Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭТОТ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ВОСТОК 2 страница




Под «ложным перемирием», возможно, следует понимать Восельское перемирие между Генрихом II и Карлом V, заключенное в феврале 1556 года и нарушенное уже осенью; перемирие признавало завоевания обеих сторон (в том числе и в отношении того, что касалось бургундских земель). «Великий герцог Армении» здесь – турецкий султан и вообще восточный правитель. Предрекаются новое вторжение Турции в германские земли и осада Вены, а также атака на Кельн. Весь катрен представляет собой контаминацию пассажей из двух разделов «Чудесной книги». Первый, так называемое «Пророчество Тибуртинской Сивиллы», гласит: «Армяне, продолжая свои грабежи, выдвинутся со стороны Востока и вступят в войну с римлянами». Второе, приписанное святой Бригитте, сообщает: «Католики более не услышат ничего о турецком императоре, однако германские принцы не найдут согласия с Орлом (германским императором. – А.П.), и между ними вспыхнут междоусобные войны. Тогда объявится наследник Доглосия, пятнадцатый император, который опустошит Польшу, Мисию, Азию и [область реки] Прут. Он войдет в Пикардию (Северную Францию. – А.П.), Брабант и Фландрию и найдет смерть вблизи золотого яблока Агриппины (Colonia Agrippina, Кельн. – А.П.), как предсказал Мерлин. Запечатлейте это в ваших сердцах, о верные!»

Нострадамус хочет сказать примерно следующее: пока монархи воюют за передел бургундских земель, турецкий султан Сулейман готовит удар по Германии. В 1529 году он действительно осаждал Вену и вторгался в германские земли; до Кельна он не дошел, но Нострадамус всего лишь повторяет старое пророчество. Сулейман I Кануни, однако, умер в 1566 году, через два месяца после кончины Нострадамуса. Новая осада турками Вены имела место в 1583 году и также оказалась безуспешной.

В катрене 5—55 предсказано появление завоевателя, который отвоюет у христиан Геную и Гранаду, а также потревожит Испанию:

 

De la felice Arabie contrade,

Naistra puissant de loy Mahometique:

Vexer l'Espaigne conquester la Grenade,

Et plus par mer a la gent lygustique.

 

В стране Плодородной Аравии

Родится могущественный в магометанском законе.

Изнурит Испанию, покорит Гранаду,

А потом, через море, – лигуров.

 

Плодородная (Счастливая) Аравия – историческая область на юге Аравийского полуострова, нынешние Йемен и Оман. Во времена Халифата, в X–XI веках, генуэзское побережье действительно было завоевано арабами, а сам город – разрушен.

В катрене 6—54 Османская империя захватывает Марокко:

 

Au poinct du jour au second chant du coq,

Ceulx de Tunes, de Fez & de Bugie:

Par les Arabes captif le Roy Maroq,

L'an mil six cens & sept, de Liturgie.

 

На заре, при втором крике петуха,

Людьми Туниса, Феса и Бужи,

Арабами пленен царь Марокко,

В году от литургии 1607-й.

 

Тунис принадлежал Испании в 1535–1570 годах. Бужи (ныне Беджайя) – портовый город на севере Алжира, с 1509 года находившийся под властью Испании. В 1555 году он был отбит алжирскими пиратами и стал их важной базой. Фес в то время был столицей Марокко. В 1557 году, ровно за 50 лет до указанной в катрене даты, правитель Марокко Мохаммед аль-Махди был убит алжирским пашой в ходе операций, проводимых турками в Магрибе, в частности против Феса и Бужи. С захватом Марокко турки могли бы блокировать Гибралтар и запереть Средиземное море. Однако присоединить эту страну к своим владениям им так и не удалось.

Астрологически упоминание 1607 года могло быть обусловлено тем, что 26 февраля (по новому стилю) произошло полное солнечное затмение, хорошо видимое в Северной Африке – в частности, в перечисленных Нострадамусом городах. Затмение происходило в начале дня, «на заре». Согласно астрологическим законам, наибольшее влияние затмения оказывают в местностях, откуда их можно наблюдать. Воздействие затмений традиционно считается неблагоприятным.

В катрене 6—80 берберийские пираты вторгаются в Европу, в то время как турецкий султан теснит персов и христиан:

 

De Fez le regne parviendra a ceulx d'Europe,

Feu leur cite, & lame trenchera:

Le grand d'Asie terre & mer a grand troupe,

Que bleux, pers, croix, a mort deschassera.

 

От Феса царство достигнет европейцев,

Их города в огне, клинок будет рубить.

еликий из Азии по суше и по морю [приведет] большое войско,

Которое загонит синих персов [и] крест до смерти.

 

Последнюю строку можно понять и так, что «крест» (то есть христиан, европейцев) «загонят до смерти» персы, вступившие с турками в союз. Возможно и другое прочтение: крест загонит и персов, и турецкое войско. Это классический пример оракульной двусмысленности, часто используемой Нострадамусом.

В катрене 10–31 измаильтяне («сыны Измаила», мусульмане-арабы) проникают в германские земли и в Карманию, область между Ираном и Персидским заливом, закапывая заживо иранских воинов:

 

Le saint empire viendra en Germanie,

Ismaelites trouveront lieux ouverts.

Anes vouldront aussi la Carmanie,

Les soustenens de terre tous converts.

 

Священная империя придет в Германию,

Измаильтяне найдут открытые места.

Ослы также захотят Карманию,

Все защитники засыпаны землей.

 

В катрене 5—73 будущее Европы обрисовано в совершенно удручающем виде:

 

Persecutee sera de Dieu l`eglise,

Et les sainctz temples seront expoliez:

'enfant la mere mettra nud en chemise,

Seront Arabes aux Polons raliez.

 

Божья Церковь подвергнется преследованиям,

И священные храмы будут разграблены.

Мать завернет голого ребенка в рубашку.

Арабы вступят в союз с поляками.

 

Эскалация реформационного движения сочетается здесь с парадоксальным на первый взгляд союзом Польши и турок. Однако в Европе XVI века такой альянс отнюдь не казался странным и тем более невозможным. Польше действительно угрожали турецкие войска, и ее осторожное лавирование между Западом и Османской империей неоднократно вызывало подозрения о сговоре Речи Посполитой с мусульманами. После захвата Венгрии турками в 1526 году австрийские Габсбурги и польские Ягеллоны возлагали друг на друга вину за неоказание помощи королю Лайошу II; это было темой одной из самых болезненных дискуссий в Европе того времени.

В катрене 9—90 полководец Священной Римской империи сдается турецкому султану:

 

Un capitaine de la grand Germanie

Se viendra rendre par simule secours

Un Roy des roys ayde de Pannonie,

Que sa revolte fera de sang grand cours.

 

Полководец [из] Великой Германии

Сдастся под предлогом подмоги

Царю царей при поддержке Паннонии,

Так что его бунт произведет великое кровопролитие.

 

Строго говоря, интрига этого катрена не ясна до конца; значение глагола se rendre – не только «сдаваться», но и «отправляться», «предстать перед кем-либо». Во Франции к тому же «королем королей» именовали преимущественно французского монарха. Однако присутствие здесь Венгрии, большая часть которой в XVI веке была оккупирована турками, свидетельствует в пользу приведенного варианта прочтения.

В катрене 9—94 турецкая армия через Восточную Германию выходит на берег Балтийского моря:

 

Faibles galleres seront unies ensemble

Ennemis faux le plus fort en rampart:

Faible assallies Vratislave tremble,

Lubecq & Mysne tiendront barbare part.

 

Слабые галеры объединятся.

Злые враги, сильнейший – на линии обороны.

Слабые атакованы, содрогнется Вратислав,

Любек и Мейсен примут сторону варваров.

 

Любек – вольный имперский город на берегу Балтийского моря; Мейсен – город в Саксонии на реке Эльбе. Вратислав (лат.: Wratislavia) – не Братислава, как можно подумать, а старое название нынешнего польского города Вроцлав, который под немецким названием Бреслау входил в состав Священной Римской империи, находясь на восточном ее рубеже.

В катрене 10–61 Нострадамус использует малоизвестные восточноевропейские топонимы:

 

Betta, Vienne, Emorre, Sacarbance,

Voudront livrer aux Barbares Pannone:

Par picque & feu, enorme violance,

Les conjurez descouvers par matrone.

 

Бетта, Вена, Эмона, Скарабанция

Пожелают сдать варварам Паннонию;

От свары и огня огромная жестокость.

Заговорщики раскрыты матроной.

 

Бетта на Драве, в Штирии – один из «неуловимых» городов Нострадамуса, идентифицированных лишь в начале XXI века. Во времена Нострадамуса написание этого названия варьировалось в очень широких пределах: Betta, Bettaw, Pettaw, Pettau, Petovio. Ныне она именуется Птуем – это древнейший город Словении, известный с римских времен. Эмону (лат.: Еmоnе, Аеmоnа, Еmаnа, у Нострадамуса – Еmоrrе, явная опечатка) идентифицировать проще. Так называлось древнеримское поселение, на месте которого позднее выросла Любляна, ныне столица Словении (тогдашнее название – Лайбах). Скарабанция – римское название современного города Шопрон в Венгрии. В XVI веке все эти населенные пункты оставались в составе владений австрийских Габсбургов. Катрен предсказывает, что приграничные дунайские области примут сторону Турции, однако их заговор будет разоблачен некоей замужней дамой (матроной).

В следующем катрене, 10–62, турки продолжают наступление в славянских областях и исламизируют местное население:

 

Pres de Sorbin pour assallir Ongrie,

L'heroult de Bude les viendra advertir:

Chef Bizantin, Sallon de Sclavonie,

A loy d'Arabes les viendra convertir.

 

Близ Сорбии [соберутся], чтобы атаковать Венгрию,

Герольд из Буды известит их.

Византийский вождь славонскую Салону

Обратит в арабский закон.

 

Под «Сорбией» понимается либо Сербия (к моменту написания «Пророчеств» она уже была захвачена турками), либо собственно Сорбия (Лужица или Сорбская марка) – область в юго-восточной Германии близ Дрездена. В Сорбии до сих пор проживает славянский микронарод – лужицкие сербы (сорбы, лужичане). В XVI веке Сорбия пребывала в составе Чешского королевства под властью австрийских Габсбургов. Буда – историческая часть Будапешта на правом берегу Дуная; в XVI веке она и левобережный Пешт были еще отдельными городами. Под «византийским вождем» следует понимать султана. «Славонская Салона» – далматинский город Сплит, в 1527 году захваченный турками у Венеции. Постоянные сражения в Центральной Европе (Австрия, Далмация и Венгрия) и исламизация оккупированной турками части Балкан – исторические реалии первой половины XVI века.

В катрене 5—68 Франция спасает Европу от мусульманского нашествия:

 

Dans le Dannube & du Rin viendra boire,

Le grand Chameau ne s'en repentira:

Trembler du Rosne & plus fort ceulx de loire:

Et pres des Alpes coq le ru`i'nera.

 

На Дунае и из Рейна напьется

Великий Верблюд, [и] не раскается в этом.

Содрогнется Рона и более сильные с Луары,

А близ Альп Петух его погубит.

 

Магометане без особых усилий захватят Центральную и Западную Европу, но в Альпах Франция («Петух») прервет их победное шествие.

В катрене 5—69 древний монарх-спаситель приходит на помощь потомкам:

 

Plus ne sera le grand en faulx sommeil,

L'inquietude viendra prendre repoz:

Dresser phalange d'or, azur, & vermeil,

Subjuguer Affrique la ronger jusques aux oz.

 

Великий более не пребудет в ложном сне.

Беспокойство отправится на покой.

Потрясая фалангой из золота, лазурита, вермеля,

Подчинит Африку, обглодает ее до костей.

 

Здесь пересказывается христианская эсхатологическая легенда, распространенная как на Западе, так и на Востоке. Согласно западному ее варианту, Карл Великий не мертв, он спит где-то в Шварцвальде, дожидаясь часа, когда он воспрянет ото сна, чтобы возглавить новый крестовый поход против «неверных». Восточное христианство также испытало влияние этой легенды. Например, в «Слове Мефодия Патарского о царстве народов и последних временах» (XI) говорится: «Тогда внезапно восстанет на них (арабов. – А. П.) царь Эллинский, то есть Римский, с яростью великой. Пробудится как человек, вставший ото сна, как бы [от] возлияний. О нем думали люди, что он мертвый и ни на что не годен». У Нострадамуса воскресший правитель, потрясая императорским скипетром, отправит войска на покорение мусульманской Африки.

В катрене 6—49 описан успешный крестовый поход на дунайские земли, находящиеся во власти турецкого султана:

 

De la partie de Maimer grand Pontife,

Subjuguera les confins du Dannube:

Chasser les croix par fer raffe ne riffe,

Captifz, or, bagues plus de cent mille rubes.

 

Со стороны Маммера великий понтифик

Покорит пределы Дуная,

Крест[оносц]ы охотятся, от стали – полное разграбление,

Пленные, золото, сокровищ более чем на 100 000 рубов [веса].

 

Неясно, что такое «Маммер»; возможно, это искаженное немецкое название реки Неман – Memel. В те времена рассматривались вполне осуществимые планы удара по туркам с севера, со стороны Немана – его должны были нанести объединенные силы Польши и немецких княжеств. Руб – старинная мера веса в 25 ливров (около 50 килограммов); 100 тысяч рубов = 4,530 тонны.

В катрене 3—61 описывается еще один крестовый поход – на этот раз в Месопотамию:

 

La grande bande & secte crucigere

Se dressera en Mesopotamie:

Du proche fleuve compaignie legiere,

Que telle loy tiendra pour ennemie.

 

Большое войско и секта крестоносцев

Утвердится в Междуречье.

[Будет] легкий эскадрон от ближайшей реки,

Который этот закон сочтет вражеским.

 

Впечатляющие детали последнего крестового похода описаны в катрене 5—70:

 

Des regions subjectes a la Balance,

Feront troubler les monts par grande guerre:

Captif tout sexe deu, & tout bisance,

Qu'on criera a l'aulbe terre a terre.

 

Края, подчиненные Весам,

Заставят горы содрогнуться из-за большой войны.

Порабощены пленники обоих полов и вся Византия,

О чем на рассвете будут кричать от земли к земле.

 

«Края, подчиненные Весам» – Запад вообще, Испания или Италия. Армия Запада здесь вторгается в Малую Азию.

В катрене 10–95 Испания завершает свой «личный» крестовый поход на Юг:

 

Dans les Espaignes viendra Roy trespuissant,

Par mer & terre subjugant or midy,

Ce mal fera rabaissant le croissant,

Baisser les aesles a ceux du vendredy.

 

В испанских землях явится могущественнейший король,

Морем и сушей покоряя Юг.

Это несчастье, вновь принижая Полумесяц, заставит

Опустить крылья людей пятницы.

 

Таким образом, Испания подчинит Средиземноморский бассейн, что ослабит «людей пятницы» (мусульман), но также поставит под угрозу амбиции Генриха II («Полумесяц»). Действительно, интересы Франции и Османской империи смыкались; этим был вызван франко-турецкий альянс, сдерживающий Габсбургов на Юге Европы.

В катрене 6—85 французы в союзе с португальцами высаживаются на юго-востоке Малой Азии, в Тарсе:

 

La grand cite de Tharse par Gaulois,

Sera destruicte, captifz tous a Turban:

Secours par mer du grand Portugalois,

Premier d'este le jour du sacre Urban.

 

Большой город Tape галлами

Будет разрушен, все в чалмах пленены.

От великого португальца [придет] помощь по морю

В первый день лета, посвященный святому Урбану.

 

День святого Урбана праздновался 25 мая по юлианскому календарю.

В катрене 5—78 два могущественных европейских союзника наносят сокрушительный удар по «варварам», и католичество – барка Святого Петра – торжествует:

 

Les deux unys ne tiendront longuement,

Et dans treze ans au Barbare satrappe:

Aux deux costes seront tel perdement,

Qu'on benira la barque & sa cappe.

 

Двое объединенных недолго будут удерживаться,

И через 13 лет варварскому сатрапу

С двух сторон нанесут такой урон,

Что благословят лодку и ее мантию.

 

В катрене 3—97 на мусульманские территории приходит другая религия (по-видимому, христианство):

 

Nouvelle loy terre neufve occuper

Vers la Syrie, Judee, & Palestine:

Le grand empire barbare cornier,

Avant que Phebes son siecle determine.

 

Новый закон воцарится в новой земле

К Сирии, Иудее и Палестине.

еликая варварская империя обрушится

Прежде, чем Феба завершит свой век.

 

Феба – Луна, сестра Феба-Аполлона, бога Солнца. Таким образом, события, описанные в катрене, должны произойти до окончания цикла Луны (1888 год). «Великая варварская империя» – османская Турция. Нострадамус предсказывает падение Османской империи и вычленение из ее состава Святой земли. Следует отметить, что он ошибся лишь на 30 лет – в 1918 году империя распалась под натиском Антанты, и Сирия с Палестиной стали колониями европейских держав (что при желании также можно считать «новым законом»).

В катрене 9—43, однако, крестоносцы оказываются разгромлены:

 

Proche a descendre l`armee Crucigere

Sera guettee par les Ismaёlites

De tous cottez batus par nef Raviere,

Prompt assaillis de dix galeres eslites.

 

Готовая к высадке крестоносная армия

Попадет в ловушку измаильтян.

Со всех сторон побиты парусниками,

Мгновенно атакованные десятью отборными галерами.

 

Судьба пленных крестоносцев незавидна, как следует из катрена 9—62:

 

Au grand de Cheramon agora

Seront croisez par ranc tous attachez,

Le pertinax Oppi, & Mandragora,

Raugon d'Octobre le tiers seront lascрez.

 

На большом […] в Керамонагоре

Будут в шеренгу построены все крестоносцы.

Стойкий опий и мандрагора,

Октябрьский «Рогон», третьего, будут выпущены.

 

В первой строке не хватает двух слогов; скорее всего, выпало слово marche, «рынок». Керамонагора, по-гречески «Гончарный рынок» – античный город в Мисии, северо-западной части Малой Азии. Опий – высушенный млечный сок незрелых семенных маковых коробочек, морфинсодержащий наркотик. В XVI веке он считался действенным лекарством. В турецкой армии опий давали солдатам для поднятия боевого духа, а капитаны раздавали его морякам при приближении бури. Мандрагора – растение семейства пасленовых, с клубневидными корнями, содержащими алкалоиды, которым приписывалась магическая сила; они использовались в качестве возбудителя сексуального желания (Нострадамус в своем сборнике рецептов приводил рецепт афродизиака из мандрагоры). В реальности же мандрагора – опаснейшее ядовитое растение, способное вызвать смертельное отравление из-за содержащегося в ней атропина. В небольших дозах вызывает спячку и сонливость, судороги, измененное состояние сознания (слуховые и зрительные галлюцинации), длительное ухудшение зрения. Известно, что на Востоке отваром мандрагоры поили пленников, чтобы подавить в них сопротивление. «Рогон» – неидентифицированный топоним или прозвище. Судя по всему, в катрене идет речь о торговле на рынке пленными крестоносцами – и их последующем освобождении.

 

6-7

Norneigre & Dace, & l'isle Britannique,

Par les unis freres seront vexees:

Le chef Romain issu de sang Gallique,

Et les copies aux forestz repoulsees.

 

Норнегрия с Дакией и Британский остров

Будут терзаемы объединившимися братьями, —

Римский вождь галльской крови, —

И войска вновь отброшены в леса.

 

Разными комментаторами предлагались разные толкования этого катрена. Странный топоним Norneigre они переводят как «Норвегия». В XVI веке написание этой страны во французском языке еще не устоялось. Однако в альманахе на 1566 год Нострадамус, говоря о Норвегии, называл ее Nordvergie, что совсем не похоже на Norneigre. По-видимому, катрен – по крайней мере в своей «географической» части – вдохновлен средневековым пророчеством Иоганна Ватигеро, опубликованным при жизни Нострадамуса, в частности, в знаменитой «Чудесной книге» – сборнике политических пророчеств о будущем Франции. Ватигеро, в частности, говорит: «Армения, Фригия, Дакия и Новаргия (Novargiа) будут жестоко подчинены своими врагами; они будут разграблены и опустошены жестоко и необратимо». Новаргия и Норнегрия, – конечно, не одно и то же, но и Норвегией здесь, как говорится, не пахнет.

Автор этих строк полагает, что «Норнегрия» Нострадамуса – Северное Причерноморье. Это вполне уместно в географическом контексте: Дакия – римская провинция, занимавшая часть территории современной Румынии (Трансильванию, Банат, Олтению). Что до «объединившихся братьев», то этот образ принадлежит к христианской эсхатологической традиции; в «последние времена» мир будет разделен между двумя или тремя владыками. Кроме того, северные братья-короли потревожат Восток. О них писал и Нострадамус: «И выйдут владыки Севера, числом двое, победителями над людьми Востока, и от этого произойдет столь великий шум и ратный гром, что весь этот Восток содрогнется от страха перед этими северными братьями – не братьями» (Послание Генриху II, 38).

Сколько же лет суждено сражаться Востоку и Западу? В катрене 4—50 Нострадамус предполагает, что их противостояние продолжится до конца времен:

 

Libra verra regner les Hesperies,

De ciel, & terre tenir la monarchie:

D'Asie forces nul ne verra peries

Que sept ne tiennent par rang la hierarchie.

 

Весы увидят владычество Гесперии,

Предержащей власть над небом и землей.

Никто не увидит, как гибнут силы Азии,

Прежде чем во главе иерархии не сменятся семеро.

 

Первые две строки с небольшим искажением заимствованы из трактата римского астролога Марка Манилия «Астрономика» (IV, 773–774):

 

Геспер принадлежал Весам, когда основывался Рим,

Ныне владеющий миром, решающий судьбы брошенных на весы народов.

 

Под Геспером здесь понимается Луна, под Гесперией – Запад. Последняя строка катрена указывает, что Восток будет повержен лишь после завершения полного цикла семи планет-управителей; цикл Солнца, венчающего эту иерархию, закончится около 2242 года.

Сходная мысль высказана и в катрене 5—11:

 

Mer par Solaires seure ne passera,

Ceulx de Venus tiendront toute l`Affrique:

Leur regne plus Sol, Saturne n'occupera,

Et changera la part Asiatique.

 

Люди Солнца точно не пройдут море.

Люди Венеры овладеют всей Африкой.

Их царство не будет более включать [земли] Солнца и Сатурна,

И изменится азиатская часть [их страны].

 

Трактовка и перевод катрена основаны на астрологических управителях почитаемых в соответствующих религиях священных дней и планет: Солнце – воскресенье и христианство; Венера – пятница и ислам; Сатурн – суббота и иудаизм (чьи земли – Иудея и Палестина). Под Африкой в географии эпохи Возрождения понималась Северная Африка, а под Азией – Малая Азия. По мнению Нострадамуса, Запад не сумеет удержаться за Средиземным морем и вся Северная Африка окажется под контролем исламских народов. В Малой Азии (собственно Турции) грядут перемены. Насколько можно понять третью строку, Османская империя потеряет Святую землю – вероятно, в результате нового крестового похода.

В катрене 5—53 Нострадамус предсказывает вечное соперничество ислама и христианства:

 

La loy du Sol, & Venus contendens,

Appropriant l'esprit de proprieties

Ne lun ne lautre ne seront entendens,

Par Sol tiendra la loy du grand Messie.

 

Законы Солнца и Венеры соперничают,

Присваивая дух пророчества.

Ни один, ни другой не будут услышаны.

Силой Солнца удержится закон великого Мессии.

 

Согласно катрену 8—59, Восток, порядком потрепав Запад, все-таки проиграет:

 

Par deux fois hault, par deux fois mis a bas

L'orient aussi l'occident foyblira

Son adversaire apres plusieurs combats

Par mer chasse au besoing faillira.

 

Дважды возобладав и дважды будучи повергнутым,

Восток также ослабит Запад.

Его противник после нескольких сражений

Изгнан с моря, потерпит неудачу в затруднении.

 

Под первым возвышением Востока следует понимать времена Халифата, под вторым – турецкую экспансию в XV–XVI веках. Следовательно, битва с Османской империей будет последним сражением христианского Запада с Востоком.

