ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Показатели монопольной властиМонопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы - 1/Е. Опираясь на это положение, Абба Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс: , где Рm – монопольная цена; MC – предельные издержки; Е – эластичность спроса на продукцию. В условиях совершенной конкуренции предельные издержки равны цене. Отсюда следует, что . Если , то фирма обладает монопольной властью. Чем выше данный показатель, тем сильнее монопольная власть. Так как на практике МС посчитать сложно, то их заменяют на АС. Тогда индекс приобретает следующий вид: . Тем самым данный показатель рассматривает высокие прибыли как основной признак монополии. Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля -Хиршмана (). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли: , где - удельный вес самой крупной фирмы; - удельный вес следующей по величине фирмы; - удельный вес наименьшей фирмы. S измеряется в процентах. При этом предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. 4. Монополистическая конкуренция: сущность, основные допущения Монополистическая конкуренция возникает там, где: 1) Сравнительно свободный вход на рынок и выход из него. Однако легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют все ограничения для вступления в отрасль: ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако в отличие от чистой монополии патенты не носят исключительного характера. 2) Наличие множества продавцов и покупателей. Тайный сговор между продавцами практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно. 3) Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка. 4) Неоднородность, дифференцированность продукции. Причем, дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность), сфере услуг. Важное значение здесь приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и т.д. При монополистической конкуренции кривая спроса приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и от глубины дифференциации продукта. Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара (услуги), не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый покупатель. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится больше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Pc, то в условиях монополистической конкуренции - Qm по цене Pm, средние же совокупные издержки и цена при монополистической конкуренции, как правило, выше.
Рис. 2.10. Монополистическая конкуренция
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|