Рассмотрим конкретный случай.
В результате пожара сгорел производственный цех, в котором находились сырье, полуфабрикаты и готовая продукция на сумму 5 млн. руб. и оборудование на сумму 20 млн. руб. Затраты на раз- борку сгоревшего здания и уборку в цехе, т. е. на ликвидацию по- следствий пожара, составляют 0,5 млн. руб. Затраты на ремонт здания — 3 млн. руб., на ремонт и приобретение нового оборудо- вания взамен сгоревшего — 6,5 млн. руб. Общая величина убытка составит (5 + 20 + 0,5 + 3 + 6,5) = 35 млн. руб.
При портфельных инвестициях, т. е. при покупке ценных бу- маг, которые можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала.
Соотношение максимально возможного объема убытка и объе- ма собственных финансовых ресурсов инвестора представляет собой степень риска, ведущую к банкротству. Она измеряется с помощью коэффициента риска:
где — коэффициент риска;
— максимально возможная сумма убытка, руб.;
— объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений средств, руб.
Например, необходимо рассчитать коэффициент риска и вы- брать наименее рисковый вариант вложения капитала (см. табл. 6).
Таблица 6. Выбор оптимального варианта вложения капитала по коэффициенту риска
Показатель
| Вариант вложения капитала |
|
первый
| второй
| Собственные средства, тыс. руб.
Максимально возможная сумма убытка, тыс. руб.
1 Коэффициент риска_________________
| 10000
6000 0,6
| 60000
24000 0,4 |
| Данные табл. 6 показывают, чть при втором варианте вложения капитала величина риска в 1,5 раза меньше, чем по первому вари- анту (0,6: 0,4 = 1,5).
Исследования рисковых мероприятий, проведенные автором, позволяют сделать вывод, что оптимальный коэффициент риска составляет 0,3, а коэффициент риска, ведущий к банкротству ин- вестора, — 0,7 и более.
Реализация второго правила требует, чтобы финансовый ме- неджер, зная максимально возможную величину убытка, опреде- лил бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял решение об отказе от риска (т. е. от мероприятия), приня- тии риска на свою отвественность или передаче риска на отвест- венность другому лицу.
Действие третьего правила особенно ярко проявляется при пе- редаче риска, т. е. при страховании. В этом случае он означает, что финансовый менеджер должен определить и выбрать прием- лемое для него соотношение между страховым взносом и страхо- вой суммой. Страховой взнос — это плата страхователя страхов- щику за страховой риск. Страховая сумма — это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности, ответствен- ность, жизнь и здоровье страхователя. Риск не должен быть удер- жан, т. е. инвестор не должен принимать на себя риск, если раз- мер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховом взносе.
Реализация остальных правил означает, что в ситуации, для ко- торой имеется только одно решение (положительное или отрица- тельное), надо сначала попытаться найти другие решения. Воз- можно, они действительно существуют. Если же анализ показы- вает, что других решений нет, то действуют по правилу «в расчете на худшее», т. е. ЕСЛИ СОМНЕВАЕШЬСЯ, ТО ПРИНИМАЙ ОТ- РИЦАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ.
При разработке программы действия по снижению риска необ- ходимо учитывать психологическое восприятие рисковых реше- ний. Принятие решений в условиях риска является психологиче- ским процессом. Поэтому наряду с математической обоснован- ностью решений следует иметь в виду проявляющиеся при при- нятии и реализации рисковых решений психологические особен- ности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, са- мостоятельность, экстраверсию, интроверсию и др.
Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего реше- ния. От риска обычно уходят руководители консервативного ти- па, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и про- фессионализме исполнителей, т. е. своих работников.
Экстраверсия — есть свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражает- ся в высоком уровне общительности, живом эмоциональном от- клике на внешние явления.
Интроверсия — это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей. Для интровертивной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интровертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек со- вмещает в определенной пропорции черты экстраверсии и интро- версии.
Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента явля- ется организация мероприятий по выполнению намеченной про- граммы действия, т. е. определение отдельных видов мероприя- тий, объемов и источников финансирования этих работ, конкрет- ных исполнителей, сроков выполнения и т. п.
Важным этапом организации риск-менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и
оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.
Организация риск-менеджмента предполагает определение ор- гана управления риском на данном хозяйственном субъекте. Ор- ганом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т. п. Эти секторы или отделы яв- ляются структурными подразделениями финансовой службы хо- зяйствующего субъекта.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функ- ции:
• проведение венчурных и портфельных инвестиций, т. е. рис- ковых вложений капиталов в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
• разработка программы рисковой инвестиционной деятель- ности;
• сбор, обработка, анализ и хранение информации об окру- жающей обстановке;
• определение степени и стоимости рисков, стратегии и прие- мов управления риском;
• разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;
• осуществление страховой деятельности, заключение догово- ров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;
• разработка условий страхования и перестрахования, установ- ление размеров тарифных ставок по страховым операциям;
• выполнение функции аварийного комиссара, выдача гаран- тии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение дру- гим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
• ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|