Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение обобщения и конкретизации




Неполное Зная лишь часть общих свойств, ученик и конкретизирует тоже частично, на каком- либо примере.
Единство в пределах учебного материала Конкретизация проводится в пределах известного, как иллюстрация.
Полное единство Обобщение может отрываться от конкрет­ного образа и применяться в новых, кон­кретных условиях.

 

Понимание мыслительных операций для младшего школьника представляет большую трудность. Только еди­ницы учащихся относительно правильно представляют суть мыслительных операций.

Жан Пиаже определяет 4 стадии развития у детей осо­знания системных мыслительных операций (схема 34).

Схема 34 Стадии развития у детей осознания системных мыслительных операций
Стадия Возраст Особенности стадии
  8-9 лет Не могут сказать, как они решают задачи, так как у них нет самоконтроля, направленного на мыслительный процесс.
II 9-10 лет Некоторое осознание своих умственных про­цессов.
III 11-12 лет Начинает проявляться осознание собствен­ных мыслительных процессов.
IV 14-15 лет Осознает операции мышления как таковые, в отвлечении от содержания мышления.

 

►► ВОПРОС № 6. Чем характеризуется мышление ребенка

6-7 лет (первоклассника) по Ж. Пиаже?

Ответ. Ж. Пиаже выделяет две основные особенности

мышления ребенка 6-7 лет:

12 Несформированность представлений о постоянстве основных свойств вещей в связи с непониманием прин­ципа сохранения. Например, ребенку показывают два одинаковых стакана, в каждом из которых налито оди­наковое количество жидкости. После того как ребенок понял, что жидкость разлита поровну, экспериментатор переливает содержимое одного стакана в другой, более высокий и узкий. Затем ребенка спрашивают, в каком сосуде жидкости больше. Ребенок указывает на тот сосуд, в котором уровень жидкости выше. По мнению Пиаже — это стадия дооперационального мышления.

13 Неспособность учесть сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменение.

Дети склонны обращать внимание только на одну, наи­более очевидную для них характеристику объекта. Они не учитывают точку зрения других людей. Собственный взгляд на мир представляется им единственно правильным. Например, ребенок не может сказать, как видит горы кукла, расположенная по другую сторону, нежели он сам. Это яв­ление называется эгоцентризмом.

При соответствующей организации учебной деятельно­сти развитие осознания происходит в более ранний период, как доказал В. В. Давыдов.

В. В. Давыдов с сотрудниками исследовал мышление младших школьников. Он выделил два типа — эмпириче­ское и теоретическое мышление (схема 35).

Схема 35 Типы мышления
Эмпирическое Теоретическое
Знания возникают
при сравнении предметов при анализе отношений внутри расчлененной системы
Выделяются
одинаковые,общие свойства генетическая основа как всеоб­щая форма целого
В основе знания
лежит наблюдение; выделя­ются внешние свойства пред­метов лежит преобразование предме­тов; выделяются внутренние отно­шения и связи предметов
Общее свойство
выделяется как рядоположен­ное с частными свойствами предметов связывается с частными свой­ствами в разных проявлениях
Конкретизация реализуется
в подборе иллюстраций в выделении и объяснении част­ных проявлений системы
Средства фиксации знания отражаются
схемой, словом-термином способом умственной деятельности и различными символо-знаковыми системами

 

Теоретическое мышление характеризуется рядом взаи­мосвязанных компонентов:

• Рефлексия — осмысливание ребенком собственных действий и их соответствия условиям задачи.

• Анализ содержания задач с целью выделения всеобще­го способа ее решения, который затем переносится на целый класс подобных задач.

• Внутренний план действий, обеспечивающий их пла­нированием и выполнением «в уме».

Усвоение знаний на основе эмпирического мышления осуществляется посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений окружающего мира, важных для последующей классификации и распознания. Эмпирическое решение задач некоторого класса происходит применительно к каждой задаче в отдельности и при посте­пенном выделении одинакового приема их решения путем «поисков и о ши бок».

Исследования психологов показали, что при создании определенных условий младшие школьники могут успешно усваивать теоретический материал по математике, русскому языку и другим учебным предметам.

►► СИТУАЦИЯ № 47. В одной из методик по исследова­нию мышления учащимся предлагали решить основную задачу, например, доказательство теоремы. А затем на разных этапах ее решения вводили вспомогательную — значительно менее трудную и содержащую в себе под­сказку решения основной задачи.

Кто из сильных или слабых учащихся раньше восполь­зуется интеллектуальной подсказкой?

Решение. Сначала никто из учащихся не был способен воспользоваться этой интеллектуальной помощью, даже если подсказка почти очевидна.

Только трудом собственной мысли смогли принять и освоить подсказку по мере анализа основной задачи. Принимать помощь стали прежде всего учащиеся силь­ные, и то по мере продвинутое™ в решении основной за­дачи.

Слабому помощь объективно нужна больше, но грамот­но обратиться за ней и с умом принять ее способен лишь сильный. По этой же причине в начальной школе лучше учатся дети инициативные, которые самостоятельно об­ращаются к учителю за помощью.

Чтобы осмысленно принять помощь учителя (обратиться за ней), ученику необходимо пройти определенный путь развития. В подобной осмысленности — ростки субъекта учебной деятельности, который сформируется позднее, на этапе перехода в среднюю школу.

►► СИТУАЦИЯ № 48. Иногда с поступлением в школу по­знавательная инициатива у ребенка постепенно исчеза­ет.

В чем могут быть причины этого?

Решение. Однозначность готовых и правильных ответов на вопросы в начальной школе, которые дают учителя, часто губит познавательную активность и тормозит раз­витие мышления учащихся. Причиной этого могут быть сложившиеся формы мышления у учителей. Учитель с конвергентным мышлением может развить такое же мышление и у учащихся. Только учитель с дивергент­ным, творческим мышлением сможет развить творческое мышление у учащихся.

►► СИТУАЦИЯ № 49.
Знания могут быть
Описательные Объяснительные
Как результат непосредственно чувственного познания и практи­ческой деятельности. Как резуль­тат эмпирического исследова­ния. Они могут быть: 7. точные,неточные; 8. полные,неполные; 9.разной обобщенности и т. д. Усвоить понятие на уровне опи­сания — это значит дать опреде­ление, выделить внешние при­знаки. Основаны на предположении (системе гипотез). Такие зна­ния лежат в основе разных на­учных теорий. Знания позволяют объяснить, теоретически обобщить, а по­том и предсказать различные явления. Усвоить понятие на уровне объ­яснения — это значит, опреде­лению дать содержательный анализ и связать его с другими явлениями.

 

В школе часто в учебной деятельности заложены предпо­сылки для развития преимущественно репродуктивных форм мыслительной деятельности — «мышление по ал­горитму». И мало аспектов учения, где необходима логи­ка научного познания.

Почему уже в начальной школе должны преобладать знания объяснительные?

Решение. Объяснительные знания побуждают учащихся выдвигать альтернативные гипотезы в результате актив­ного поиска таких объяснений, верность которых нельзя проверить путем прямого наблюдения.

Неумение выдвигать гипотезы вызовет трудности овла­дения знаниями в старших классах в связи с тем, что воз­растает объем теоретических, объяснительных знаний. Такие знания для верного понимания и усвоения требу­ют иных способов ориентировки, анализа.

При объяснении учитель должен ориентировать учащих­ся на вопросы типа: «Что объясняется?» и «Как и с помо­щью каких предположений (гипотез) объясняется?»

►► СИТУАЦИЯ № 50. Ребенок знает о противоречиях, но еще их не осознает, он стихийно преобразует всякое про­тиворечие в единство, получая тем самым новое качество. Например, спросите ребенка, что является одновременно живым и неживым? Для нас такого не бывает. Ребенок же может выдать много вариантов: «Волк в мультфиль­ме», «Яблоко, упавшее с дерева».

Традиционная школа дает строгое определение всякому предмету, явлению:

AA. так, и только так будет правильно;

BB. эту задачу следует решать вот таким способом;

CC. это историческое событие следует трактовать таким объективным образом;

DD. данный художественный образ выражает такой-то объективный смысл.

Как же будет действовать ученик после такого обуче­ния в нестандартной ситуации?

Решение. Если ученик попадает в нестандартную ситуа­цию, то он начинает страшно теряться, комплексовать. Чтобы этого не происходило, ученика надо обучать на диалектической основе. Само понятие «диалектика» ввел еще Сократ, обозначив им искусство ведения эффектив­ного спора.

Психологи убеждаются, что у детей есть некоторые врож­денные механизмы познания действительности и чуть ли не важнейший из них основан на диалектических преоб­разованиях.

С освоением человеком диалектического метода позна­ния появляется надежда на открытие им совершенно но­вой истины и на удачный выход из любой проблемной ситуации.

►► СИТУАЦИЯ № 51. Демонстрируется учебный фильм «Причины неполадок в автомобиле» (автор Е. А. Чуда­ков). В этом фильме анализ неполадок включен в сюжет: «Соревновательный пробег».

Дайте психологический анализ правильности выбора сюжета для учебного фильма с точки зрения осознан­ности восприятия.

Решение. В этом фильме учащиеся больше заинтересо­вались соревновательным пробегом. А само содержание неполадок могло пройти мимо их сознания.

Если побочные элементы иллюстрации вызывают боль­ший интерес, чем основное содержание иллюстраций, то такая иллюстрация не выполняет своей функции конкре­тизации явления.

ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Одним из важных психических процессов в обучении является воображение. Часто имеет место недостаточное развитие воображения. Без него затруднена мыслительная деятельность, невозможно решение творческих задач. Без воображения трудно сформировать умение представить, предвидеть, сравнить и т. п. Причина такого явления кроет­ся в отсутствии достаточного уровня развития игровой дея­тельности, в частности сюжетно-ролевой игры.

«Недоигравшие дети» приходят в школу с низким уров­нем развития воображения, с неумением выполнять роль, придумывать сюжет, сохранять внутреннюю позицию, стро­ить взаимоотношения с окружающими.

В процессе обучения воображение младшего школьника активно включается в целенаправленную деятельность. Ре­бенок должен постоянно воссоздавать образы по описатель­ным сведениям, схемам и чертежам. Для полноценной рабо­ты воссоздающего воображения необходимо, с одной сторо­ны, качественное описание изучаемых явлений, предметов, правильное построение схем, а с другой стороны, запас пред­ставлений, имеющихся у ребенка. Этот запас представлений ребенка необходимо все время пополнять. Это задача и учи­теля, и родителей. В результате постоянных усилий учителя в этом направлении воображение младшего школьника со­вершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а за­тем они становятся более точными и определенными.

На первом этапе в образе отражается только несколько признаков с преобладанием несущественных. Ко 2-3 классу число отображаемых признаков возрастает с преобладанием существенных. Образы становятся обобщеннее и ярче. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.

В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать но­вые образы на основе имеющихся представлений. Большую роль в развитии творческого воображения играет система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

При освоении ребенком учебной деятельности в началь­ной школе воображение ребенка становится процессом бо­лее управляемым, произвольным. От 1-го ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обуслов­ливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.

Основные направления в развитии воображения млад­шего школьника — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе соответ­ствующих знаний.

Развитие воображения младшего школьника, которое должно осуществляться под руководством учителя, идет в следующем направлении (схема 36).

Схема 36 Особенности воображения младшего школьника
Особенности воображения
1 класс II класс III класс IV класс
Воображаемый образ из отдельных деталей-фрагментов. Способны связывать отдельные части образа.
Незначительная переработка имею­щихся представлений. Управляемость процесса воображения.
Образы воображения
Расплывчатость, неясность. Вносит­ся много лишнего. Дополнительных деталей не вно­сится. Более точные и опреде­ленные.
В образе отражается (деталей)
2-3 3-4 4-5
Переработка образов
Незначительная. Более обобщенный и яркий образ. Может изменяться сюжетная линия рассказа, вводится условность.
Опора образа (воссоздание словесной ситуации)
На основе конкрет­ного предмета, действия. На основе слова — мысленный образ.
С возрастом воображение становится все более управляемым процессом, и образы его возникают в связи с задачами деятель­ности ребенка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных