Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бюджетные правоотношения




 

Нет особых бюджетных правоотношений, т.к. нет БП. (по аналогии с ФП). В советском праве понятие «правоотношения, возник в бюдж сфере» были шире, чем фин и бюдж правоотн.

 

№1.Доктринальные (Крохина Юлия Александровна):

 

-В зависимости от структуры бюджетной системы:

1.Отношения связанные с фед бюджетом

2.с регион бюджетом

3.с местным бюджетом

 

-В зависимости от федеративного устройства:

1.Вертикальные – между вышестоящими и нижестоящими публ-правовыми образованиями (между РФ и субъектами) Исключение: между РФ и закрытыми территориями (атомные станции).

2.Горизонтальные – между равными публ-пр образован (между субъектами РФ относительно друг друга или между МО)

 

-По кол-ву сторон:

1.Двусторонние (между бюджетом РФ и субъектов РФ)

2.Многосторонние

 

-По функциям:

1.Охранительные

2.Регулятивные

 

- По объекту правового регулирования:

1.имущественные и неимущественные,

2.отделимые и неотделимые от материального содержания бюджетные правоотношения.

 

-По характеру:

1.Материальные

2.Процессуальные

 

№2.Легальные (ст. 1 БК):

1- Отношения, возникающие между субъектами бюджетн правоотн в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, осуществления гос и мун заимствований, регулирования гос и мун долга;

Профессор Саттарова Нурия Альвановна предлагает отношения, связанные с гос заимствованием выделить в отдельную сферу, т.к. когда гос занимает в долг – нельзя сказать, что это явл доходом или расходом бюджета. + при займе есть расходы на обслуживание долга (на время хранения займа).

Профессор Тедеев Астамур Анатольевич предлагает изъять из БК такую группу отношений, которая связана с таким формированием доходов как уплата налогов, т.к. это следует регламентировать нормами адм, уг (конфискация) и гр права. НО бюджетное регулирование начинается с того момента, когда денежные средства становятся средствами определенного бюджета (с момента зачисления его на единый счет). Т.е. после момента изъятия денежных средств начинают действовать нормы БП.

2- отношения, связанные с бюджетным процессом (возникающие в процессе рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности)

3- отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.(профессор Болтнева)

Все эти отношения не могут длиться свыше срока, на который принимается бюджет. Их прекращение не исключает возникновения нового бюджетн правоотн между теми же субъектами.

 

Состав правоотношений:

А. Субъекты.

Круг их субъектов более узкий по сравнению с субъектным составом иных финансовых правоотношений.

1. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, МО);

2. Органы гос власти, местного самоупр (они могут уч от своего имени или представлять интересы публично-правового образования)

3. Гос, мун предприятия и учреждения. Предприятия уч в процессе, когда получают средства из бюджета: субсидии.

4. КО (главным образом ЦБ) – они вступают в процесс, когда он касается процедуры исполнения бюджета.

Сегодня можно говорить о наднациональных образованиях как субъектов бюджетных правоотношений (ЕС, ЕАЭС, Союз России и Белорусии). Наднациональный бюджет – бюджет наднационального образования, имеющий собственные доходные источники, бюджетный процесс которого осуществляется независимо от поведения государств-участников наднационального образования. Напр, ст. 20 Договора о «Евразийском экономическом союзе»: финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза.

!Граждане и некоммерческие организации не явл участниками бюджетного процесса и соотв бюджетного правоотношения. Они не имеют необходимых признаков, а их отношения с бюджетом опосредуются либо налоговым правом, либо др отраслями права

 

Признаки участников процесса (Наличие хотя бы одного из них достаточно для субъекта бюджетных правоотношений):

1.Они участвуют в формировании, распределении и контроле за доходами и расходами

2.Они являются участниками (сторонами) бюджетного процесса любой его стадии;

3.Они используют бюджетные средства (получают денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования (бюджетной ссуды).

 

Б. Объект.

Монистическая концепция – единый объект – поведение людей

!Плюралистическая концепция – два объекта: основный - поведение людей; факультативный объект: материальные и нематериальные блага: денежные средства бюджета, проекты законов о бюджете, документ бюджетной отчетности (как, напр, в ГП: вещи, права, рез интел деят).

 

Бюджетная правосубъектность:

1.Правоспособность – способность потенциально иметь права и обязанности

2.Дееспособность – способность их реализовывать.

Обе возникают одновременно с момента возникновения субъектов. За каждым из 4х групп субъектов стоят люди, по сути субъекты не существуют, тут следует говорить об удвоении.

Активная и пассивная правосубъектность - у одних субъектов наличие только прав, а у других только обязанности.

Активная - правосубъектность, которой наделяются субъекты власти. Пассивная - субъекты подчинения.

 

В. Содержание правоотношения.

Бюджетные права. Но не корректно использовать такое понятие в отношении гос органов, т.к. право мб только у ФЛ и ЮЛ, т.к. предполагается, что эти субъекты действуют в своих интересах, а гос орган действует в общих интересах.

Компетенция (лат-ведение) – совокупность полномочий; круг вопросов (сфера деятельности)

Полномочия – совокупность прав и обязанностей органов гос власти, местного самоупр.

-Точка зрения Ямпольского: существует единая правообязанность, т.е. невозможно разделить в чистом виде права и обязанности. Это обосновывается тем, что для органов власти права = обязанность.

-Точка зрения Лазарева Валерия Васильевича: есть права и обязанности, у них разные направления. Обязанности возникают у органа власти в отношении государства; права в отношении граждан.

Бюджетные права в большинстве случаев включают и обязанности. Например, право предоставить субсидию, ссуду.

Не все права и обязанности органа гос власти и местного самоупр относятся к его бюджетной компетенции. Например, органы могут выступать в гр отношениях, обладая правами и обязанностями, которые не относятся к бюджетной компетенции.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных