ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Групповая динамика, ее цели и фазы развития.Групповая динамика - это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей. Под групповой динамикой понимаются процессы образования ролевой структуры группы, руководства и лидерства, выработки совместных ценностей, норм и правил поведения, а также санкций за отступления от исполнения групповых норм, регулирования поведения членов группы (убеждение, давление, внушение, принуждение и т.д.), сплочения и кооперации, конфликтного взаимодействия. Все эти процессы обеспечивают развитие коллектива. Коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Обладает повышенной эффективностью в работе, координацией действий и установлением хороших деловых и личных взаимоотношений между ее членами. Целью групповой динамики является создание условий для эмоциональной вовлеченности участников, оптимальная структуризация группы и ролевое распределение членов группы, На работу группы оказывают влияние следующие факторы: 1) мотивация (то, чего ждут члены группы); 2) структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов 3) сложности коммуникации (когда кто-то остается непонятым); 4) ощущение принадлежности (не принадлежности) группы; 5) представление о цели (четкое или нечеткое) группы; 6) ответственность за результаты работы; 7) свобода деятельности (как условие успеха группы). Фазы развития группы. Выделяют следующие стадии развития группы: 1. Стадия формирования 2. Стадия психологической напряженности 3. Стадия нормализации 4. Стадия деятельности 1. Стадия формирования - начальная стадия развития группы. Члены группы испытывают такие чувства как стеснение, волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, опасение и беспокойство относительно будущей работы и способов взаимодействия с другими членами группы. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть рациональными. Они делают первоначальные, пробные шаги приспособления к группе, пытаются определить задачу и решить, как она будет выполнена. Пытаются определить, как вести себя в группе и как следует иметь дело с проблемами группы. Стараются повысить свою роль в решении стоящей задачи. Решают, какая информация нужна и как она должна быть собрана. Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности, они заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей, абстрактных концепций и проблем, признаков или вопросов, не имеющих отношение к задаче. Идет «светский разговор», фасадное общение, отказ от личностного самовыражения. 2. Стадия психологической напряженности - взаимное раскрытие (противоборство). Вероятно, это наиболее трудная стадия для команды. Если на первой фазе на передний план выдвигается взаимное изучение, то на второй - возрастает активное внимание к проблемам собственной группы и собственной ситуации. Люди понимают, что задача более трудная, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фанатичными. На данной стадии для членов группы характерно: - сопротивление выполнению задачи и новым подходам к - резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта; - продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда - оборонительность и соревновательность; - разбивка на фракции и выбор союзников; - борьба за лидерство; - установление нереалистических целей; - восприятие «иерархии»; - отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность. Члены группы познают, кто имеет сходное восприятие и аналогичные позиции, сближаются между собой; начинается критика методов и правил работы, преодоление предубеждений по отношению к определенным лицам; происходит столкновение мнений. Если на этой фазе удается изучить и принять во внимание слабые и сильные стороны членов группы, тогда появляется возможность узнать причины низких результатов работы и скорректировать дальнейшие действия. 3. Стадия нормализации - консенсус и кооперация. После того как группа во второй фазе решила межличностные проблемы, резко возрастает взаимное доверие сотрудников. Члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают группу, ее основные правила, или «нормы», роли в группе и индивидуальные особенности членов группы. Эмоциональный конфликт снижен, первоначально конкурентные отношения замещаются на более сотрудничающие. Стадия нормализации характеризуется следующими факторами: - принятие членства в группе; - появление конструктивного выражения критики; - взаимопомощь и направленность на выполнение работы; - попытка достичь гармонии, избегая конфликта; - более дружелюбное, доверительное отношение друг к другу, люди - ощущение принадлежности к группе, совместимости, общего духа и - установление и поддержание основных правил и «норм» группы. Группа становится более открытой и чувствует себя более свободной в том, чтобы отрицать либо принимать методы работы и способы действия. На этой фазе группа проявляет высокую степень прочности, все большее согласие устанавливается относительно целей работы и задач совместных действий. 4. Стадия деятельности - оптимальный коллектив. Внутреннее взаимодействие в группе характеризуется взаимной открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей ситуации соперничество уступает место кооперации. Эта стадия деятельности характеризуется следующими данными: - члены группы понимают личностные и групповые процессы, - конструктивное самоизменение; - удовлетворение продвижением группы; - работа с проблемами; - способность предвидеть и предотвращать проблемы; - группа важна для ее членов; - члены группы близко воспринимают все ее проблемы. Теперь группа действительно становится эффективной единицей организации и начинает производительно работать.
7. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|