Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Олигополия, олигополистическая структура, формы поведения фирмы в условиях олигополии




Олигополия это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей, как правило, ограничен высокими барьерами. Таким образом, выделяются характерные черты олигополии:

1) Немногочисленность фирм в отрасли: обычно их число не превышает 10.

2) Продукт может быть как стандартизированный (алюминий, медь), так и дифференцированный (автомобили, электробытовые товары и т.д.).

3) Высокие барьеры для вступления в отрасль связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), патентной монополией (в основном в наукоемких отраслях), монополией контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокими расходами на рекламу.

4) Всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополиями, и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную. Отличительным признаком ценообразования в условиях олигополии является наличие в отрасли крупной фирмы, действия которой вызывают ответную реакцию конкурентов. Данная зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур – некооперативное и кооперативное. В первом случае каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Как правило, в этом случае вспыхивают ценовые войны. Во втором же случае олигополисты вступают в тайный сговор по поводу объема производства или цены на продукцию, то есть возникает картель.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. При этом снижение цены имеет свои пределы: оно продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, далее фирмы несут убытки, так как цена становится фактически такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль становится равной нулю. От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Но чаще конкурентная борьба приводит к соглашениям, самой распространенной формой которых выступает картель. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных