ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Колыбельная зимнего садаВот и зима, мой ангел, наступила — порог наш черный снегом завалило. И в рощу обнаженную ресниц летят снежинки, покружив над нами, и наших слез касаются крылами, подобными крылам небесных птиц. И сад наш пуст. И он стоит уныло. Все то, что летом было сердцу мило, — как будто бы резиночкой творец неверный стих убрал с листа бумаги — Бог стер с земли. И простыни, как флаги, вдали белеют — кончен бой, конец.
«— Пойдемте, друг, вдоль улицы пустой…» Ни денег, ни вина…
Г. Адамович
— Пойдемте, друг, вдоль улицы пустой, где фонари висят, как мандарины, и снег лежит, январский снег простой, и навсегда закрыты магазины. Рекламный блеск, витрины, трубы, рвы. — Так грустно, друг, так жутко, так буквально. — А вы? Чего от жизни ждёте вы? — Печаль, мой друг, прекрасное — печально.
Всё так, и мы идём вдоль чёрных стен. — Скажите мне, что будет завтра с нами? И безобразный вечный манекен глядит нам вслед красивыми глазами. — Что знает он? Что этот мир жесток? — Что страшен? Что мертвы в витринах розы? — Что счастье есть, но вам его, мой Бог, — холодные — увы — затмили слёзы.
1995, январь
«Черный ангел на белом снегу…» Черный ангел на белом снегу — мрачным магом уменьшенный в сто. Смерть — печальна, а жить — не могу. В бледном парке не ходит никто. В бледном парке всегда тишина, да сосна — как чужая — стоит. Прислонись к ней, отведай вина, что в кармане — у сердца — лежит. Я припомнил бы — было бы что, то — унизит, а это — убьет. Слишком холодно в легком пальто. Ангел черными крыльями бьет. — Полети ж в свое небо, родной, и поведай, коль жив еще Бог — как всегда, мол, зима и покой, лишь какой-то дурак одинок.
1995, январь
«Как некий — скажем — гойевский урод…» Я никогда не напишу о том, как я люблю Россию.
Роман Тягунов [18]
Как некий — скажем — гойевский урод красавице в любви признаться, рот закрыв рукой, не может, только пот
лоб леденит, до дрожи рук и ног я это чувство выразить не мог, — ведь был тогда с тобою рядом Бог.
Теперь, припав к мертвеющей траве, ладонь прижав к лохматой голове, о страшном нашем думаю родстве.
И говорю: люблю тебя, да-да, до самых слез, и нет уже стыда, что некрасив, ведь ты идешь туда,
где боль и мрак, где илистое дно, где взор с осадком, словно то вино… Иль я иду, а впрочем — все одно.
1995, март
«В черной арке под музыку инвалида…» В черной арке под муз ы ку инвалида — приблизительно сравнимого с кентавром — танцевала босоногая обида. Кинем грошик да оставим стеклотару. Сколько песен написал нам Исаковский, сколько жизней эти песни поломали. Но играет, задыхаясь папироской, так влюбленно — поднимали, врачевали.
Отойдем же, ведь негоже в судьи лезть нам, — верно, мы с тобой о жизни знаем мало. Дай, Господь, нам не создать стихов и песен, чтоб под песни эти ноги отрывало. Допивай скорей, мой ангел, кока-колу, в арке холодно, и запах — что в трактире. Слишком жалобно — а я как будто голый, как во сне кошмарном, нет — как в страшном мире.
1995, март
«Скрипач — с руками белоснежными…» Скрипач — с руками белоснежными, когда расселись птицы страшные на проводах, сыграл нам нежную муз ы ку — только нас не спрашивал. В каком-то сквере, в шляпе фетровой — широкополой, с черной ниточкой. Все что-то капало — от ветра ли — с его ресницы, по привычке ли?
Пытались хлопать, но — туманные — от сердца рук не оторвали мы. Разбитые — мы стали — странные, а листья в сквере стали алыми. Ах, если б звуки нас не тронули, мы б — скрипачу — бумажки сунули. — Едино — ноты ли, вороны ли, — он повторял, — когда вы умерли.
1995, апрель
Первое мая Детство золотое, праздник Первомай — только это помни и не забывай… Потому что в школу нынче не идем. Потому что пахнет счастьем и дождем. Потому что шарик у тебя в руке. Потому что Ленин — в мятом пиджаке. И цветы гвоздики — странные цветы, и никто не слышит, как плачешь ты…
1995, май
Трамвайный романс В стране гуманных контролеров я жил — печальный безбилетник. И, никого не покидая, стихи Ив а нова любил. Любил пустоты коридоров, зимой ходил в ботинках летних. В аду искал приметы рая и, веря, крестик не носил.
Я ездил на втором и пятом[19], скажи — на первом и последнем, глядел на траурных красоток, выдумывая имена. Когда меня ругали матом — каким-нибудь нахалом вредным, я был до омерзенья кроток, и думал — благо, не война.
И, стоя над большой рекою в прожилках дегтя и мазута, я видел только небо в звездах и, вероятно, умирал. Со лба стирая пот рукою, я век укладывал в минуту. Родной страны вдыхая воздух, стыдясь, я чувствовал — украл.
1995, июль
Соцреализм 1. Важно украшен мой школьный альбом — молотом тяжким и острым серпом.
Спрячь его, друг, не показывай мне, снова я вижу как будто во сне:
восьмидесятый, весь в лозунгах, год с грозным лицом олимпийца встает.
Маленький, сонный, по черному льду в школу вот-вот упаду, но иду. 2. Мрачно идет вдоль квартала народ. Мрачно гудит за кварталом завод.
Песня лихая звучит надо мной. Начался, граждане, день трудовой.
Всё, что я знаю, я понял тогда — нет никого, ничего, никогда.
Где бы я ни был — на чёрном ветру в чёрном снегу упаду и умру. 3. «…личико, личико, личико, ли… будет, мой ангел, чернее земли.
Рученьки, рученьки, рученьки, ру… будут дрожать на холодном ветру.
Маленький, маленький, маленький, ма… — в ватный рукав выдыхает зима:
Аленький галстук на тоненькой ше… греет ли, мальчик, тепло ли душе?» 4. Всё, что я понял, я понял тогда — нет никого, ничего, никогда.
Где бы я ни был — на черном ветру в черном снегу — упаду и умру.
Будет завод надо мною гудеть. Будет звезда надо мною гореть.
Ржавая, в чёрных прожилках, звезда. И — никого. Ничего. Никогда.
От самого сердца Заозерский прииск. Вся власть — один презапойный мусор. Зовут Махмуд. По количеству на лице морщин от детей мужчин отличаешь тут. Назови кого-нибудь днем «кретин» — промолчит. А ночью тебя убьют.
А обилие поселковых шлюх? «Молодой, молоденький. О, чего покажу». «Мужик-то ее опух — с тестем что-то выпили, и того». Мне товарищ так говорит: «Я двух сразу ух». Ну как не понять его?
Опуститься, что ли? Забыть совсем обо всем? Кто я вообще таков? Сочинитель мелких своих проблем, бесполезный деятель тихих слов. «Я — писатель». Смотрит, как будто: съем, а потом хохочет. Какой улов.
Ах, скорей уехать бы, черт возьми. Одиссея помните? Ах, домой. Сутки ехать. Смех. По любой грязи. Чепуха. Толкай «шестьдесят шестой»[20]. Не бестактность это, но с чем в связи, уезжая — нет — не махну рукой?
1995, август, п. Кытлым [21]
«Фонтанчик не работает — увы!..» Фонтанчик не работает — увы! — уж осень, но по-прежнему тепло, В сухую чашу каменные львы глядят печально — битое стекло, газеты, чьи-то грязные бинты, окурочки, обертки от конфет, нагая кукла, старые листы, да стоит ли — чего там только нет.
Глядят уныло девять милых морд клыкастых, дорогих лохматых грив. Десятым я сажусь на этот борт — наверное, заплакал бы, но ни в одном глазу, — а ветер теребит, как будто нищий, что-то из рванья. Так и сидим — довольно скверный вид, скажу я вам, мой ангел, — львы да я.
1995, август
Музыкант и ангел В старом скверике играет музыкант, бледнолицый, а на шее — черный бант.
На скамеечке я слушаю его. В старом сквере больше нету никого,
только голуби слоняются у ног, да парит голубоглазый ангелок.
…Ах, чем музыка печальней, чем страшней, тем крылатый улыбается нежней…
1995, август
Дом с призраком Как-то случилось, жил в особнячке пустом — скрип дорогих перил, дождь за любым окном, вечная сырость стен, а на полу — пятно. Вот я и думал: с кем тут приключилось что? Жил, но чуть-чуть робел — страшен и вечен дуб. Бледный стоял, как мел, но с синевой у губ — мир и людей кляня, — ствол подносил к виску. Нужно убить себя, чтобы убить тоску. Жил и готовил чай крепкий — чефир почти. И говорил «прощай», если хотел уйти. Я говорил «привет», возвратившись впотьмах, и холодок в ответ чувствовал на губах. Но под тревожный стук ставни мой лоб потел: «Вот ты и сделал, друг, то, чего я не смел. Явишься ли во сне с пулькой сырой в горсти — что я скажу тебе?» …Я опоздал, прости.
1995, август
«На белом кладбище гуляли…» На белом кладбище гуляли, читая даты, имена. Мы смерть старухой представляли. Но, чернокрылая, она, навязчивая, над тобою и надо мною — что сказать — как будто траурной каймою хотела нас обрисовать, ночною бабочкой летала. Был тёплый август, вечер был. Ты ничего не понимала, я ни о чём не говорил.
1995, август
«Ночь, скамеечка и вино…» Ночь, скамеечка и вино, дребезжащий фонарь-кретин. Расставаться хотели, но так и шли вдоль сырых витрин. И сентябрьских ценитель драм, соглядатай чужих измен сквозь стекло улыбался нам нежно — английский манекен. Вот и все, это добрый знак или злой — все одно, дружок. Кто еще улыбнется так двум преступно влюбленным — Бог или дьявол? — осенним двум, под дождем, в городке пустом. Ты запомни его костюм — я хочу умереть в таком.
1995, август
Ива нов …ах, Ивановские строки. Будто мы идем по саду — ты стоишь на солнцепеке, я, подруга, в тень присяду. …эти краски, эти розы — лучше нету, дорогая. Но скажи, откуда слезы и откуда боль такая? Полон света и покоя сад весенний, что случилось? Почему я плачу? Что я? Милый друг, скажи на милость. …Это бабочка ночная — словно бритвой — неумело с алой розы улетая, сердце крылышком задела.
1995, август
Одним мурлыканьем 1. Стихи осенние — как водится — печально легли на сердце, мертвые листы. Ты, речь родимая, прощальна — как жизнь любая, драгоценна ты. 2. А мы-то, глупые, тебя ни в грош не ставим — болтает радио, романы в сто страниц. Давай ошибочку исправим, мой нежный друг, смахнув слезу с ресниц. 3. Одним мурлыканьем растягивая строчки, сжимая их мурлыканьем одним, стихотворение до точки мы доведем, а там — поговорим. 4. Мол, драгоценная, затем ты в человеке, чтоб — руку жаркую в холодной сжав горсти — с трудом приподнимая веки, шептать одно осеннее «прости».
1995, сентябрь 22
Петербург …Фонари — чья рука их сорвет, как цветы? …Только эта река, только эти мосты.
…Только эти дома, только эти дворцы, где на крышах с ума посходили слепцы.
…Это, скинув кафтан, словно бык, раздувал ноздри Петр, да туман как каменья тесал.
Это ты, Ленинград, это ты, Петербург, — рай мой призрачный, ад, лабиринт моих мук.
Дай я камнем замру — на века, на века. Дай стоять на ветру и смотреть в облака.
Можешь душу забрать, что трепещет любя. …Дай с дождями рыдать на плече у тебя.
1995, сентябрь, Санкт-Петербург
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|