Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпринимательский фактор




Впервые предпринимательство как самостоятельный фактор производства, наряду с землей, трудом и ка­питалом, рассматривал Йозеф Шумпетер.

В современном производстве сами по себе земля, труд и капитал не работают, для этого нуж­ны особые условия.

Й. Шумпетер полагал, что предприниматель обеспечивает работу предпри­ятия и то, из чего она складывается: машины и оборудование, зда­ния и сооружения на территории предприятия, которые аренду­ется или покупается, транспорт, работники разного уровня и квалификации, менеджмент, маркетинг, организация служб, рассчитывающих и обслуживающих все экономические и произ­водственно-технологические процессы. Сюда же входят обеспе­чение бесперебойной поставки ресурсов и материалов, сбыт продукции, а это договоры с поставщиками и оптовыми покупа­телями, выяснение объемов и структуры спроса. Отдельно — ра­бота с регулирующими и контролирующими государственными и административными органами, разрешение споров в арбитражных судах и т.д. Предприниматель организует финансирование и обеспече­ние кредитами. Кроме того, чтобы организовать решение многих вопросов, нужны специаль­ные знания и умения, особый дар, организаторские, творческие и аналитические способности, склонность к риску.

Считается, что всеми этими качествами обладает весьма небольшая часть населения — не бо­лее 8%. Так что, наряду с капиталом и трудом, предпринимательст­во — это особый ресурс, самостоятельный фактор производства.

Функция предпринимательства в широком смысле сло­ва заключается в умении соединить факторы производства особым образом, найти такую новую комбинацию или сочетание ресур­сов, которые обеспечат получение прибыли.

Более подробно функция предпринимательства в экономике описывается через выполнение следующих задач:

— улучшение качества продукта, открытие в нем новых свойств;

— создание принципиально нового продукта;

— внедрение нового способа производства, принципиально новой технологии или улучшение уже существующей;

— поиск новых источников сырья и других ресурсов;

— завоевание новых рынков сбыта;

— реорганизация структуры рынка, т. е. его монополизация и изменение организационной структуры отрасли;

— нахождение и реализация новых управленческих технологий и т. д.

Решение задач, входящих в рассмотренную функцию пред­принимателя, во многом связано с риском. Поэтому вторая важ­ная функция предпринимателя заключается в том, что постоянно возникающие риски в экономике он берет на себя.

Риски в экономической системе можно разделить на страхуе­мые и нестрахуемые.

К страхуемым рискам относятся, прежде всего, риск возник­новения ущерба, потерь от стихийных бедствий, несчастных случаев и т. д. Страхование рисков стало возможным благодаря развитию государственного страхования и частных страховых компаний.

Нестрахуемые — это риски потерь, связанных с непредсказуе­мым изменением рыночной конъюнктуры: шоком спроса и пред­ложения, резким взлетом или обвалом цен, курса валюты и т. д. Внедрение инноваций также всегда связано с большими риска­ми и т. д.

Именно взятие на себя нестрахуемых рисков и является важ­ным источником экономической прибыли предпринимателя. Ведь связанная с нестрахуемыми рисками деятельность предприни­мателя и ведет к созданию преимуществ на рынке. Экономиче­ская прибыль может быть получена в результате, как мы уже го­ворили, инновации — открытия как новых качеств блага, так и принципиально новых благ, внедрения улучшенных или новых технологий, что повышает производительность ресурсов и вре­менно решает проблему их ограниченности. Новые методы орга­низации производства, новые товары и новые рынки сбыта, мо­нополизация рынков и передел сфер влияния монополий — все это является источником экономической прибыли.

Итак, мы видим, что важнейшим источником экономиче­ской прибыли или сверхприбыли является деятельность пред­принимателя, который берет на себя нестрахуемые риски и реа­лизует, внедряет и распространяет инновации в различных сферах экономических отношений (в производстве, его орга­низации и сбыте товаров).

 

ГЛОССАРИЙ

Альтернативные издержки – издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Ассиметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.

Долгосрочный или длительный период – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

Дуополия – рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объём производства в отрасли и рыночную цену.

Естественная монополия – возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

Закон предложения – прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара.

Закон спроса – обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта.

Закон Энгеля – положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с эластичностью больше 1 для конкретного потребителя.

Затраты – всё, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата.

Земельная рента – плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

Излишек (выигрыш) потребителя – разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит.

Излишек (выигрыш производителя) – это разница между валовыми доходами и полными издержками производителя.

Изокванта – кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объём выпуска продукции; кривая равного выпуска.

Изокоста – линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость; прямая равных издержек.

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый одним потребителем.

Институционализм – экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

Капитал – ресурсы длительного пользования, используемые для производства товаров и услуг.

Карта изоквант – совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определённых сочетаний ресурсов.

Комплементарные блага – блага, дополняющие друг друга в потреблении.

Корпорация – фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причём имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности её совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом).

Краткосрочный или короткий период – отрезок времени в деятельности фирмы, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор.

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени.

Кривая спроса – графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и количеством этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент времени.

Лоббизм – попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

Малоценные товары – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).

Мгновенный период – период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остаётся постоянным.

Модель – абстрактная конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования.

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг, монополистическая власть на рынке относительно невелика.

Монопсония – монополия со стороны покупателя.

Некооперативная игра – такая игра, в которой её участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером некооперативной игры может служить олигополия.

Нерациональный спрос – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

Нормальная прибыль – альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то её доход полностью расходуется на покрытие затрат этой фирмы.

Общие издержки – совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага, включающая в себя переменные и постоянные издержки.

Олигополия – рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью.

Оппортунистическое поведение – поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счёт партнёров.

Партнёрство – фирма, которая принадлежит двум или более лицам, которые совместно владеют и управляют предприятием, получают часть прибыли и несут ограниченную ответственность за деятельность фирмы.

Паутинообразная модель – простейшая динамическая модель, показывающая различные виды колебаний, в результате которых формируется (или не формируется) равновесие. Она показывает образование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объём.

Перекрёстная эластичность – эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

Переменные издержки – издержки, которые изменяются с изменением объёма выпуска продукции.

Постоянная экономия от масштаба – увеличение объёма продукции теми же темпами, что и увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов.

Постоянные издержки – издержки, которые фирма несёт независимо от объёма выпуска продукции.

Правило использования ресурсов: MRP=MRC.

Предельная норма технического замещения – мера количества капитала, которую может заменить дополнительная единица труда без увеличения или уменьшения выпуска продукции.

Предельная полезность – полезность последней единицы потребляемого блага.

Предельные издержки – дополнительные издержки, связанные с увеличением производства данного товара на единицу.

Предельный доход – приращение дохода, которое возникает за счёт бесконечно малого увеличения выпуска продукции.

Производственная функция фирмы, производящей определённый товар

 

 


[1] Сафрончук М.В. Микроэкономика. Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С.102.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных