ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лингвистическая задача.– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова». Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста. – Попробуйте догадаться, что означают детские слова: тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк. Доклады. – Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология.
ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской воды.
НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века. Так, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, живший в 18 веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому, что расположена она на севере, т. е. наверху. Столь же наивно Тредиаковский этимологизировал и другое географическое название – Италия. Здесь он также «восстанавливал» более древнюю форму – Удалия, считая, что эта страна была названа так потому, что на много верст удалена от России, от севера.
Итог урока. – Для чего нужно изучать этимологию слов? Домашнее задание: упражнение 130. Попробуйте переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, ельник – рот) и составить с ним рассказ. Урок 30. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|