ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГОЛУБЬ - СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА
Всюду, где в человеческих поселениях остается свободное пространство, на улицах и площадях, во дворах и садах, живут домашние голуби. Они летают, прогуливаются и воркуют. На площади Сан-Марко в Венеции и вокруг колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне, в Тюильри в Париже и на Ратушной площади в Вене. Но и каждая порядочная крестьянская усадьба имеет свою голубятню, ее можно найти и на ярмарке в маленьком городке, и на площади каждой деревни. Так происходит не только в Европе, но и в Азии, Африке и Америке, всюду, где живут люди, где они обосновались надолго. Существует бесконечное многообразие пород домашних голубей, и они являются спутниками человека, по-видимому, уже многие тысячелетия. Их существование глубоко укоренилось в мифотворчестве, его можно проследить вплоть до истоков человеческого развития. В Ветхом Завете голубь появляется в связи с окончанием Всемирного Потопа; когда из воды показались первые вершины гор, и отлетел и прилетел ворон, выпустил Ной голубя; но он возвратился назад, ибо"... не нашел места покоя для ног своих...". И только спустя семь дней, когда вновь был послан голубь, он "возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него. " Несмотря на это, Ной помедлил еще семь дней и в третий раз выпустил голубя, который уже не возвратился к нему. "И открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. " Позже голубь появляется в Песне Песней и в Псалмах. "О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. " И дальше в песне Соломона: "Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лицо твое; дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лицо твое приятно. " Здесь голубица явлена как проникновенный символ той мировой души, которая как познающее понимание начинает сочетаться с бодрствующим "Я" человека. "Но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей." За этими словами можно почувствовать божественную Натуру. А в Псалмах можно прочесть: "... кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы" (54. 7); или "Когда оно лежит между плетней, то блестит как крыло голубя, мерцающее как серебро и золото. " Здесь подъем души вверх; души, вылетающей из земной нужды и печали. Голубь снова появляется у пророков. У Исайи можно прочесть: "Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь, уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня." (38. 14) А Иеремия говорит: "Оставьте города и живите на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда во входе в пещеру." (48. 28). Здесь голубь появляется как беглец, который возвращается из городов на скалы побережья, откуда он некогда прилетел к человеческим селениям. В религиях Ближнего Востока голубь был священной птицей. Он был особенно связан с вавилонской богиней Иштар, голубей приносили ей в жертву. Голуби были также посвящены культу богини Астарты. Голуби везли колесницу Афродиты, и благодаря голубю Венера Анадиомена вышла из яйца. В святилище Зевса в Додоне, в Северной Греции, голуби жили на священных дубах и, как оракулы, сообщали ответы на вопросы верующих. В финикийском языке для голубя и священника используется одно и тоже слово; в еврейском слово "голубь" такое же, как "священник" в арабском. И когда Геродот рассказывает, что однажды финикийцы прислали в Додону жрицу из Фив, то он мог иметь в виду как жрицу, так и голубицу, ведь слово было одно и то же. Подобным же образом жрицы Эфеса назывались пчелами, и пчелы почитались священными. Кроме того, известно, что в празднества, посвященные Адонису, в честь бога сжигали голубей, и что Эней был приведен голубями к Золотой Ветви. Из всех этих указаний можно увидеть, что род домашних голубей сопровождал человечество в его странствиях, что они почитались священными у людей из-за их жертвенного предназначения и были принадлежностью не только человеческих жилищ, но и храмов и святилищ мистерий.
Все домашние голуби произошли от одного-единственного вида, сизых голубей, Columbia livia. Он отличается от всех остальных видов своим образом жизни; ведь все дикие в действительность, подобная той, что описана для голубиного рода. Дикие лесные голуби - "туранцы", а "сизые" голуби, ставшие затем домашними - "иранцы". Если мы вспомним при этом о том, как в конце потопа Ной послал трех голубей, то перед нами образно встанет начало странствия человека на Восток; разделение на северную и южную группы представлено в разделении двух основных групп голубей. Да, вполне можно предполагать, что лесные голуби сопровождали туранское, а сизые - иранское человечество в продвижении с Востока на Запад. При этом сизые голуби были приручены, стали домашними и поселились у осевших иранцев как в "светских", так и в "священных" местах. Так род голубей глубоко связан с человеческим существованием. Оседлость иранцев пробудила в сопровождающих и живущих с ними домашних голубях особую черту: способность за сотни миль находить свое привычное место жительства. Многие птицы обладают такой способностью, но лишь тогда, когда они совершают свои долгие ежегодные перелеты. А голубь после небольшой выучки может совершать их в любое время. Уже в древности это привело к созданию голубиной почты, известной еще у египтян. При вступлении на престол Рамзеса III весть об этом была принесена голубями во все части Египта. Осажденные города использовали голубей-почтальонов для поддержания связи с внешним миром вплоть до начала нашего столетия, пока беспроволочный телеграф не оттеснил эти полеты в область предания. Но еще во время осады Парижа в войне 1870/71 гг. тысячи новостей вносились и выносились из города голубями. Эта передача вестей благодаря особому чувству родины, так глубоко укоренившемуся в голубях, что они находят обратный путь на огромном расстоянии, через ночь и совершенно неизвестные им края - очень примечательное свойство. С этим связана и их миролюбивая сущность, их кротость и часто упоминаемая семейственность. Из-за недостаточно определенных наблюдений трудно сказать, действительно ли голубиная пара из года в год неразрывно связана друг с другом. Но одно несомненно: среди всех птиц голуби обладают одной способностью, присущей только им. Они выкармливают птенцов похожим на молоко соком, вырабатываемым их телом; приблизительно также, как большинство млекопитающих, и прежде всего человек, голуби выкармливают новорожденных сначала собственной субстанцией, молоком. Только у голубей эту субстанцию образует не одна мать, а оба родителя - голубь, как и голубица, также вырабатывает этот молочный сок. Никакая другая птица не получила этой способности. Некоторые птицы также обладают тем органом, так называемым зобом, где образуется голубиное молоко, но только одни голуби могут его вырабатывать. Зоб - это значительное расширение пищевода, примерно там, где шея соединяется с грудью. У других птиц, а также и у голубей, он используется для того, чтобы собирать съеденную пищу или уже начинать ее слегка переваривать. У голубей в середине периода высиживания зоб начинает набухать и увеличиваться. Постепенно слой слизистой оболочки зоба становится таким толстым, что она начинает отслаиваться, и во внутреннем пространстве зоба эта клеточная масса постепенно растворяется и становится чем-то вроде беловатой кашицы; ей-то и кормят птенцов. Это "молоко" богато жирами и углеводами, и почти три недели оно служит единственной пищей голубятам; лишь после этого они будут в состоянии питаться семенами. Легко можно возразить, что здесь речь идет не о настоящем молоке, а просто народный язык назвал так эту субстанцию. Но против этого говорит один очень важный факт. Молоко млекопитающих и человека, образующееся в грудных железах, очень явно связано с неким гормоном, вырабатываемым в мозговом придатке гипофизе. Этот гормон, пролактин, обладает свойством очень сильно возбуждать образование молока; так что его приток делает молочные железы способными к выработке молока. Но это же вещество может воздействовать голуби живут в лесах, на деревьях, и их область обитания простирается по всей Земле, где она покрыта лесными участками. На севере за полярным кругом, там, где расстилается тундра, голубей нет. Их нет и в горах выше границы лесов. За исключением этого, вся земля - их дом. Известно более пятисот разновидностей. Одни только сизые голуби не нуждаются в лесе. Они живут на скалах и утесах, в разрушенных зданиях, так, как о них говорит пророк. В Европе их можно встретить на некоторых островах Британии. Так, они особенно многочисленны в графстве Донегал в Ирландии, населяют все западное побережье Шотландии, Гебриды, Оркнейские, Шетландские и Фарерские острова и маленький скалистый островок Ренезё недалеко от города Ставангера в Норвегии. Они живут на всех скалах и утесах Средиземного моря; в Греции, Италии и Испании, Франции и Северной Африке, населяют Палестину и Сирию, Малую Азию и Персию, достигая Индийских Гималаев. Если взглянуть на области их распространения, то обнаружится, что сизый голубь как бы придерживается путей странствий человека. От Индии через Персию к Малой Азии и дальше вдоль Средиземноморского побережья - всюду можно найти эту птицу. Так же в смене тысячелетий двигались с Востока на Запад и послеатлантические культуры. А сизые голуби, встречающиеся тут - очень часто бывшие домашние голуби, вернувшиеся из человеческих поселений к более свободной жизни. У Брема можно прочесть: "В Египте я видел их на скалистых стенах, около порогов у речных стремнин. В Индии они принадлежат к самым обычным и наиболее часто встречающимся птицам, птенцов высиживают в углублениях и нишах на скалах, насколько это возможно, около воды. Здесь, как и в Египте, они живут в полудиком состоянии и населяют все старые тихие здания, городские стены, пагоды, скальные храмы и подобные сооружения. " Из этого описания становится очевидным, что границы между сизым и домашними голубями подвижны, и что прирученные птицы могут легко переходить в дикое или полу-дикое состояние. Во всяком случае, все голуби делятся не на диких и домашних, а на живущих в лесах и на скалах и на переселившихся к людям. Рудольф Штайнер часто указывал на то, что после погружения Атлантиды двигавшееся на Восток человечество, разделившись, двумя большими потоками пересекло Европу и Азию. Позже, во времена древнеперсидской цивилизации, из этого возникли два различных, населяющих весьма обширные области народных образования: иранцы на юге, туранцы на севере. " Так возникла великая и важная полярность, относящаяся, может быть, к важнейшему в послеатлантическом развитии: полярность между более северными народами и иранцами. У иранцев развивалось страстное стремление включиться в происходящее вокруг них, осесть на одном месте, трудом завоевать то, что положено людям как людям и как человечеству, то есть посредством духовных сил человека действительно преобразовать природу. Тогда это было величайшее стремление человека. И, непосредственно гранича с ними, на север двигался тот народ, который вглядывался в духовный мир, который, так сказать, был "на ты" с духовными сущностями, но который не очень-то охотно работал, не стремился осесть на одном месте и не интересовался тем, чтобы развивать культурную работу в физическом мире. " Здесь перед нами полярность, подобная той, что описана для голубиного рода. Дикие лесные голуби - "туранцы", а "сизые" голуби, ставшие затем домашними - "иранцы". Если мы вспомним при этом о том, как в конце потопа Ной послал трех голубей, то перед нами образно встанет начало странствия человека на Восток; разделение на северную и южную группы представлено в разделении двух основных групп голубей. Да, вполне можно предполагать, что лесные голуби сопровождали туранское, а сизые - иранское человечество в продвижении с Востока на Запад. При этом сизые голуби были приручены, стали домашними и поселились у осевших иранцев как в "светских", так и в "священных" местах. Так род голубей глубоко связан с человеческим существованием. Оседлость иранцев пробудила в сопровождающих и живущих с ними домашних голубях особую черту: способность за сотни миль находить свое привычное место жительства. Многие птицы обладают такой способностью, но лишь тогда, когда они совершают свои долгие ежегодные перелеты. А голубь после небольшой выучки может совершать их в любое время. Уже в древности это привело к созданию голубиной почты, известной еще у египтян. При вступлении на престол Рамзеса ІІІ весть об этом была принесена голубями во все части Египта. Осажденные города использовали голубей-почтальонов для поддержания связи е внешним миром вплоть до начала нашего столетия, пока беспроволочный телеграф не оттеснил эти полеты в область предания. Но ещё во время осады Парижа в войне 1870/71 гг. тысячи новостей вносились и выносились из города голубями. Эта передача вестей благодаря особому чувству родины, так глубоко укоренившемуся в голубях, что они находят обратный путь на огромном расстоянии, через ночь и совершенно неизвестные им края - очень примечательное свойство. С этим связана и их миролюбивая сущность, их кротость и часто упоминаемая семейственность. Из-за недостаточно определенных наблюдений трудно сказать, действительно ли голубиная пара из года в год неразрывно связана друг с другом. Но одно несомненно: среди всех птиц голуби обладают одной способностью, присущей только им. Они выкармливают птенцов похожим на молоко соком, вырабатываемым их телом; приблизительно также, как большинство млекопитающих, и прежде всего человек, голуби выкармливают новорожденных сначала собственной субстанцией, молоком. Только у голубей эту субстанцию образует не одна мать, а оба родителя - голубь, как и голубица, также вырабатывает этот молочный сок. Никакая другая птица не получила этой способности. Некоторые птицы также обладают тем органом, так называемым зобом, где образуется голубиное молоко, но только одни голуби могут его вырабатывать. Зоб - это значительное расширение пищевода, примерно там, где шея соединяется с грудью. У других птиц, а также и у голубей, он используется для того, чтобы собирать съеденную пищу или уже начинать ее слегка переваривать. У голубей в середине периода высиживания зоб начинает набухать и увеличиваться. Постепенно слой слизистой оболочки зоба становится таким толстым, что она начинает отслаиваться, и во внутреннем пространстве зоба эта клеточная масса постепенно растворяется и становится чем-то вроде беловатой кашицы; ей-то и кормят птенцов. Это "молоко" богато жирами и углеводами, и почти три недели оно служит единственной пищей голубятам; лишь после этого они будут в состоянии питаться семенами. Легко можно возразить, что здесь речь идет не о настоящем молоке, а просто народный язык назвал так эту субстанцию. Но против этого говорит один очень важный факт. Молоко млекопитающих и человека, образующееся в грудных железах, очень явно связано с неким гормоном, вырабатываемым в мозговом придатке гипофизе. Этот гормон, пролактин, обладает свойством очень сильно возбуждать образование молока; так что его приток делает молочные железы способными к выработке молока. Но это же вещество может воздействовать отлетать и на голубиный зоб, побуждая его к образованию голубиного молока, и это происходит столь правильно и определенно, что это обстоятельство используется сейчас для количественного анализа на пролактин; образование голубиного молока под влиянием пролактина стало органическим тестом. Поэтому не может быть никакого сомнения в том, что голубиное молоко не только по названию, но и по сути является субстанцией, подобной молоку млекопитающих, это действительно "молоко". И можно предположить, что тесные семейные узы голубей, жизнь на одном месте, их миролюбие связаны с этим образованием молока. Здесь молодой голубь принимает чисто родовую пищу, которая гораздо сильнее привязывает его к гнезду и семье, чем это бывает у других птиц. Несколько недель птенцы получают немного родительской телесности, и благодаря этому образуется очень глубокая кровная связь со всем родом. Это молоко - как бы живая нить, которая внутреннейшим образом скрепляет в смене поколений существо рода. Поэтому-то так легко могут переходить друг в друга домашние и сизые голуби. В древности голубей называли "гостями богов". Места для гнезд чаще всего они выбирали на храмах и около святилищ мистерий. Всюду в Азии, Европе и Северной Африке, где находились храмы, их непременно окружали голуби. Серо-голубые и отливающие зеленым сизые голуби превратились постепенно в белых храмовых голубей, которые использовались для жертвоприношений в различных культах. Об этом говорится и в Новом Завете. Таким образом, голуби стали не только спутниками человека, но и почувствовали тягу к священнодействиям, которые могли устраивать люди. Они гнездились в священных рощах и населяли храмы мистерий. Голуби служили посланниками и переносили на большие расстояния вести, которые хотели сообщить друг другу люди; но они считались способными на это, поскольку воспринимались не только как гости, но и как "послании богов". И поскольку они несли вести от богов к людям, люди взяли их и для того, чтобы передавать вести друг другу. Однажды Рудольф Штайнер, рассказывая о задачах всего птичьего рода, указал на то, что космическим призванием птиц является одухотворение земной материи. "Когда однажды Земля подойдет к концу своего существования, можно будет сказать: эта земная материя одухотворена, и птичий род присутствовал среди всего земного хозяйства, чтобы возвратить одухотворенную земную материю в страну духа." Если это является общим делом птиц, то отдельные роды имеют отдельные задачи в плане перенесения специальных форм земной материи в царство духа. Не может ли случиться так, что у голубей здесь своя особая миссия? Они - спутники людских селений, и тем самым соучаствуют в наших зданиях и постройках. То есть они связаны с преобразованной человеком земной субстанцией. Ибо дерево, камни, глина и весь остальной используемый при строительстве материал изменен благодаря практической деятельности. Все эти строения пронизаны человеческим словом; внутри и вокруг домов и храмов, гробниц и дворцов звучит и соединяйтся с камнем человеческая речь. И голуби становятся теми посланниками, которые постепенно освобождают человеческое слово, бесконечно многообразными способами заключенное в материю, и снова приобщают его к духовной субстанции Вселенной. Все, что произнесли люди, чему они позволили выйти из своих уст, добро и зло в одеянии слова будет снова возвращено Вселенной благодаря деятельности голубей. Посланничество это только земное отражение истинной космической миссии голубей. Они - носители слова, и подготавливаются к этому е детства. Молоко, которое дают им отец и мать, включает их в эту совершающуюся работу. Ведь голубиный зоб расположен на том же месте, где и человеческая гортань; только в гортани образуется слово, а в зобу молоко.
Голуби
Молоко млекопитающих имеет совершенно определенную задачу; оно делает новорожденного способным правильно образовать костную субстанцию; ибо молоко - это не только общее питание, оно совершенно особо подготовляет к тому, чтобы овеществить скелет. Благодаря тому, что ребенок сосет молоко, он становится гражданином Земли; благодаря молоку минеральная основа его костей укрепляется и становится опорой его бытия. Молоко нужно голубям для того, чтобы скрепить их миссию в царстве человеческого слова. Но скелет и речь внутренне связаны друг с другом; ведь только человеческий род, чей скелет стал отражением всего мира, может говорить. Его голова круглая, как небо над ним, облик ребер подобен пути солнца и других планет, его ноги, как колонны, пронизаны земными силами. Это совершенство строения делает возмож-ным образование гортани, которая может стать колыбелью звучащего слова. Молоко человека, возникающее в грудных железах, дает субстанцию, на которой образуются кости, являющиеся отражением всего мира. Это материя, подчинившаяся космическим силам и служащая им. Только благодаря этому может прозвучать в человеке слово. Голубиное молоко, образующееся в области гортани, где у птиц зоб, способствует освобождению произнесенного слова, связанного с измененной человеческими руками материей. Голубь освобождает слово человека из гробницы материи. Человек и голубь становятся спутниками, которые вместе идут по Земле, чтобы стать служителями Слова. Поэтому и являются голуби "гостями богов". И поэтому в некоторых языках одним и тем же словом называются священник и голубь. Поэтому послал Ной из ковчега голубя, чтобы узнать, "окостенела" ли уже Земля, может ли ступить на нее нога человека. Поэтому, как поет о голубице Песнь Песней, "единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей". Голубь появился над головой Иисуса из Назарета, когда Иоанн крестил его в Иордане. Об этом Рудольф Штайнер говорит следующее: "В то время как при физическом воплощении духовное сходит из высших миров и соединяется с физическим, над головой Иисуса из Назарета в виде белого голубя появляется то, что в этом случае было пожертвовано для принятия Христова Духа. Появляется духовное в тот момент, когда оно отделилось от физического. И немного истины в словах, будто бы эта картина просто аллегория или символ. Это реальный ясновидческий духовный факт, действительно имевший место на астральном плане. Как физическое рождение - это вхождение духовного, так это рождение было жертвой, отдачей. Тем самым стало возможным, чтобы Дух, который "парил над водами" в начале нашего земного развития, соединился с трехчленной оболочкой Иисуса из Назарета и настолько пронизал ее, что она могла властвовать над телом вплоть до костной системы." Голубь появляется здесь как результат жертвы, благодаря которой Логос, "Дух, паривший над водами", смог войти в человеческое тело. Также и здесь голубь становится помощником "Слова". Логос пронизывает тело "вплоть до костной системы", вплоть до земной субстанции, которая подготовлена молоком. У священного места человеческого развития, при крещении в Иордане, открывается истинная сущность голубиной групповой души. Благодаря жертве она подготовила место, которое должно было занять само мировое Слово. До той поры она была гостем и посланцем Богов; но теперь она отказалась от своего места, чтобы на него вступил сам Логос. Может быть, с тех времен, как люди строили Вавилонскую башню и их древний язык разделился, голуби готовились к тому, чтобы вернуть расколотое и распавшееся человеческое Слово туда, откуда оно однажды пришло. Затем сам Логос пришел в земной мир и благодаря этому была исполнена задача голубей; их священничество свершилось, и их миссия была осуществлена. Сегодня голуби стали чем-то обычным. Храмы мистерий разрушены, и они живут на площадях и ярмарках как символ того, что слово извращено и обесценено. Как и некогда, они еще собирают слова, храня их и снова возвращая в духовный мир. Теперь они стали посланниками людей. Мы называем их голубями. Этимология не соотносит это слово с близким по написанию "taub" - глухой, застывший, бесплодный, но объясняет его как подражание голубиному крику. Но как бы то ни было, голуби сегодня - что-то вроде юродивых, ведь их истинная природа и сущность не могут быть больше узнаны. Но в будущем их свет засияет вновь и будет светить там, где жертва и преданное служение значат больше, чем господствующий блеск. Слово, которое говорит Судия: "Я был наг и вы одели меня", - сказано голубиному времени. Они вернули свой долг, службу Слову, Тому, Кто как Логос вошел в Свои владения; голуби приняли Его. ВОРОБЬИ ЗЕМЛИ
Воробьи О ЖИЗНИ ВОРОБЬЕВ У них много имен, ведь всюду, где бы ни жили и. ни селились люди - везде дом воробья. Его называют домовым, дворовым, дымовым воробьем, воришкой, а также домашним и навозным зябликом. В этих именах звучит как симпатия, так и легкое пренебрежение, с каким смотрят на него люди. Немногие действительно дружелюбны к нему. Его воспринимают, как нечто привычное: еще думать о каких-то воробьях!? Они так многочисленны, знакомы и привычны, что их едва замечают, И все же они - наши спутники, и селятся там, где обосновались мы, люди. Нет ни одного деревенского дома, ни села, ни ярмарочной площади или пригородной улицы, которые не имели бы своих воробьев. И чем больше людей живет в одном месте, тем громче там возится воробьиная мелюзга. Они "дома" в центре больших городов, на асфальтовых улицах, в сквериках, садах и маленьких парках. Это одна из характернейших и примечательных черт их жизни: там, где толкаются люди, где играют дети, грохочут повозки и обнимаются влюбленные, где жизнь и смерть постоянно протягивают друг другу руки - там же щебечут и воробьи. Они небольшого росточка и неприметной расцветки. Оперенье серое, почти пепельное. Вокруг глаз и клюва оно немножко темнее, от глаз по обеим сторонам головы к затылку идут буроватые полоски. Крылья вверху коричневые и темные, внизу почти черно-коричневые. Ничего желтого и красного, ничего голубого, только несколько белых пятен украшают маленькую птичку. Она действительно "обыкновенная", без особых примет. Но если узнаешь ее поближе и сдружишься с ее обликом, привычками и особенностями, с ее привязанностями и поступками, тогда она становится милой, очень дружелюбной и привлекательной. Ибо воробей знает жизнь и требует от нее не больше, чем ему позволяют обстоятельства. Своим гнездом он владеет один - здесь никто не может идти ему наперекор. Но он не имеет ничего против, если другой воробей строит рядом свой домик. Муж и жена верны друг другу и живут вместе - если доживают - часто долгие годы; ведь они остаются у гнезда, которое сами себе устроили или нашли. Гнездо - это родина, уверенность и собственность. Так же сильно, как и собственное гнездо, они любят прогулки и путешествия в обществе других воробьев. Редко увидишь одного воробья. Где бы они ни были, они всегда появляются стайкой. Они так похожи друг на друга, что трудно их различить. И их игры, реакция, движения также почти одинаковы. Они охотно спорят, болтают друг с другом, прыгают, валяются в песке и уличной пыли, скачут по лестницам и неожиданно взлетают назад к гнезду, чтобы тут же снова встретиться со своими братьями и сестрами. Столь же обыденно, подстать расцветке, проходит и вся их птичья жизнь. Они не совершают никаких "больших скачков". Они умеют чирикать и немножко щебетать, но петь им не дано. Их пение не поднимается над обычной повседневностью. Домовые воробьи не совершают никаких больших странствий. Осенью они остаются у своих гнезд; беспокойство и лихорадка перелета им чужды. В начале августа или чуть позже они отправляются - всегда вдвоем - на каникулы; не очень далеко от дома, но все же на несколько недель "за город". Чаще всего на зреющие поблизости хлебные поля, лежащие не слишком далеко от города, в котором они живут... Летним домиком им становится живая изгородь, окружающая иоле - там они играют, едят, купаются и снят. На несколько дней пара возвращается к гнездо - посмотреть, все ли в порядке, но скоро снова появляется на поле. Если гостей слишком много, то крестьянину стоит немало труда собрать весь урожай, ведь летний аппетит нешуточный, и воробей способен есть не отрываясь... Если же зерна уродилось мало, то поедаются жуки, саранча, гусеницы и червяки. Но мясную пищу любят только самые молодые воробьи, взрослые же предпочитают зерно и семена. Когда приходит осень, все снова прилетают в город. Гнездо уже ждет, оно заново выложено и утеплено к зиме. Редко в это время бывают свадьбы и высиживание яиц. Только в совсем теплые осенние недели случается еще одна "весна любви". Но птенцы при этом почти никогда не появляются. Воробьи, если ничего не случается, могут жить долго. Их средняя продолжительность жизни от семи до восьми лет, некоторые доживают до одиннадцати-двенадцати. Но гнездо переживает воробья. Он строит его не только для себя, но и для следующих поколений; не только для своих собственных детей, но и для других самок и самцов, находящих друг друга, когда один из супругов умирает. Это вечная кадриль жизни, в которой поколения соприкасаются и протягивают друг другу руки. Но центр - это гнездо, земной дом воробья. Эти птицы, поселившиеся в жизненном пространстве людей и нашедшие себе нечто на Земле, годы и даже десятилетия живут в сменяющемся единстве, центр которого - это гнезда, вокруг которых все вертится. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|