Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы и функции лидеров в организации




В современной литературе выделяют следующие типы лидеров:

1. Лидер-организатор. Нужды коллектива он воспринимает как свои
собственные, активно действует, оптимистичен, умеет убеждать, склонен поощрять, свое неодобрение высказывает, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер-творец. Способен видеть новое, браться за решение проблем,
которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым
идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действияи все предусмотреть.

4. Лидер-дипломат. Он опирается на превосходное знание ситуации нее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет себе открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Без лидера ни одна группа существовать не может. Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может лишь частично брать на себя функции лидера. Если для лидера нравственные критерии стоят первом плане, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.

Неформальных лидеров условно можно подразделить на три типа: деловой (инструментальный), информационный и эмоциональный.

Деловой лидер пользуется признанием в коллективе за высокий квалификационный уровень, успешное выполнениевозложенного на него обязанностей. Oh берет на себя инициативув решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладает соответствующими знаниями информацией, навыками и методами. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Эмоциональный лидер (сердце группы) — это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием и состраданием, обладает такими морально-психологическими качествами, которые вызывают чувство симпатии, желания подражать и т.д. Он стремится предупредить и уладить конфликты, сгладить и разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы, и тем самым способствовать достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности. В то же время эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники, недовольства, асоциального поведения и т.д.

Рассматривая основные задачи, функции и роли, которые выполняются неформальными лидерами в общем процессе регуляции группового поведение можно выделить следующие:

- координация группового поведения, связанная с распределением ролен, обязанностей и заданий;

- контроль за поведением каждого члена группы, наблюдение за исполнением порученных ролей, обязанностей и заданий;

- планирование средств и методов достижения группой своих целей;

- выработка политики действий группы, установление дополнительных целей и основных линий группового поведения;

- осуществление экспертных функций практически во всех случаях, когда члены группы зависят от технических знаний и квалификации своего лидера, которая необходима, для осуществления групповых целей;

- выполнение роли представителя группы, ее коллективного разума, интересов, воли, желания и т.д.;

- исполнение роли арбитра при решении спорных вопросов среди членов группы, мотивирует поведение людей, использует неформальные социальные санкции;

- служение примером, эталоном, моделью поведения для всех остальных членов группы, показывает, кем они должны быть и что они должны делать;

- выполнение роли символа группы;

- осуществление роли носителя ответственности, освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия;

- исполнение отеческой роли, является идеальным объектом для идентификации и выработки чувства преданности.

Среди основных факторов, определяющих возможность '"тать лидером неформальной организации, обычно выделяют: возраст, должностное положение, профессиональную компетентность, расположение рабочего места, отзывчивость и другие профессиональные и личностные качества.

 

8.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных