Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стили управления. Их преимущества, недостатки и области применения.




Определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.

В теории и практике управления выделяют, как правило, три стиля управления:

1. Автократический (авторитарный).

2. Демократический.

3. Либеральный.

Дадим характеристику каждого стиля, условия его применения, пре­имущества и недостатки.

Автократический стиль

Автократический стиль — это жесткий стиль управления армей­ского типа. Действительно, его можно охарактеризовать почти цитатой из устава армии: приказ начальника — закон для подчиненных, приказ не обсуждается, и он должен быть выполнен беспрекословно, точно в срок. Руководитель-автократ принимает единоличные решения без сове­тов с подчиненными и спускает их по нисходящей вертикали.

Преимущества авторитарного стиля:

1. Малые затраты времени на выработку и принятие решений, по­скольку никакого обсуждения на этапе их подготовки не происходит (быстрота принятия решения).

2. Достаточно высокая точность и быстрота исполнения решений, вследствие жесткого контроля (прессинга) со стороны руководителя и его контрольного аппарата (точность исполнения решений).

3. Возможность быстрого воздействия (реагирования) на поведение объекта управления, что является важным моментом при быстроизменяющейся, главным образом, внешней обстановке.

Недостатки авторитарного стиля:

1. Большая вероятность принятия ошибочных решений из-за неучета мнений подчиненных и других издержек информационного и вре­менного порядка. К последним относятся, например, слабость информа­ционной базы в количественном и качественном аспектах и недостаток времени на обработку информации. Нельзя не учитывать влияния на ошибочность решений и субъективизма самого руководителя.

2. Большие затраты на контрольный аппарат, следящий за исполне­нием решения.

3. Большая вероятность возникновения явления фрустрации, под ко­торой понимается сознательный уход подчиненных от принятия решений даже по тем вопросам, по которым руководитель-автократ предос­тавляет им право действовать самостоятельно.

Область применения авторитарного стиля:

1. Кризисные или критические ситуации: аварии, стихийные бедст­вия, внезапно быстрое изменение ситуации во внешнем окружении предприятия. Во всех этих случаях промедление с принятием решения может принести несравненно больший ущерб, чем возможность приня­тия не лучшего решения.

2. В слабоорганизованных объектах управления, находящихся в та­ком состоянии достаточно длительный период. Автократизм здесь дос­таточно эффективен до момента приобретения объектом управления организационной стройности. Дальнейшее же использование автократи­ческого стиля может привести к напряженности во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, проявляемой, в том числе и через выше­указанное явление фрустрации.

Демократический стиль

Демократический стиль характерен предоставлением подчинен­ным больших прав в области разработки и принятии решений. Причем по целому ряду решений, не определяющих стратегический курс пред­приятия, подчиненным предоставляется полное право действовать само­стоятельно. Руководитель здесь исходит из принципа наиболее глубоко­го разделения труда в управлении, как по функциональному, так и ква­лификационному признакам. Но при этом важно подчеркнуть, что, если руководитель считает позицию подчиненных ошибочной и уверен, что его оценка верна, то он должен принять единоличное решение по авто­кратическому образцу. Это исходит из принципа единоличной ответст­венности руководителя за результаты деятельности объекта управления.

Преимущества демократического стиля:

1. Меньшая вероятность принятия ошибочных решений, так как они вырабатываются коллегиально.

2. Большая удовлетворенность подчиненных своим трудом, а следо­вательно, и их большая эффективность деятельности.

3. Меньшие затраты на контроль исполнения принятых решений, поскольку подчиненные, принимая участие в разработке решений, как бы заранее принимают на себя обязанность выполнять их, если последние дойдут до стадии реализации.

Недостаток демократического стиля: большие затраты времени на выработку и принятие решения.

Область применения демократического стиля:

1. Достаточно развитые в квалификационно-интеллектуальном ас­пекте коллективы с высоким уровнем организации.

2. Стабильный процесс производства, подвергаемый лишь локаль­ным изменениям, не изменяющих его основного содержания.

3. Относительно слабое влияние на объект управления изменений, происходящих во внешнем окружении (среде).

Либеральный стиль:

Либеральный стиль управления отличается предоставлением под­чиненным очень широких прав в выработке, принятии и исполнении решений, причем иногда не только оперативно-технического, но и пер­спективно-стратегического характера.

Преимущества либерального стиля:

1. Возможность полного раскрытия подчиненными своих потенци­альных способностей во всех областях, непосредственно связанных с деятельностью объекта управления.

2. Очень высокая степень удовлетворенности подчиненных своим трудом.

3. Очень малые затраты на контроль деятельности подчиненных.

Недостатки либерального стиля:

1. Очень высокая вероятность возникновения в объекте управления дезинтеграционных тенденций, если отсутствует или слабо проработана общая объединяющая идея.

2. Большая вероятность снижения производственных показателей и распада коллектива, если исчезают или отсутствуют факторы, способствующие применению либерального стиля.

Область применения либерального стиля:

1. Высокоразвитые в квалификационно-интеллектуальном и организационно-культурном отношениях коллективы с высокой степенью разделения труда практически одинаковой сложности в квалификационном аспекте. Обычно это научно-исследовательские или опытно-конструкторские организации, где ученые или разработчики узко спе­циализируются в исполнении какой-либо части общего проекта или общей научной темы. В этих случаях роль руководителя сводится к ко­ординации деятельности групп ученых и специалистов в рамках достижения общей цели и в недопущении возникновения "узких" мест (отставания) отдельных групп от общего темпа работ.

2. Отдельные локальные ситуации в любых коллективах, когда ли­беральный подход к решению проблем является наиболее эффективным. Например, достаточно мягкое наказание подчиненного, случайно допус­тившего то или иное упущение в работе.

В современных взглядах на управление приоритет принадлежит си­туационному фактору. Это значит, что руководитель должен в своей практической деятельности применять тот стиль управления, который даст наибольший эффект (быстрее приведет к цели) в конкретно сло­жившихся условиях. Выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Отсюда ясно, что руководитель любого иерархиче­ского уровня должен уметь пользоваться всеми стилями управления. Он должен знать их сильные и слабые стороны, условия и границы пра­вильного применения каждого стиля.

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных