой надо победить. Оба конкурента настойчивы и бескомпромиссны. Жесткая позиция оправдана в кризисной ситуации, когда нет времени на споры. - поиск компромисса - люди, склонные к этому считают, что следует поступаться некоторыми своими интересами и проявлять уважение к мнению других. На компромисс следует ориентироваться в том случае, если стороны преследуют взаимоисключающие цели, а их силы равны. - сотрудничество - готовность понять противоположную точку зрения при преследовании своих интересов. В этом случае принято считать, что может быть найдено решение, удовлетворяющее обе стороны, путем старательной и плодотворной работы по поиску максимального числа возможных решений и выбору оптимального для всех.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|