Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Групповая динамика, ее цели и фазы развития.




Групповая динамика - это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Под групповой динамикой понимаются процессы образования ролевой структуры группы, руководства и лидерства, выработки совместных ценностей, норм и правил поведения, а также санкций за отступления от исполнения групповых норм, регулирования поведения членов группы (убеждение, давление, внушение, принуждение и т.д.), сплочения и кооперации, конфликтного взаимодействия. Все эти процессы обеспечивают развитие коллектива.

Коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Обладает повышенной эффективностью в работе, координацией действий и установлением хороших деловых и личных взаимоотношений между ее членами.

Целью групповой динамики является создание условий для эмоциональной вовлеченности участников, оптимальная структуризация группы и ролевое распределение членов группы,

На работу группы оказывают влияние следующие факторы:

1) мотивация (то, чего ждут члены группы);

2) структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов
группы и ее подгрупп);

3) сложности коммуникации (когда кто-то остается непонятым);

4) ощущение принадлежности (не принадлежности) группы;

5) представление о цели (четкое или нечеткое) группы;

6) ответственность за результаты работы;

7) свобода деятельности (как условие успеха группы).

Фазы развития группы.

Выделяют следующие стадии развития группы:

1. Стадия формирования

2. Стадия психологической напряженности

3. Стадия нормализации

4. Стадия деятельности

1. Стадия формирования - начальная стадия развития группы.

Члены группы испытывают такие чувства как стеснение, волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, опасение и беспокойство относительно будущей работы и способов взаимодействия с другими членами группы. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть рациональными. Они делают первоначальные, пробные шаги приспособления к группе, пытаются определить задачу и решить, как она будет выполнена. Пытаются определить, как вести себя в группе и как следует иметь дело с проблемами группы. Стараются повысить свою роль в решении стоящей задачи. Решают, какая информация нужна и как она должна быть собрана. Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности, они заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей, абстрактных концепций и проблем, признаков или вопросов, не имеющих отношение к задаче. Идет «светский разговор», фасадное общение, отказ от личностного самовыражения.

2. Стадия психологической напряженности - взаимное раскрытие (противоборство). Вероятно, это наиболее трудная стадия для команды. Если на первой фазе на передний план выдвигается взаимное изучение, то на второй - возрастает активное внимание к проблемам собственной группы и собственной ситуации. Люди понимают, что задача более трудная, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фанатичными. На данной стадии для членов группы характерно:

- сопротивление выполнению задачи и новым подходам к
совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);

- резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;

- продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда
они договариваются о конкретном результате;

- оборонительность и соревновательность;

- разбивка на фракции и выбор союзников;

- борьба за лидерство;

- установление нереалистических целей;

- восприятие «иерархии»;

- отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность. Члены группы познают, кто имеет сходное восприятие и аналогичные позиции, сближаются между собой; начинается критика методов и правил работы, преодоление предубеждений по отношению к определенным лицам; происходит столкновение мнений. Если на этой фазе удается изучить и принять во внимание слабые и сильные стороны членов группы, тогда появляется возможность узнать причины низких результатов работы и скорректировать дальнейшие действия.

3. Стадия нормализации - консенсус и кооперация.

После того как группа во второй фазе решила межличностные проблемы, резко возрастает взаимное доверие сотрудников. Члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают группу, ее основные правила, или «нормы», роли в группе и индивидуальные особенности членов группы. Эмоциональный конфликт снижен, первоначально конкурентные отношения замещаются на более сотрудничающие.

Стадия нормализации характеризуется следующими факторами:

- принятие членства в группе;

- появление конструктивного выражения критики;

- взаимопомощь и направленность на выполнение работы;

- попытка достичь гармонии, избегая конфликта;

- более дружелюбное, доверительное отношение друг к другу, люди
делятся личными проблемами;

- ощущение принадлежности к группе, совместимости, общего духа и
общих целей;

- установление и поддержание основных правил и «норм» группы.

Группа становится более открытой и чувствует себя более свободной в том, чтобы отрицать либо принимать методы работы и способы действия. На этой фазе группа проявляет высокую степень прочности, все большее согласие устанавливается относительно целей работы и задач совместных действий.

4. Стадия деятельности - оптимальный коллектив.

Внутреннее взаимодействие в группе характеризуется взаимной открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей ситуации соперничество уступает место кооперации. Эта стадия деятельности характеризуется следующими данными:

- члены группы понимают личностные и групповые процессы,
сильные и слабые стороны друг друга;

- конструктивное самоизменение;

- удовлетворение продвижением группы;

- работа с проблемами;

- способность предвидеть и предотвращать проблемы;

- группа важна для ее членов;

- члены группы близко воспринимают все ее проблемы.

Теперь группа действительно становится эффективной единицей организации и начинает производительно работать.

 

7.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных