Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕБЕНКА




Цель: изучение эмоционального состояния ребенка.

Объект наблюдения: воспитанник: Никитченко Ева

Цель: осуществить наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка в течение всего дня и дать педагогическую оценку состояния ребенка в целом за весь день.

Задачи:

1. Осуществить наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка в ходе всего дня и фиксировать проявления эмоций на каждом режимном моменте в форме таблицы.

2. Осуществить анализ зафиксированных в таблице фактов, оценить в целом эмоциональное состояние ребенка, его динамику в ходе всего дня, сформулировать выводы в соответствии со следующим вопросом: „ Какие условия необходимо и достаточно организовать в течении всего дня для эмоционального благополучия ребенка, проявления их эмоциональной отзывчивости, интереса, удивления, радости в ходе изучения нового материала, позитивной самооценки себя?”

3. Данные наблюдения зафиксировать в предложенном протоколе:

Режимные моменты Действия ребенка в деятельности Эмоци-ональное состояние
Утренний прием   Здоровается со взрослыми. Подходит к сверстникам, спокойно начинает показывать и рассказывать что она принесла, кто ей это купил. Н, И
Зарядка, физкультурное занятие Положительна настроена. Занимается с удовольствием   Н, Р
Прием пищи Не терпится выйти из -за стола. Спокойно ждет указаний со стороны взрослого   Н, И
  НОД   Всегда с охотой занимается, внимательна, испытывает интерес к продуктивным видам деятельности. Если Ева справилась с заданием раньше других детей, она начинает отвлекаться. Глядя на работы других детей, делает им замечание (например: "Ты приклеил не правильно, не там нарисовал"), начинает жаловаться воспитателю,(например: "А Илюша не там цветок наклеил"). Испытывает удовлетворение от сделанной работы. Повторяет сказанное за воспитателем И, А, Ж
Музыкаль-ные занятия   Проявляет интерес к музыке. Громко поет, даже кричит, что бы быть услышанной. Стоя в полукруге старается выйти на 1-2 шага вперед, что бы ее заметили. Ждет похвалы со стороны взрослых.   И, Ж
Свободная игровая деятельность Играет чаще всего в сюжетно ролевые игры с мальчиками (дом, семья, магазин и т.д.) занимает главные роли, дает указания в игре другим детям. В играх эмоциональна. Может поспорить или поссориться, но готова первой помириться и попросить прощение. И, Р
Прогулка На прогулке чаще играет с мальчиками (Миша, Марк), мальчики первыми подходят к Еве и интересуются её игрой, после предлагают совместную игру. И, Р
Сон В сон час чаще всего не спит. Лежит жестикулирует руками, изображает какие то фигуры на пальцах, вертится, ёрзает, что то шепчет. На просьбу воспитателя (Ева спи), реагирует, закрывает глаза и лежит примерно 3 -5 мин, после чего снова начинает вертеться. Н, С

Условные обозначения эмоциональных состояний:

Р – радость; Ст – страх; Г – гнев; П – печаль; И – интерес;

С -сомнение; А – азарт; Ж – желание решать или выполнять задание;

Уд – удивление; Н – никакое

Результаты анализа и выводы:

Наблюдая за Евой в течение дня, сделала вывод, что у ребенка преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние (замкнутость). Она активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (новое помещение, общение с детьми, взрослыми)

Чаще всего у нее позитивный настрой, она испытывает интерес и радость при ознакомлении с окружающим миром. Особенно ей нравится продуктивные виды деятельности(рисование), работает с интересом, азартом. Если что-то не получается, чаще всего расстраивается, пытается исправить. У Евы часто присутствует желание решать или выполнять задание (предпочитает дидактические игры). Требованиям взрослых подчиняется. Неохотно соглашается на дневной сон. Легко может переключиться при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности. Передает настроение мимикой лица, это говорит о сформированности мимических мышц лица

Протокол № 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

Тест рисунок семьи "Моя семья"

Цель: Выявление тревожности у ребенка, отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи.

Предложила нарисовать свою семью, дала ребенку лист бумаги, поставила перед ней коробку с цветными карандашами. Ева сразу согласилась.

Ева рисовала, я вела наблюдение на всем протяжении рисования

Вопросы после выполнения рисунка: попросила Еву рассказать, что нарисовано на картинке и кто есть кто, какие предметы она изобразила.

Ева почему ты себя не нарисовала на рисунке?

Ответ: " Я же в садике!"

Критерии по которым анализировался детский рисунок

- по очередности;

- по составу (семьи);

- по размеру и расположению (членов семьи, предметов);

- по частям тела (отсутствие либо присутствие частей, деталей);

- присутствие либо отсутствие опоры (на чем стоят)

- палитра (цветовая гамма)

Анализ рисунка.

По очередности: в первую очередь рисовала маму, затем компьютер, стиральную машинку, папу.

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью.

Сразу отметила, что Ева не нарисовала себя среди членов семьи – это может говорить о трудностях в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа у мамы.

Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, упорядоченный, скорее доброжелательный.

Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена не в полном составе. В центре композиции- мама как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Еве. Обратила внимание на то, что папа – находится дальше от мамы (изобразила папу в правом крайнем углу листа.) Вероятно, не все ладится в их отношениях, либо присутствуют проблемы в общении. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, и разделяющие их предметы (компьютер, стиральная машина)

Персонажи и бытовые предметы не имеют опоры, "не стоят на полу". Они– парят, витают в "облаках". Отсутствие рук у мамы и папы указывают на отсутствие сплоченности во взаимодействии. Ева нарисовала маму и папу с большим- пустыми глазами - это, может свидетельствовать о внутренних тревогах, страхах, агрессии.

Папу нарисовала без ушей, – символ того, что он может "не слышит" ребенка или вообще никого в семье.Губы выражают настроение, персонажи улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка

Манера письма Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Евы.

Цве т, который выбирает ребенок для рисования, может рассказать в первую очередь о психо- эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования. Ева остановила свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, и бытовых приборов

Красный цвет является символом экспрессии, способствует стремлению к популярности, независимости в поведении. Ребенок, увлеченный красным цветом, имеет неплохие задатки лидера, ищет признания и похвалы от сверстников. Его выбирают сильные, энергичные, подвижные дети. Они, как правило, общительны и нетерпеливы, любят похвастаться. Могут иметь много интересов, начинать много увлечений и дел, но не доводить их до конца. Склонны к лидерству. Любят движение, игры. Напористы и порою упрямы, непоседливы и не всегда аккуратны. Притягивают к себе окружающих своими поступками и манерой поведения. Но иногда могут быть вспыльчивыми и импульсивными. Они успешны в учебе, рано начинаю осваивать письмо и чтение.
Но также тяга к оттенкам красного, например бордовые и алые цвета символизируют внутреннюю неуравновешенность, дети нуждаются в отдыхе и покое.

Изучив рисунок, сделала следующий вывод: Можно отметить то, что в семье присутствуют трудности Ева чувствуют себя в семье некомфортно. На рисунке отношения между членами семьи прохладные, вероятно, не все ладится в их отношениях, либо присутствует недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и Евы.

Имеются не понимание по отношению к ребенку в семье.

Можно предположить, что ребенок тревожен, так как у Евы нарушен сон

 

 

Содержание работы на каждый день практики:

Дата, дни недели Среда 17.02 План деятельности на день практики Подбор методик для диагностики Проведение диагностики на восприятие - фигуры Поппельрейтора - узнавание перечеркнутых изображений - цветные кубики Проведение диагностики слухоречевой памяти - запоминание двух групп слов Заполнение дневника практики   Задачи деятельности на день практики Собрать информацию об индивидуально - психических особенностях ребенка - восприятие фрагментов -умение выделять изображения, фигуры - соотношение цвета со словом названием. - объем и качество заучивания. Оценка/ подпись куратора  
Содержание деятельности в день практики Подбор методик адекватных возрасту - наблюдение за Евой в течении дня - подбор места и времени для проведения диагностики - Организация и проведения диагностик - Вывод по каждой диагностики Заполнение дневника
Анализ наблюдаемых и проводимых занятий Во время обследования вела себя спокойно, не отвлекаясь.
Вывод по итогам дня Подводя итог, я сделала вывод, что Ева с заданиями справилась. Понимает задание и инструкции к нему.Ненарушила порядка первой и второй группы слов, назвала все слова Выделяет информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета. Адекватное выделение фигур. Ребенок узнал пять предметов. Развито восприятие цвета  
Методики для диагностики Цель Стимульный материал
1. Фигуры Поппельрейтора (узнавание наложенных изображений.) изучение умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета.   Лист с изображением фигур Поппельрейтора: (ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли)
2. Узнавание перечеркнутых изображений   выявить характер зрительного восприятия   Лист бумаги с изображением перечеркнутых фигур (бабочка, лампа, цветок, молоток, балалайка. расщестка
3. "Цветные кубики" выявить уровень развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).   Оборудование: цветные кубики пяти цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый.
4. "Повторение двух пар слов" оценка состояния слухоречевой памяти (объема и качества заучивания), утомляемости, активности внимания, состояния звукопроизношения. листок с написанными часто употребляемыми словами: 1 пара (ДОМ, КОТ, ЛЕС) 2 пара (ХЛЕБ, МОСТ, ОКНО)
5. «Разрезные картинки» зафиксировать умение ребенка создавать целое из частей, сформированность у него мыслительных операций анализа и синтеза. Выполнение задания возможно при определенной степени сформированности наглядно-образного мышления серия разрезных картинок (цветных) разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально- вертикальный, диагональный) и кол-вом разрезанных частей (2, 3, 4)
6.«Последова-тельные картинки». выявление возможности устанавливать пространственно- временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий, уровень развития связной речи, качество фразы, состояние лексико-грамматического строя и звукопроизношения, вербального воображения несколько серий, состоящих из 4-х картинок, каждая из которых отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл.
7. «Исключение 4-го лишнего предмета» (модифициро- ванный вариант методики С. Я. Рубинштейн).   предназначена для исследования операций абстрагирования и обобщения, уровня развития зрительного восприятия 6 карточек с четырьмя изображениями на каждой, одно из которых лишнее.
8. «Нелепицы».   оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Картинка, в которой имеются несколько нелепых ситуаций с животными, людьми, растениями, предметами
9.«Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е. А. Стребелевой). изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия), работоспособности, обучаемости. Кроме того, данная методика позволяет более легко установить контакт с ребенком. квадратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различной конфигурации. Фигурки своим основанием повторяют прорези на гранях коробки.
10. Исследования экспрессивной речи у ребенка младшего дошкольного возраста Цель: исследование возможности речевого общения в ситуации обследования. 10 вопросов
11. Исследования воображения. Методика "Незаконченные рисунки" Цель: определение уровня развития образного воображения     лист А4 с нарисованными незаконченными фигурами. Цветные карандаши  

Протокол № 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4, 5)

Дата: 17.02

Изучение особенностей познавательных процессов дошкольника:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных