Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антону, моему сыну, посвящаю эту книгу. 14 страница




Оценивая ситуацию уже сегодня, справедливости ради надо сказать, эта пристройка стала тормозом для строительства полноценного учебного корпуса, который был предусмотрен первоначальным планом. Ведь многие училища других бассейнов получили тогда учебные корпуса — Ленинградское, Омское, Осетровское, Московский техникум. Однако в то время ни пароходство, ни руководство училища по-настоящему не обострили этот вопрос перед министерством.

В конце концов Пшенников был приглашен на работу в Москву на должность начальника отдела учебных заведений Минречфлота. На его место, даже не согласовав кандидатуру с пароходством, назначили Николая Александровича Лукьянова — по рекомендации Пшенникова. От такого стиля подбора и назначения руководителя училища дела в нем не улучшились.

В какой-то мере и руководством Енисейского пароходства была утеряна инициатива в постановке не только учебно-воспитательного процесса, но и в развитии учебно-материальной базы. Пароходство не било тревогу по поводу того, что училищем не учитывались новые, возросшие требования флота к кадрам. Между тем на местах, особенно капитанам и механикам, было видно, что по качеству профессиональной подготовки выпускники Красноярского училища намного проигрывают их коллегам из других учебных заведений.

Кроме того, многие молодые специалисты не являлись к месту распределения, а руководители училища доказывали пароходству, что обеспечить явку выпускников — не их обязанность. В педагогическом коллективе постепенно складывалось мнение, что его основной задачей является подготовка молодого человека к обществу, коллективизму: не столь важно, где и как — профессионально или так себе — он будет работать, главное, что он подготовлен к самостоятельной жизни. Постепенно назревал конфликт — педколлектив начал делиться на лагеря.

Лидером среди молодых педагогов и воспитателей стал заведующий учебной частью Валерий Васильевич Корнев. Выпускник Новосибирского института инженеров водного транспорта, по специальности инженер-судоводитель, Валерий Васильевич отработал навигацию вторым помощником капитана пассажирского судна и ушел на преподавательскую деятельность в училище. За короткое время он освоил учебно-воспитательную работу, стал начальником судоводительской специальности, а затем, когда начальником училища был назначен Николай Александрович Лукьянов, — заместителем начальника по учебной работе.

Неспособность Лукьянова наладить работу, упущенная им требовательность к коллективу, отсутствие у него своей команды привели к тому, что большинство педагогов предложило Валерия Васильевича как человека, способного возглавить училище. Но это противоречило кадровой политике пароходства, которое настойчиво отстаивало перед Минречфлотом свое требование: училище должен возглавить производственник. При этом вопрос, есть или нет у будущего руководителя преподавательский стаж, опыт работы в педагогическом коллективе, отходил на второй план. Главные качества руководителя училища были признаны такими: он должен обладать опытом работы с большими судовыми коллективами, умением решать сложные конфликты между группами людей, быть профессионалом флотского ремесла.

2.

Я не знаю, какие кандидатуры на эту должность еще были, но в Красноярске в конце навигации, когда мы пришли из последнего туристического рейса, меня пригласил на собеседование Леонид Филиппович Головачев, заместитель начальника пароходства по кадрам, и предложил мне эту работу. Без лишних колебаний я дал свое согласие, советы же с близкими для меня людьми оставил на потом. Прошел собеседование в Красноярском городском комитете КПСС. После этого получил дополнительный инструктаж у Леонида Филипповича, который мне наказывал:

— Тебя будут там, в Москве, отговаривать. В управлении кадров и учебных заведений другое мнение по кандидатуре. Поэтому стой на своем: “Опыт работы с молодежью есть, а в остальном справлюсь”. Главное, упирай на то, что любишь эту работу.

В Москве, правда, никто меня особо не отговаривал. Николай Михайлович Пшенников одобрил мою решительность и сказал, что на заседании коллегии будет поддерживать мою кандидатуру. У меня сложилось впечатление, что Пшенников боялся, что его самого могут отправить в Красноярск на прежнюю должность.

Следующее собеседование было с первым заместителем министра Леонидом Васильевичем Багровым, которого я хорошо знал. В навигацию 1974 года Леонид Васильевич, будучи начальником Главка Министерства, был в командировке в Енисейском пароходстве и на теплоходе “В. Чкалов” прошел от Красноярска до Дудинки. Из той енисейской встречи мне запомнился его афоризм, когда, прощаясь, он со смешком сказал:

— Я знал, что вы будете долго плысть, но не думал, что так долго.

Леонид Васильевич принял меня доброжелательно и сразу сказал:

— На кой... тебе сдалось это училище? У тебя — такой корабль! Интересная работа. А то, на что ты соглашаешься, — это же пороховая бочка, а вокруг бегают пацаны с факелами.

На это я отвечал:

— Так хочется же испытать себя на настоящем деле. На теплоходе становится скучно, боюсь закиснуть.

Леонид Васильевич привел еще один довод:

— А знаешь ли ты, что весь педагогический коллектив против твоей кандидатуры — более тридцати подписей стоит на письме, отправленном на имя министра.

— Тем более мне не понятно, почему они так протестуют, ведь никто из них меня не знает, кроме одного.

И я рассказал Леониду Васильевичу про этого “одного”. Когда мы после возвращения из последнего туристического рейса стояли в Красноярске, ко мне обратился плохо державшийся на ногах мужчина лет пятидесяти, неопрятно одетый, похожий на бомжа. Он остановился на причале у борта нашего теплохода, поднял голову вверх и спросил невнятным голосом:

— Вы капитан этого судна?

Я утвердительно кивнул головой.

— Ваша фамилия Булава?

Я снова кивнул головой.

— Вы дали согласие идти к нам начальником училища?

— Если я к вам приду, — это будет последний день вашей работы! — пообещал я.

Леонид Васильевич рассмеялся и пообещал на заседании коллегии также поддержать мою кандидатуру.

Коллегия утвердила меня без особых сложностей. Министр речного флота Сергей Андреевич Кучкин произнес заветную фразу:

— Коллегия утверждает вас в должности начальника Красноярского речного училища!

И тут же он дал распоряжение Евгению Ивановичу Плаксину лететь вместе со мной в Красноярск и ввести меня в должность, проведя соответствующую беседу в педколлективе на предмет письма сотрудников училища в министерство. Обратившись ко мне, министр спросил, будут ли у меня какие-либо просьбы к коллегии. Я попросил, чтобы руководством министерства был рассмотрен и утвержден план развития учебно-лабораторной базы училища, который я подготовлю в течение трех месяцев. Это было занесено в протокол коллегии и потом безукоснительно выполнялось.

3.

На следующие сутки мы прибыли в Красноярск, и уже во второй половине дня был собран педсовет училища, где Евгений Иванович Плаксин представил меня коллективу и без промедления предложил мне занять стул председателя педсовета. Я поблагодарил членов совета за оказанное доверие, сделав вид, что ни о каком письме не слышал. Твердо обещал опираться на мнение большинства преподавателей, учиться у них педагогическому мастерству. Вместе с тем, я предупредил о необходимости наведения дисциплины среди курсантов и младшего обслуживающего персонала, сказал о том, что в этом направлении мои требования будут жесткими и непреклонными.

С этого началась моя многогранная, совсем не похожая на мою бывшую работу, педагогическая и хозяйственная деятельность в Красноярском речном училище, которая продолжалась более пяти лет.

Основанное в 1930 году по приказу Народного комиссариата путей сообщения, как техникум водных путей по подготовке специалистов — судоводителей, механиков, гидротехников, к своему 50-летию училище за все время подготовило и выпустило более 9 тысяч техников всех специальностей. Они стали становым хребтом речного транспорта Сибири в довоенные и послевоенные годы, выполняли главенствующую роль в решении поставленных перед речниками задач.

К моему приходу в училище это было одно из ведущих средних специальных учебных заведений Красноярского края. Педагогический коллектив гордился своей историей, традициями. Они создавались первыми блистательными педагогами В. П. Кутумовым, В. Ф. Бураковым, Т. С. Зотовым, А. Г. Скворцовым, Н. А. Добровольским. О. К. Рахмановой, Ф. Г. Алексеевским, Н. Н. Новиковым, Н. Т. Шкилем. Они имели университетское образование, являлись участниками событий Октябрьской революции, гражданской войны, национализации флота, создания новой системы образования. Это были профессионалы своего дела, они готовили не только командиров флота, но и учителей, которые работали рядом с ними.

В течение очень короткого срока, с момента организации техникума до начала 1933 года, директорами перебывали три человека — Ремезов (его имя и отчество история не донесла до нас), Семен Афанасьевич Горбунов и Андрей Федорович Скачков, балтийский моряк, участник гражданской войны. Эта скоротечность в смене руководителей была связана с репрессиями и другими обстоятельствами. С февраля 1933 года директором стал Михаил Семенович Лавриненко. Представитель первого поколения комсомольцев, он получил инженерное образование, рано стал коммунистом. Удачное содружество одаренных людей — директора и педагогов — дало скорый результат: за первые десять лет существования техникума, к 1941 году, из его стен вышло более 1000 специалистов флота и организаторов производства.

Среди самых первых курсантов техникума был будущий механик Енисейского пароходства Лев Александрович Ермолаев, исключенный уже перед самым окончанием последнего курса как один из двух организаторов “группы”, ставившей своей целью “компрометирование отдельных студентов и игнорирование общественной работы”. Из первых преподавателей техникума Льву Александровичу хорошо запомнились Павел Андреевич Писарев, выпускник Московского высшего технического училища имени Баумана, сосланный в Сибирь по “шахтинскому делу”, преподавал “теоретическую механику”, “сопромат”, “детали машин”; Всеволод Дмитриевич Медведев, молодой толковый инженер, выпускник Томского политехнического института.

— Он интересно вел не только курс “двигатели внутреннего сгорания”, — вспоминает Лев Александрович, — но и “термодинамику”. Курс “паровые машины и котлы” читал Борис Александрович Воронин, сын профессора Архангельского лесотехнического инстиитута, очень молодой, предмет свой знал в совершенстве и преподавал интересно и толково. Математику вел Вадим Петрович Кутумов, это был добрый, интеллегентный человек. Очень полюбился Петр Александрович Черняев, преподаватель химии. Со школы я не понимал и не любил химию, но, благодаря ему, этот предмет стал для меня очень интересным. Физику преподавал завуч Александр Петрович Каминский, русский язык — Трофим Семенович Зотов. Начальником судоводительской специальности был Григорий Дмитриевич Кокорин…

Об истории становления и развития училища сохранилось немало воспоминаний современников. Я возглавил это учебное заведение, когда оно насчитывало уже 45 лет своей истории. В 1975 — 1976 учебном году, для меня первом в училище, преподавательский штат состоял в основном из педагогов, которые имели стаж учебно-педагогической работы более 10 лет. Это литераторы — Татьяна Михайловна Бурак, Ада Ефимовна Фролова, математики-физики — Тамара Григорьевна Богданова, Виктория Лаврентьевна Веселкова, Людмила Иосифовна Баранцева, Татьяна Михайловна Гутник, преподаватели технических дисциплин — Лидия Александровна Галынина, Ольга Константиновна Шаповалова, Людмила Яковлевна Семенова, специальных дисциплин — Виктор Федорович Нечесонов, Виктор Титович Гордиенко, Борис Михайлович Янкевич, Юрий Деомидович Черезов, Иван Николаевич Михайлюк, Валерий Васильевич Корнев, руководители физического воспитания — Федор Иванович Трепуков и Юрий Андрианович Лукьянов. В этом перечне далеко не все, кого я считаю очень добросовестными преподавателями, педагогами высокого мастерства.

Меня всегда радовали, приводили к какому-то вдохновению открытые уроки литераторов, которые были настоящими певцами своей темы. Как руководителю педколлектива мне тоже нужно было давать уроки, в том числе и открытые. При этом следовало очень деликатно подходить к посещению моих открытых уроков другими. Мне по душе и ближе всего было преподавание судовой документации, Кодекса торгового мореплавания и Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС) — всего 480 часов, предел для любого администратора училища. Это шло как дополнительная, оплачиваемая педнагрузка.

Забегая вперед, хочу отметить: мне нравилось общение в процессе занятий с ребятами выпускных курсов. Они имели определенный опыт практической работы в судовых экипажах. Каждый раз, беседуя с курсантом-выпускником, я старался понять, как он поведет себя в той или иной ситуации, и при этом делал пометки у себя в дневнике. На это уходило много времени, но зато до выпуска каждого молодого специалиста у меня складывалось определенное мнение о нем.

Источником для изучения способностей и характеров являлись не только индивидуальные беседы с курсантами старших курсов, но и с классными руководителями, командирами рот, начальниками специальностей. Если ничего существенного о своем подопечном они рассказать не могли, у меня складывалось определенное мнение о стиле их работы.

Прежде, чем прийти на открытый урок, я просил разрешения у преподавателя, интересовался, что курсанты в данный момент изучают, как будет проходить урок, и договаривался о конкретной дате и времени посещения. Обычно и чаще всего ни после урока, ни в других местах каких-то замечаний я не делал. Вел дневник посещений и, главное, старался распознать, как складываются взаимоотношения между группой и педагогом, что есть новое, особенное в построении урока. Кстати, просматривая сегодня свои записи, я отчетливо вижу, чем отличались друг от друга стили преподавания Богдановой и Баранцевой, Шаповаловой и Галыниной. Это во многом помогало и мне формировать свой стиль в работе, было легче преподавать судовую отчетность. По каждому ее направлению я брал в пароходстве образцы бланок, давал вводную, после чего каждый курсант выполнял небольшую курсовую работу. Я давал конкретный материал из реальной жизни флота, и это хорошо воспринималось моими слушателями — они с пониманием относились к тому, что завтра точно такую же работу им придется делать на судне: начислять зарплату, вести вахтенный журнал, считать выполненную работу по путевому журналу, учитывать расходы материалов и топлива, вести учет общественного питания, выводить хозрасчетные показатели, писать морские протесты, составлять аварийные акты и так далее.

Уже на второй год своей преподавательской деятельности в систему обучения по Международным правилам предупреждения столкновения судов я ввел опросные карточки, в которых был один вопрос и шесть вариантов ответов, один из них правильный. В тот же год из управления кадров и учебных заведений Министерства речного флота РСФСР в училище прибыла большая комиссия по проверке качества обучения. Возглавил комиссию заместитель начальника по учебной работе Пермского речного училища. Он посетил несколько моих занятий и хорошо отозвался о моем стиле ведения урока, отметил мое умение наладить контакт с курсантами.

Я старался посещать все открытые уроки, которые проходили в училище. Редко кто из педагогов, побывавших на таких уроках, высказывался критически о своих коллегах. Все старались увидеть только хорошее и подчеркнуть это при подведении итогов. Мне же чаще приходилось высказывать негативное мнение. Многие из моих замечаний исходили из тех учебников, пособий, которыми пользовался педагог. Например, на уроке математики разбирались примеры, когда что-то выходило из пункта А в пункт Б. Я говорил на это:

— Почему бы вам не взять, к примеру, Ворогово и Енисейск —есть конкретное расстояние. А для сравнения скоростей взять движение теплохода “Метеор” и любое другое судно. Фантазии — через край. Это интересно для учащихся. Почему бы не использовать справочники тарифных расстояний. Есть связка между изучением спецлоции, судовождения, математики, динамики…

Из этих моих рассуждений вытекало, что на судах должны бывать не только преподаватели специальных дисциплин, но и общеобразовательных. Это должно присутствовать в творческих планах. Однажды после анализа открытого урока по математике и моего требования, чтобы хотя бы на открытых уроках отрабатывалась связь между точными науками и специальными дисциплинами, Татьяна Михайловна Гутник зашла ко мне в кабинет и со слезами на глазах спрашивает:

— За что вы меня не любите?!

Я долго объяснял ей, что мое требование исходит из общей постановки задачи всеми доступными формами прививать у курсантов любовь к избранной профессии.

В этот период я интенсивно штудировал труды многих авторитетов педагогики — Ушинского, Макаренко, Сухомлинского и других. Меня постоянно занимала идея системного подхода к воспитанию молодого специалиста. Я рассуждал примерно так. На приемных экзаменах мы определяем уровень знаний абитуриента — это первое. Мы знаем, какие требования предъявляются к молодому специалисту, или какими знаниями и опытом должен владеть выпускник училища, — это второе. Между этими двумя гранями действует педагогическая система, предусматривающая теоретическую и практическую подготовку специалиста. Как по такому же принципу выстроить воспитательный процесс? По каким критериям оценивать воспитание? Эти вопросы неоднократно ставились мною перед методическим кабинетом, классными руководителями, в целом на педсовете.

4.

Идея комплексного подхода к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечения тесного единства идейно-патриотического, трудового и нравственного воспитания, не была новой для педколлектива. Однако задача состояла в том, чтобы правильно учесть, применить эту систему на практике, чтобы воспитатель мог и умел воздействовать на курсанта в нужный момент и в нужном направлении. Но прежде необходимо было выработать комплексную систему оценки, позволяющую подготовить специалиста требуемой воспитанности, — в этом заключалась основная трудность.

Одна из методических разработок училища тех лет — “Применение технических средств при кабинете черчения”, автор Л. Я. Семенова, — была посвящена в том числе умению организовать рабочее место с наибольшей эффективностью, что, несомненно, пригодится курсантам в будущем. Разработка Л. А. Галыниной “Индивидуальная работа с учащимися, как основная форма развития самостоятельности” предусматривала такую схему: после тщательного и разностороннего изучения учащихся в процессе преподавания, выполнения контрольных, бесед с родителями, классным руководителем и командиром роты преподаватель в своих планах предусматривает работу в подгруппах — “сильных”, “средних”, “слабых”, на которые подразделяется группа в результате индивидуальной работы с курсантами.

Методическая разработка Л. А. Головченко “Этика педагогического труда” определяет и раскрывает в том числе понятие профессиональной этики. На примере этики педагогического труда отрабатывается этика капитана судна, вахтенного начальника. В методических разработках других педагогов раскрывается понятие развивающего обучения, при котором происходит не только усвоение основного материала, но и развитие умственной деятельности (памяти, внимания, наблюдательности). Интерес для меня представляли работы А. Е. Фроловой на тему “Средства воспитательного воздействия на курсантов”, А. Ф. Колиной — “Воспитание единства нравственного сознания и поведения”.

В училище было заведено устраивать, как правило, еженедельные педагогические чтения, на которых часто выступали ведущие специалисты Красноярского педагогического института, методической лаборатории госуниверситета. В этой среде я довольно быстро освоился, стал разбираться во всех сложностях педагогики и, как итог, выступил на совете директоров средних учебных заведений края с докладом “О комплексном подходе при разработке системы воспитания на примере Красноярского речного училища”. Предварительно мой доклад был рассмотрен на педсовете, членами которого были сделаны серьезные поправки и дополнения.

Участниками совещания мой доклад был воспринят благожелательно. В процессе обсуждения отмечалась особенность училища, когда курсанты постоянно, от подъема до отбоя, находятся под контролем, а отсюда — большие возможности воспитателя контролировать их самоподготовку, планировать и выполнять широкий спектр мероприятий воспитательного характера и давать им оценку. Девиз “форма дисциплинирует” наполняется реальным содержанием: у курсантов непрерывно вырабатываются такие качества, как опрятность, подтянутость, умение планировать свое свободное время вне училища — в увольнении.

К нам на педагогические чтения, открытые уроки, вечера отдыха в курсантском клубе потянулись преподаватели и учащиеся из других учебных заведений. После этого уже на цикловых комиссиях я более требовательно настаивал на том, чтобы воспитательную задачу урока формировали в большей мере целенаправленно. По итогам упорной и кропотливой работы всего коллектива училища мы в начале 1980 года, при подготовке к празднованию 50-летия со дня основания учебного заведения, провели конференцию по организации у нас воспитательного процесса. Конференция, рассмотрев многогранные формы этой работы, в том числе по отдельным группам, проанализировав накопленный опыт, подвела итоги и приняла рекомендации. Возможно, они излишне политизированы — таково было время, но в них довольно точно отображена суть воспитательной работы — процесса для любого учебного заведения сложного. Думаю, выработанные тогда рекомендации стоят того, чтобы быть воспроизведенными на страницах этой книги:

1. Сосредоточить внимание коллектива на решении центральной задачи в подготовке специалистов среднего звена — формирование марксистско-ленинского мировоззрения; обеспечить глубокое усвоение курсантами основных понятий и идей, излагаемых наукой; связывать воспитание и обучение с актуальными задачами коммунистического совершенствования, направить всю работу на достойную встречу XXVI съезда КПСС.

2. Считать одной из основных форм обеспечения комплексного воспитания урок. В поурочном плане, кроме обучающих целей, ставить воспитательные цели и цели по развитию личности, обращать на уроке особое внимание на выработку у курсантов трудовых навыков, для чего: разнообразить формы самостоятельной работы, систематизировать контроль за знаниями, отражая его в тетради учета индивидуальной работы.

3. Создавать атмосферу высокой требовательности за уровень знаний курсантов по общественным дисциплинам, обеспечивать их активное участие в конкурсах по проблемам общественных наук, в вечерах вопросов и ответов на политические темы.

4. С целью повышения эффективности воспитательной работы выявление и учет уровня воспитанности курсантов проводить по системе:

а) изучение учащихся отражать в дневнике наблюдений классного руководителя;

б) один раз в семестр на групповых собраниях подводить итоги по всем пунктам карты воспитанности;

в) конкретное планирование индивидуальной работы с курсантами;

г) при планировании воспитательных мероприятий определять конкретную цель с учетом индивидуальных особенностей учащихся, проводить анализ мероприятия с выявлением его воспитательного воздействия на курсантов;

д) провести конкурс на лучший дневник наблюдений классного руководителя. А. Е. Фроловой провести анализ с целью обобщения лучшего опыта.

5. Ввести в практику работы определение уровня воспитанности курсантов по схеме: 0 – отрицательный показатель, 1 — низкий, 2 — средний, 3 — высокий, 4 — высший.

6. Определять идейно-политическую воспитанность курсантов по следующим направлениям: идейная убежденность, политическая осведомленность, общественная активность, нравственная воспитанность, честность, отзывчивость, скромность, дисциплинированность, трудовое воспитание — отношение к учебному и физическому труду, долг и ответственность, проявление инициативы.

7. Использовать и совершенствовать многообразные формы по повышению уровня политической осведомленности курсантов и формированию их жизненной позиции, для чего: классный руководитель не менее двух раз в семестр проводит анкетирование курсантов, проверяя степень их осведомленности; преподавателям общественных дисциплин не менее одного раза в семестр проводить вечера вопросов и ответов на политические темы, заседания клубов.

8. Совершенствовать работу по воспитанию курсантов в духе коммунистической нравственности, обращая особое внимание на формирование повышенного и ответственного чувства долга за учебу, за профессию, за специальность.

9. Прививать курсантам чувство ответственности за учебный и общественный труд, для чего: один раз в год в актовом зале проводить слет отличников и общественников с приглашением производственников.

10. С целью повышения эффективности ленинского зачета, общественно-политической аттестации оформить стенд, где отразить:

а) сущность и задачи ленинского зачета;

б) организацию ленинского зачета и рекомендации по его оценке.

11. Разработать цикл лекций для курсантов первых курсов по единству требований, предусмотрев несение курсантами дежурной службы, соблюдение форм одежды, выполнение распорядка дня, их работу по самоподготовке и т. д.

12. Организовать и проводить конкурсы на лучшего слесаря, токаря и развертывать соревнования между группами по приобретению практических навыков курсантов.

13. На педагогическом совете рассмотреть итоги работы по формированию воспитанности курсантов на примере одной группы каждого курса, дать оценку работе классного руководителя.

14. Классным руководителям выпускных групп вместе с А.Е. Фроловой провести анкетирование курсантов, в ходе которого выяснить их отношение к будущей профессии, обратить внимание на то, как сформировано у них чувство ответственности.

15. Методическому кабинету совместно с замполитом еще раз просмотреть карту воспитанности, сделать ее более удобной и доступной для работы классным руководителям.

Эти и другие материалы конференции по воспитательному процессу были представлены в Центральное методическое управление при Министерстве высшего и среднего образования и одобрены им.

5.

В противовес преподавателям, классным руководителям, контингент командиров рот, строевого отдела в целом был, мягко говоря, слабоватым. Низкая заработная плата, ненормированный рабочий день по принципу “нужно быть на работе в нужном месте в нужное время” не способствовали закреплению этих кадров: текучесть командиров рот была высокой. В результате индивидуальная работа с курсантами шла неудовлетворительно, контроль за порядком в жилых помещениях был бессистемным. Зачастую командиры рот занимались распитием спиртных напитков с курсантами старших курсов.

Чрезвычайное происшествие, которое произошло в одной из рот, когда старшекурсники учинили физическую расправу с одним из курсантов третьего курса и тот выбросился из окна пятого этажа общежития и разбился, подтолкнуло меня к самым решительным мерам по наведению порядка. Незамедлительно была проведена аттестация командиров рот, по результатам которой были уволены четыре из шести. На их место были назначены старшекурсники, отслужившие в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Был уволен начальник организационно-строевого отдела Л. В. Поздеев, а на его место назначен преподаватель спецдисциплин, капитан первого ранга запаса Ю. П. Родин.

На внеочередном педсовете кто-то из преподавателей высказался по поводу того, что вернувшихся с практики курсантов не всех пускают в стены училища, на что я отреагировал в резкой форме:

— Если я увижу хоть один раз курсанта, внешний вид которого напоминает бомжа, в стенах училища, будут приняты определенные меры к тому воспитателю или преподавателю, которые принимают таких курсантов.

Стал вопрос об искоренении так называемой дедовщины. Как выход из этого укоренившегося порочного обычая, мы приняли решение о формировании рот из разновозрастных групп. Например, первая рота стала состоять из 11-й, 21-й, 31-й и 41-й групп. Распределили обязанности между разными возрастными группами. Так, за старшим курсом были закреплены дежурства по роте, по училищу, по самоподготовке курсантов. Дневальные назначались из своей возрастной группы. Эта реорганизация принесла положительные плоды незамедлительно. Во внеурочное время к младшим перестали приходить и издеваться над ними старшие по возрасту. За каждым курсантом-первогодком был закреплен наставник из старшекурсников. Старшинский состав роты подбирался также из старшекурсников, и так далее. Зато младшим досталась уборка общественных помещений, работа на камбузе, уборка закрепленной территории и т. п.

Я сегодня не думаю, что эта реорганизация решила все вопросы. Некоторые педагоги, особенно из родственных учебных заведений, критиковали меня за то, что младшим достается более грязная работа. Когда в одной группе младшего курса было проведено анонимное анкетирование, то один из первокурсников написал: “Наберусь терпения и выдержу, но зато, когда буду на старшем курсе, “отосплюсь” на младших”.

Бывали случаи, когда в два часа ночи меня поднимала милиция и требовала прибыть в училище для коллективного обыска баталерок (так называется камера хранения роты) на предмет возможного наличия в них украденных вещей. Но, слава Богу, все обходилось, благодаря тому, что в ротах, на местах, дисциплину поддерживала дежурная служба — дежурный по училищу в ранге командира роты или начальника специальности, заместители начальника, преподаватели спецдисциплин из мужчин. Как правило, на преподавателей гуманитарных дисциплин возлагалось проведение в курсантском клубе каждую субботу молодежных вечеров. Сценарий такого вечера разрабатывала та или иная цикловая комиссия при обязательном участии актива роты. Посещение —строго по пригласительным билетам. Приглашение гостей и порядок в клубе обеспечивались той ротой, которая, по графику, являлась организатором вечера.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных