ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соотношение обобщения и конкретизации
Понимание мыслительных операций для младшего школьника представляет большую трудность. Только единицы учащихся относительно правильно представляют суть мыслительных операций. Жан Пиаже определяет 4 стадии развития у детей осознания системных мыслительных операций (схема 34).
►► ВОПРОС № 6. Чем характеризуется мышление ребенка 6-7 лет (первоклассника) по Ж. Пиаже? Ответ. Ж. Пиаже выделяет две основные особенности мышления ребенка 6-7 лет: 12 Несформированность представлений о постоянстве основных свойств вещей в связи с непониманием принципа сохранения. Например, ребенку показывают два одинаковых стакана, в каждом из которых налито одинаковое количество жидкости. После того как ребенок понял, что жидкость разлита поровну, экспериментатор переливает содержимое одного стакана в другой, более высокий и узкий. Затем ребенка спрашивают, в каком сосуде жидкости больше. Ребенок указывает на тот сосуд, в котором уровень жидкости выше. По мнению Пиаже — это стадия дооперационального мышления. 13 Неспособность учесть сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменение. Дети склонны обращать внимание только на одну, наиболее очевидную для них характеристику объекта. Они не учитывают точку зрения других людей. Собственный взгляд на мир представляется им единственно правильным. Например, ребенок не может сказать, как видит горы кукла, расположенная по другую сторону, нежели он сам. Это явление называется эгоцентризмом. При соответствующей организации учебной деятельности развитие осознания происходит в более ранний период, как доказал В. В. Давыдов. В. В. Давыдов с сотрудниками исследовал мышление младших школьников. Он выделил два типа — эмпирическое и теоретическое мышление (схема 35).
Теоретическое мышление характеризуется рядом взаимосвязанных компонентов: • Рефлексия — осмысливание ребенком собственных действий и их соответствия условиям задачи. • Анализ содержания задач с целью выделения всеобщего способа ее решения, который затем переносится на целый класс подобных задач. • Внутренний план действий, обеспечивающий их планированием и выполнением «в уме». Усвоение знаний на основе эмпирического мышления осуществляется посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений окружающего мира, важных для последующей классификации и распознания. Эмпирическое решение задач некоторого класса происходит применительно к каждой задаче в отдельности и при постепенном выделении одинакового приема их решения путем «поисков и о ши бок». Исследования психологов показали, что при создании определенных условий младшие школьники могут успешно усваивать теоретический материал по математике, русскому языку и другим учебным предметам. ►► СИТУАЦИЯ № 47. В одной из методик по исследованию мышления учащимся предлагали решить основную задачу, например, доказательство теоремы. А затем на разных этапах ее решения вводили вспомогательную — значительно менее трудную и содержащую в себе подсказку решения основной задачи. Кто из сильных или слабых учащихся раньше воспользуется интеллектуальной подсказкой? Решение. Сначала никто из учащихся не был способен воспользоваться этой интеллектуальной помощью, даже если подсказка почти очевидна. Только трудом собственной мысли смогли принять и освоить подсказку по мере анализа основной задачи. Принимать помощь стали прежде всего учащиеся сильные, и то по мере продвинутое™ в решении основной задачи. Слабому помощь объективно нужна больше, но грамотно обратиться за ней и с умом принять ее способен лишь сильный. По этой же причине в начальной школе лучше учатся дети инициативные, которые самостоятельно обращаются к учителю за помощью. Чтобы осмысленно принять помощь учителя (обратиться за ней), ученику необходимо пройти определенный путь развития. В подобной осмысленности — ростки субъекта учебной деятельности, который сформируется позднее, на этапе перехода в среднюю школу. ►► СИТУАЦИЯ № 48. Иногда с поступлением в школу познавательная инициатива у ребенка постепенно исчезает. В чем могут быть причины этого? Решение. Однозначность готовых и правильных ответов на вопросы в начальной школе, которые дают учителя, часто губит познавательную активность и тормозит развитие мышления учащихся. Причиной этого могут быть сложившиеся формы мышления у учителей. Учитель с конвергентным мышлением может развить такое же мышление и у учащихся. Только учитель с дивергентным, творческим мышлением сможет развить творческое мышление у учащихся.
В школе часто в учебной деятельности заложены предпосылки для развития преимущественно репродуктивных форм мыслительной деятельности — «мышление по алгоритму». И мало аспектов учения, где необходима логика научного познания. Почему уже в начальной школе должны преобладать знания объяснительные? Решение. Объяснительные знания побуждают учащихся выдвигать альтернативные гипотезы в результате активного поиска таких объяснений, верность которых нельзя проверить путем прямого наблюдения. Неумение выдвигать гипотезы вызовет трудности овладения знаниями в старших классах в связи с тем, что возрастает объем теоретических, объяснительных знаний. Такие знания для верного понимания и усвоения требуют иных способов ориентировки, анализа. При объяснении учитель должен ориентировать учащихся на вопросы типа: «Что объясняется?» и «Как и с помощью каких предположений (гипотез) объясняется?» ►► СИТУАЦИЯ № 50. Ребенок знает о противоречиях, но еще их не осознает, он стихийно преобразует всякое противоречие в единство, получая тем самым новое качество. Например, спросите ребенка, что является одновременно живым и неживым? Для нас такого не бывает. Ребенок же может выдать много вариантов: «Волк в мультфильме», «Яблоко, упавшее с дерева». Традиционная школа дает строгое определение всякому предмету, явлению: AA. так, и только так будет правильно; BB. эту задачу следует решать вот таким способом; CC. это историческое событие следует трактовать таким объективным образом; DD. данный художественный образ выражает такой-то объективный смысл. Как же будет действовать ученик после такого обучения в нестандартной ситуации? Решение. Если ученик попадает в нестандартную ситуацию, то он начинает страшно теряться, комплексовать. Чтобы этого не происходило, ученика надо обучать на диалектической основе. Само понятие «диалектика» ввел еще Сократ, обозначив им искусство ведения эффективного спора. Психологи убеждаются, что у детей есть некоторые врожденные механизмы познания действительности и чуть ли не важнейший из них основан на диалектических преобразованиях. С освоением человеком диалектического метода познания появляется надежда на открытие им совершенно новой истины и на удачный выход из любой проблемной ситуации. ►► СИТУАЦИЯ № 51. Демонстрируется учебный фильм «Причины неполадок в автомобиле» (автор Е. А. Чудаков). В этом фильме анализ неполадок включен в сюжет: «Соревновательный пробег». Дайте психологический анализ правильности выбора сюжета для учебного фильма с точки зрения осознанности восприятия. Решение. В этом фильме учащиеся больше заинтересовались соревновательным пробегом. А само содержание неполадок могло пройти мимо их сознания. Если побочные элементы иллюстрации вызывают больший интерес, чем основное содержание иллюстраций, то такая иллюстрация не выполняет своей функции конкретизации явления. ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Одним из важных психических процессов в обучении является воображение. Часто имеет место недостаточное развитие воображения. Без него затруднена мыслительная деятельность, невозможно решение творческих задач. Без воображения трудно сформировать умение представить, предвидеть, сравнить и т. п. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевой игры. «Недоигравшие дети» приходят в школу с низким уровнем развития воображения, с неумением выполнять роль, придумывать сюжет, сохранять внутреннюю позицию, строить взаимоотношения с окружающими. В процессе обучения воображение младшего школьника активно включается в целенаправленную деятельность. Ребенок должен постоянно воссоздавать образы по описательным сведениям, схемам и чертежам. Для полноценной работы воссоздающего воображения необходимо, с одной стороны, качественное описание изучаемых явлений, предметов, правильное построение схем, а с другой стороны, запас представлений, имеющихся у ребенка. Этот запас представлений ребенка необходимо все время пополнять. Это задача и учителя, и родителей. В результате постоянных усилий учителя в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. На первом этапе в образе отражается только несколько признаков с преобладанием несущественных. Ко 2-3 классу число отображаемых признаков возрастает с преобладанием существенных. Образы становятся обобщеннее и ярче. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге. В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. Большую роль в развитии творческого воображения играет система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. От 1-го ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Развитие воображения младшего школьника, которое должно осуществляться под руководством учителя, идет в следующем направлении (схема 36).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|