 

Глава одиннадцатая

НА КРАЮ ИСТОРИИ

 

Особый интерес представляет та часть пророчеств Нострадамуса, которая повествует о последних временах перед концом света. Пришествие Антихриста, важнейшей фигуры христианской эсхатологии, «сына греха, человека погибели», как его называл апостол Павел, занимало христиан во все времена, а особенно в XV–XVI столетиях, когда ожидание конца света было особенно сильным в связи с религиозным расколом. Франсуа Рабле даже посмеялся над ним: «Разве ты не знаешь, что близится конец света?.. Я слышал, антихрист уже народился. Правда, пока он только царапает кормилицу и нянек и до времени не обнаруживает своих сокровищ: он еще мал» (III, XXVI).

Фигура Антихриста часто появляется в пророчествах Нострадамуса, причем неоднократно пророк называет его по имени. В книге провансальского предсказателя смешались разные легенды о «сыне греха» – и его союз с мусульманами, как в «Откровении Мефодия Патарского», и то, что Антихрист станет воплощением Нерона или Калигулы, гонителей первых христиан, и длительная война, которую будет вести с Антихристом его земной антипод – Последний Монарх христианского мира.

Важным предвестием Второго пришествия должна стать реставрация языческих культов. Массовый интерес к античности в эпоху Ренессанса не обходился без эксцессов, вызывавших серьезные подозрения у ортодоксальных христиан. Например, в 1560 году поэты «Плеяды» устроили пир в античном духе, в ходе которого Пьер Ронсар собственноручно принес в жертву козла. Этот и другие примеры, по мнению Нострадамуса, не были случайными – они являли собой тенденцию.

 

1-42

e dix Kalendes d'Apvril de faict Gotique

Resuscite encor par gens malins:

Le feu estainct, assemblee diabolique

Cherchant les or du d'Amant & Pselyn.

 

В десятый день [до] апрельских календ готическое дело

Вновь воскрешено злодеями.

При погашенном огне сатанинское сборище

Изыскивает мерзости А[да]манта и Пселла.

 

10-й день до апрельских календ – день казни Иисуса Христа. Лактанций в сочинении «О смертях гонителей» (II, 1) пишет: «На исходе правления Тиберия Цезаря, как мы читаем в Писании, Господь наш Иисус Христос был казнен иудеями по истечении (правильно – „за“. – А. П.) 10 дней [до] апрельских календ при двух консулах Близнецах». Безусловно, устраивать празднества в день памяти Спасителя могут только язычники и дьяволопоклонники. Что до «готического» (на языке эрудитов Возрождения «варварского») дела, то в альманахе Нострадамуса на 1555 год читаем: «Готические и варварские дела начнут давать новые побеги недалеко от Рима, включая Италию».

Последняя строка катрена непроста для понимания. «Мерзости Адаманта и Пселла» (les ords d'Adamant & Pselyn) – исправление (конъектура) французского исследователя Ж. Дюпеба. Адамант (Адамантий, что означает «прочный как алмаз») – прозвище раннехристианского богослова Оригена (ок. 185 – ок. 253). Михаил Пселл (1018–1096) – византийский политический деятель, писатель, ученый. И Пселл, и Ориген боролись с гностическими течениями в христианстве, обвиняя гностиков в ужасных богохульствах. Например, они утверждали, будто те собираются 23 марта, за 10 дней до апрельских календ, и в темноте предаются кровосмешению. Младенцы, рожденные от этих инцестов, затем поедаются ими в магических целях. Примечательно, что во времена Нострадамуса католики приписывали гугенотам точно такие же преступления. Это навело Дюпеба на предположение, что Gotique следует читать как Gnostique – «гностическое». Однако после частичной публикации альманаха на 1555 год, где также фигурирует «готическое дело», следует признать, что оснований для такой конъектуры недостаточно.

Впрочем, и так ясно, что катрен предсказывает: 23 марта сатанинское сборище варваров, погасив лампы, будет предаваться мерзостям, описанным богословами Адамантием и Пселлом. Вскоре эти нечестивые дела выйдут из подполья:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных