ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Большая эмоциональность восприятияВосприятие младшего школьника Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: H. замечают не главное, а то, что бросается в глаза; I. часто восприятие ограничивается только узнаванием и после- дующим называнием предмета.________________________________ Классы — слабая дифференцированность восприятия (слитность): J. путают предметы, сходные в том или ином отношении; K. ситуативность восприятия: узнают предметы в привычном для них положении.____________________________________________________ Большая эмоциональность восприятия наглядное, яркое, живое дети воспринимают очень эмоционально. Для развития восприятия учащихся учитель должен организовать наблюдение как специальную деятельность, развивать наблюдательность. Для этого необходимо: L. учить выделять эталоны как специальные образцы, в соответствии с которыми ученик должен действовать; M. сосредоточиваться на предмете восприятия, выделяя особенности предмета, подчеркивая главное; N. анализировать, сравнивая предметы (цифры «6» и «9», «Э» и «3» и т. п.), чтобы выделять существенное (главное) и выражать его в слове. ПАМЯТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В младших классах ученики запоминают большой по объему информационный материал, затем его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, дети стремятся к механическому запоминанию, что вызывает у них большие затруднения. Этот недостаток должен устранить учитель, обучая их рациональным приемам запоминания. В этом случае нужно, с одной стороны, учить приемам осмысленного запоминания, расчленяя учебный материал на смысловые единицы, группировать по смыслу, сопоставлять его и т. д. С другой стороны, формировать приемы воспроизведения, распределенного во времени, а также приемы самоконтроля по результатам запоминания. Овладев приемами, способами запоминания, ученик учится более осмысленно, а его деятельность становится произвольной, управляемой. Важный прием запоминания — деление текста на смысловые части, составление плана. Обычно такая работа вызывает у учеников большие затруднения. Они не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше, лишь когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда ученики в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план литературного произведения или арифметической задачи, сложной по содержанию), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести. Необходимо учить ребенка и другим способам запоминания, таким как сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что нужно запомнить, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Научившись сопоставлять и соотносить запоминаемый материал с использованием внешних средств (картин, предметов), ученик осваивает эти приемы и во внутреннем плане, находя сходство и различие между новым и старым материалом и т. д. Воспроизведение заученного материала для младшего школьника задача трудная. Она требует от него умения ставить цель, включать процессы мышления и осуществлять самоконтроль. Вначале при воспроизведении ребенок пытается контролировать себя, заглядывая в учебник, т. е. использует узнавание, затем в процессе обучения формируется потребность в воспроизведении стихотворений и, наконец, при воспроизведении текста. Только к 3-му классу у ребенка развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность ученика: учебный материал обрабатывается и в процессе мышления (обобщение, систематизация), что позволяет школьнику более связно воспроизводить его содержание. Ко 2-3 классу продуктивность памяти интенсивно развивается на основе произвольного запоминания. Но оба вида памяти (непроизвольная и произвольная) развиваются вместе и взаимосвязано. Те большие изменения, которые происходят в процессах памяти младшего школьника, представлены на схеме 24. Учащиеся начинают выделять, осознавать мнемическую задачу. Схема 24 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|