Рассмотрим все это на примере.
Заложим в прогностический баланс 5-процентную рентабель- ность продаж и 40-процентную норму распределения чистой прибыли на дивиденды и рассчитаем потребность в дополнитель- ном финансировании сначала на основе трех предположений (см. выше), а затем — по формуле. Фактическая выручка — 20 млн. руб., прогнозируемая — 24 млн. руб., (темп прироста выруч- ки — 20%, или 0,2). Расчеты сделаем для ситуации полной загруз- ки производственных мощностей в отчетном периоде. Одновре- менно предположим для простоты, что основные активы для обеспечения нового объема продаж должны возрасти на 20% (т. е. на 0,2).
1. Составим прогностический баланс на основе отчетного по «методу процента от продаж»
(млн. руб.)
| Отчетный баланс
| Прогностический баланс
| АКТИВ Текущие активы
Основные активы
| 2,0 (10% выручки)
4,0 (20% выручки)
| 2,0 + 2,0x0,2 = 2,4 либо (24,0x0,1) = 2,4
4,0+4,0x0,2 = 4,8 либо (24,0 х 0,2) = 4,8
| БАЛАНС
|
| 7,2
| ПАССИВ
Текущие обязательства
Долгосрочные обязательства
Уставный капитал
Нераспределенная прибыль
| 2,0 (10% выручки)
2,5
0,3 1,2
| 2,0 + 2,0x0,2 = 2,4 либо (24,0x0,1) = 2,4
2,5
0,3
1,2 + 24,0x0,05- -24,0x0,05x0,4 = 1,92
| [баланс_______
| 6,0
| _________ 7Д2_________ J
| ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНЕШНЕМ = 7 9 - 7 12 = О OR млн nvfi ФИНАНСИРОВАНИИ 7'2 7'12 °'°8 1^"* Ру5*
2. Теперь просчитаем потребность во внешнем финансирова- нии по «методу формулы»: 0,8 + 2,0 х 0,2 - 2 х 0,2 - 24,0 х 0,05 х (1- 0,4) = 0,08 (млн. руб.).
Итак, чтобы обеспечить прогнозируемый объем продаж, требу- ются новые капвложения в сумме: (4,8 — 4) = 0,8 млн. руб. Одновре- менно необходимый прирост оборотных активов должен соста- вить: (2,4 — 2,0) = 0,4 млн., руб. Прирост же текущих обязательств: (0,4 млн. руб.) и нераспределенной прибыли: (0,72 млн. руб.), к со- жалению, не в состоянии покрыть возрастание долго- и кратко- срочных финансовых потребностей на (0,8 + 0,4) = 1,2 млн. руб. Об- разуется дефицит в сумме: (1,2 — 0,4 — 0,72) = 0,08 млн. руб.
Результаты сошлись трижды. Финансистам предприятия при- дется изыскать 0,08 млн. руб. собственных или заемных средств.
3.4. Общий бюджет предприятия: структура и принципы составления
Процесс бюджетирования является составной частью финансо- вого планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Финан- совые планы обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на
основании взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.
Цель финансового планирования — обеспечение воспроизводст- венного процесса соответствующими как по объему, так и по стру- ктуре финансовыми ресурсами. В ходе достижения этой цели вы- деляются следующие основные задачи финансового планирования:
• определение объекта планирования;
• разработка системы финансовых планов с выделением опе- ративных, административных и стратегических планов;
• расчет необходимых финансовых ресурсов;
• расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финан- сирования, выявление резервов и определение объемов до- полнительного финансирования;
• прогноз доходов и расходов предприятия.
Обычно составляются планы стратегические, текущие и опера- тивные.
Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансо- вые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финан- совых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.
Текущие планы разрабатываются на основе стратегических пу- тем их детализации, т. е., если первый вид планов дает пример- ный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления ис- пользования, то в рамках текущего планирования проводится взаимоувязка каждого вида вложений с источниками финансиро- вания. Таким образом, стратегические планы дают «макрострук- туру» финансовых ресурсов (перспективы изменения структуры капитала, приоритетные направления вложения и заимствования средств), а текущие — характеризуют эффективность каждого из возможных источников финансирования, содержат расчет цены капитала и его составляющих (акционерного капитала, кредитов, займов и т. п.), а также финансовую оценку основных направле- ний деятельности предприятия и путей получения дохода.
Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы, напри- мер, план производства, план закупки материалов и т. п. Опера- тивные планы входят составной частью в годовой или кварталь- ный общий бюджет предприятия.
Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.
Бюджет — это количественное воплощение плана, характери- зующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, ко- торый необходимо привлечь для достижения заданных планом це- лей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т. е. бюджет создается ДО выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оцен- ки эффективности деятельности предприятия.
Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюдже- ты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информа- цию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и дохо- ды организации.
Основные требования к информации, содержащейся в бюдже- те, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и дос- тупность. Конкретные формы составления бюджета каждое пред- приятие выбирает самостоятельно.
Бюджетный период, как правило, охватывает краткосрочный аспект планирования (год, квартал), однако, бюджеты, связанные с капитальными вложениями, составляются и на более длитель- ный период — пять, десять лет.
Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета:
1. Планирование операций, обеспечивающих достижение це- лей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом пери- од.
2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласова- ние интересов отдельных работников и групп в целом по пред- приятию для достижения намеченных целей. Бюджет способству- ет выявлению слабых звеньев в организационной структуре, ре- шению проблем коммуникации и распределения ответственно- сти между исполнителями.
3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.
4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис- циплины. В качестве основы для оценки выполнения плана цен- трами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой измене- ниями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.
5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответствен- ности на предприятии.
Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
I. Подготовка прогноза и бюджета продаж.
II. Определение ожидаемого объема производства.
III. Расчет затрат, связанных с производством и реализаци- ей продукции.
IV. Расчет и анализ денежных потоков.
V. Составление плановых финансовых отчетов.
Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее ши- роко используется структура общего бюджета с выделением опе- ративного и финансового бюджетов.
Общий бюджет (основной бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризу- ющий информационный поток для принятия и контроля управ- ленческих решений в области финансового планирования. Струк- тура общего бюджета представлена на рис. 3.
Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюд- жет — это система бюджетов, характеризующих доходы и расхо- ды по операциям, планируемым на предстоящий период для сег- мента или отдельной функции организации. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в котором является бюджет продаж. Целью и заключитель- ным этапом процесса составления операционного бюджета вы- ступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составле- ния операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и адми- нистративных расходов и т. п.).
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализа- ции, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он явля- ется отправной точкой всего процесса бюджетирования и наибо-
Условные обозначения:
— информационные потоки
Рис. 3. Структура общего бюджета предприятия
лее спорным моментом. Термин «планирование продаж» необхо- димо отличать от термина «прогнозирование продаж». Последний термин отражает оценку, предсказание, которое впоследствии может стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз пре- вращается в бюджет, если допускается его реальность. Сложность окончательного расчета бюджета продаж связана с тем, что объем реализации определяется не только производственными возмож- ностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:
деятельностью конкурентов;
общим положением на национальном и мировом рынках;
политикой ценообразования;
сезонными колебаниями спроса и поставок;
объемом платежеспособного спроса;
результативностью рекламы;
качеством продукции и т. д.
Расчет объема реализации осуществляется на основе статисти- ческих методов с использованием экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.
На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характери- зующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закуп- ки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и администра- тивных расходов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:
1) определить объем затрат;
2) сгруппировать затраты с учетом специфики процесса произ- водства и изменений объема реализации продукции;
3) вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий пе- риод.
Бюджет производства показывает, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланиро- ванные продажи и требуемый уровень запасов.
На основе оперативных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.
Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса. Взаимосвязь финансового и операционного бюджетов показана на рис. 3. Финансовый бюджет составляется с учетом информации, содержащейся в бюджетном отчете о при- былях и убытках.
Бюджет движения денежных средств — это план денежных по- ступлений и платежей. При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.
Бюджет капитальных вложений на основе выбранного крите- рия рентабельности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Информация, со- держащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денеж- ных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюд- жетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтер- ский баланс (изменяя величину основных средств и других долго- срочных активов).
Завершающим шагом в процессе подготовки общего бюджета служит разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который характеризует изменения в финансовом и имущественном поло- жении предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.
На рис. 4 схематически представлен процесс формирования общего бюджета.
В рамках же управления оборотным капиталом основное вни- мание уделяется анализу и планированию движения денежных средств. Этому вопросу посвящен следующий раздел.
Условные обозначения:
информационный поток;
возможность корректировки информационного потока
при изменении параметров планирования.
Рис. 4. Процесс формирования общего бюджета
Анализ и планирование движения денежных средств
Назначение Отчета о движении денежных средств и его связь с другими формами отчетности
Бухгалтерский баланс дает информацию об имуществе органи- зации и источниках его образования на конкретный момент. Сравнение балансовых показателей по ряду отчетных дат позво- ляет определить происшедшие за те или иные периоды измене- ния в стоимости имущества, его структуре, в объемах и соотно- шениях источников финансирования.
Отчет о финансовых результатах и их использовании обеспе- чивает оценку полученных результатов путем отражения данных о доходах и расходах организации, а также дает информацию об основных направлениях расходования прибыли.
Взаимосвязь баланса и отчета о финансовых результатах отра- жает прирост имущества предприятия за счет накопления полу- ченной в отчетном периоде прибыли.
Однако не вся информация о денежном обороте предприятия отражается в этих формах отчетности. Для восполнения данного пробела используют расчет движения денежных средств (ДЦС), который показывает источники средств предприятия и направле- ния их использования в определенный период. Таким образом, Отчет о ДЦС характеризует уровень достаточности денежных ре- сурсов предприятия.
В главе 1 части I было дано наиболее общее представление об Отчете о ДЦС. Теперь предстоит углубить и конкретизировать эти знания, что и предоставит Читателю возможность перейти к практической работе по бюджетированию.
Можно выделить основные направления использования ин- формации о ДЦС:
• оценка способности предприятия выполнять все свои обяза- тельства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и т. п. по мере наступления сроков погашения;
• определение потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;
• определение величины капиталовложений в основные сред- ства и прочие внеоборотные активы;
• расчет размеров финансирования, необходимых для увеличе- ния инвестиций в долгосрочные активы или поддержания производственно-хозяйственной деятельности на нынешнем уровне;
• оценка эффективности операций по финансированию пред- приятия и его инвестиционных сделок;
• оценка способности предприятия получать положительные денежные потоки в будущем.
Содержание Отчета о движении денежных средств (ДДС)
В Отчете о ДЦС содержится информация, дополняющая дан- ные бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах в части определения притока денежных средств, необходимых для выполнения запланированного объема финансово-хозяйствен- ных операций.
В целях получения информации о состоянии расчетов в народ- ном хозяйстве, начиная с Отчета за девять месяцев 1995 года, в российскую практику составления бухгалтерской отчетности о финансовых результатах введен раздел о ДЦС. Он отражает глав- ные пути поступления денежных средств и направления их расхо- дования. Однако для практической работы по анализу платеже- способности предприятия и его инвестиционного потенциала производится группировка всех формирующихся на предприятии денежных потоков по трем важнейшим сферам его деятельности, соответствующим и трем частям формы Отчета о ДЦС.
1) денежные потоки от текущей основной (производственной) деятельности;
2) денежные потоки от инвестиционной деятельности;
3) денежные потоки от финансовой деятельности.
Рассмотрим эти сферы жизни бизнеса.
Основная текущая (производственно-хозяйственная) деятель- ность
Главным источником денежных средств от основной деятель- ности являются денежные средства, полученные от покупателей и заказчиков. Используются денежные средства на закупку и разме- щение товарно-материальных запасов, производство, реализацию готовой продукции, выплату денег поставщикам, выплату заработ- ной платы и уплату налогов, штрафов и т. д. Производственная дея- тельность, как правило, является основным источником прибыли организации, а положительные потоки денежных средств, возни- кающие в результате этой деятельности, могут использоваться для расширения производства, выплаты дивидендов или возвращения банковского кредита, т. е. в остальных двух сферах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|